|
|
|
|
|
|
|
|
Номер 3(164) март 2024 года
|
|
|
|
Мир науки |
Евгений Беркович
Охотничьи рассказы академика Арнольда об Эйнштейне и Пуанкаре
Важно подчеркнуть, что все три главных участника релятивистской революции – Лоренц, Пуанкаре и Эйнштейн – не участвовали в спорах о приоритете. Никто из них ни единым словом не упрекнул другого в присвоении чужого авторства. Об отношении Эйнштейна к притязаниям на авторство теории относительности мы уже говорили. Лоренц публично признал, что Эйнштейн – автор новой теории, а сам даже не хотел становиться ее соавтором, так как это означало расставание с милым его сердцу эфиром.
|
|
Геннадий Горелик
О роли гуманитарных представлений в физическом мировоззрении Эйнштейна
Такого опыта борьбы с научными предрассудками, какой был у Эйнштейна, не было, пожалуй, ни у кого из его современников. А его полевая программа во время создания квантовой теории была, как стало ясно позже, предрассудком. Естественно, надо помнить, что «один и тот же» научный идеал может быть в разное время и предрассудком, и эвристически ценной программой. При этом изменение не всегда идет от эвристичности к предрассудку...
|
|
Алексей Семенов
Борухов и Эйнштейн*
После революции Борухов работал в Москве. Он изготовил из волос портреты Ленина, Бухарина, Сталина, Ворошилова, Ганди, Шуберта, Льва Толстого и Максима Горького. На изготовление портрета Ленина, как было написано в журнале Огонек в 1925 г., было затрачено свыше 200 рабочих часов. В 1924 году он создал гобелен «Взятие Зимнего дворца».
|
|
Валерий Сойфер
Как Брежнев полвека назад отменил распоряжение Сталина
Возможно, сегодня важность прозвучавшего из уст генсека не очень понятна, но в те времена слова и даже интонации лидера компартии значили очень много. Брежнев безоговорочно признал важной еще недавно запрещенную науку. Эти слова генсека устраняли табу, укоренившееся в советской партийной пропаганде.
|
|
Алексей Левин
Кварки и их изобретатели: опыт компактной истории
Гелл-Манн и Нееман предположили, что за возникновение обоих этих мультиплетов, как и всех прочих, как раз и отвечает некая глубинная симметрия законов природы, и им удалось ее найти. Она оказалась обобщением симметрии непрерывной группы SU(2), которой физики уже много лет пользовались для описания спиновых квантовых чисел.
|
|
|
Культура |
Андрей Тоом
Анна Тоом
Судеб связующие нити
Не всегда единодушны они были и в своих мнениях о людях близких Марине Цветаевой. Особенно болезненно Аля реагировала на несправедливое отношение к Сергею Эфрону, своему отцу, нежелание в советском обществе признать его достоинства.
|
|
|
История |
Юрий Кирпичев
Синоп — пиррова победа
И тут начинается цепь ошибок Корнилова, из-за которых и состоялся Синопский бой. Он в свою очередь повлёк за собой вступление в войну англичан и французов, трагикомедия ошибок привела к военной драме, а затем и к трагедии Севастополя. Корнилов, мечтавший о лаврах нового Наварина, так много сил положивший на поиски противника и выведший для этого в штормовое море практически весь Черноморский флот — упустил Османа-пашу! И сам не поймал и Нахимову не дал...
|
|
|
Музыка |
Марина Мдивани
О Гилельсе*
Гилельс знает потенциальные возможности ученика лучше него самого и поэтому, приучая к самостоятельности, может на каком-либо уроке, послушав ученика, вообще не дать указаний, как работать над произведением. Благодаря этому ученик развивается гораздо быстрее, так как, помимо приобретения навыков самостоятельности, отведенное ему время педагога не растрачивается на то, что ученик может сделать сам.
|
|
Феликс Готлиб
Даниил Борисович Шафран
В работе с Шафраном я многому научился: гибкости в обращении со временем, верной реакции на внезапно возникающие сценические обстоятельства и тому, что на сцене всегда прав партнёр, которого принято называть солистом.
|
|
Марк Горенштейн
Партитура моей жизни
Что касается меня, то я практически перестал не только разговаривать, но даже здороваться почти со всеми артистами оркестра. Просто приходил на репетиции и спектакли, отыгрывал всё что положено и уходил. Так прошло месяца полтора и театр обрёл другого нового-старого главного дирижёра, Альтермана Исай Моисеевича, уже работавшего когда-то в театре. Сравнивать Чудновского с Альтерманом было невозможно, разница приблизительно была как между Тосканини и каким-нибудь провинциальным «махалом».
|
|
Взгляд Александра Журбина
Александр Журбин
Загадки оперы Пуччини «Турандот»
Оксана Лынив дирижировала легко и изящно, ее жесты были ясными и прозрачными, и огромный оркестр, хор и солисты подчинялись ей — как мне показалось — с радостью и любовью. Ансамбль и музыкальный баланс был редкостным, хотя музыка в «Турандот» совсем не простая, даже если сравнивать с другими операми Пуччини…
|
|
|
Галерея |
Борис Неплох
Синий цвет неба
Краски на ее работах, выполненных еще в Медоне или в самом начале ее жизни в Монреале, а это начало 50-х, остаются такими же яркими, солнечными, живыми. А написанные ею портреты сравнивались искусствоведами с портретами кисти Сутина, находили в ее творчестве нотки Писарро. А это художники музейного значения, быть с ними в одном строю почетно.
|
|
|
Люди |
Марина Рубанцева
Персонаж Шаламова*
Колымский рассказ со столь интригующим названием любят школьные учителя. На образовательных сайтах осуждают «нравственное преступление» Кубанцева, поехавшего на Север за длинным рублем, там сместившего отличного хирурга, а годы спустя предавшего память.
|
|
|
Мемуары |
Елена Кушнерова
Поступление в консерваторию. История о том, как пролезть в игольное ушко
К моему изумлению, помимо того, что у меня и так вышли все пятерки, я умудрилась и по сочинению на государственном экзамене получить 5. Но даже после этого медаль мне не полагалась, потому что уговора такого не было!
|
|
Из воспоминаний об ALMA MATER
Светлана Шерстюк
По волне моей памяти с Любовью
А далее случилось и неочевидное, и невероятное, что вполне соответствовало законам любого бизнеса: Валера решил отжать мой бизнес. Ведь говорят же: бизнес — война. Я приняла решение закрыть свой малый бизнес. На самом деле, мною руководило вовсе не Островское "не доставайся же ты никому!": предательство одногруппника я восприняла как подсказку свыше: "Пора заканчивать с этим бизнесом, отдохнуть, оглядеться, подумать, как жить дальше".
|
|
Сергей Петухов
Записки бывшего импрессиониста
Но это ведь было еще и период, когда Советский Союз, с тех пор и отпетый, и отпетый многократно, испытывал большие проблемы. Время было непростое, многое мне в те годы не нравилось, особенно закрытость и изолированность страны, и то, что назвалось позже застоем. Казалось, надо что-то сделать, решить, разрешить, продвинуть — и обществу станет лучше. Потому что свобода и движение нужны всем.
|
|
Алексей Ушмаев
Память о чудном мгновении
Но из политических соображений началось постепенное отселение карелов подальше от финнов. Были закрыты сначала клуб, потом школа и магазин. А когда закрыли последний бордель, о котором эти ленинградцы говорили с большой теплотой, здесь уже совсем нечего стало делать. Теперь лишь старые руины напоминают о былом величии населенного пункта…
|
|
|
Поэзия |
Галина Феликсон
Нельзя огонь перебороть огнём
Нельзя огонь перебороть огнём.
И дважды не войти в одну и ту же реку.
Как много мудрости присуще человеку,
Когда он рассуждает о чужом.
|
|
Григорий Марговский
Flea Market*
Речь, дарованную свыше,
Мы утратили с лихвой,
В человеческом затишье
Различая шепот свой.
|
|
Юрий Колкер
И мой сурок со мною
Как он любил тот город — не передать.
К звёздам его сияющим возносил.
Был же тот город — хам, недоумок, тать,
Пакостничал, холуйствовал, лебезил.
|
|
Михаил Окунь
Екатерина Дрибинская
Первая половина десятых. Иллюстрации Екатерины Дрибинской (акварель)
Ну а дальше — барак на сто первом,
Зимний холод, цирроза приметы,
Этанол, собутыльники, стервы,
И наступит последнее лето…
|
|
|
Проза |
Наталья Новохатняя
Создание дыр в людях и стенах
На своём первом рисунке я изобразила собаку. Разлинованная, как и бумажный лист, псина лежала на земле, положив голову на вытянутые вперёд лапы. Она грустила, я ликовала. Вот только хвост подозрительно напоминал ещё одну, пятую лапу. Ладно, утешала себя я, все с чего-то начинают.
|
|
Тамара Ветрова
Излучение В. Отрывок из романа
Светлана пожала плечами. Она решила больше не звонить приятельнице, хотя бы на некоторое время заморозить контакт. Обида ее простерлась до того далеко, что она рассердилась и на мужа, который был уж вообще ни при чем и даже толком не знал, на какую такую выставку жена потащила ребенка.
|
|
Владимир Владмели
Парасейлинг
Меня привязали к парашюту, объяснили, как им управлять, и сказали, что после того, как катер отчалит от берега, я должен следить за канатом, а когда он начнёт натягиваться, пробежать за ним метров десять. Я так и сделал, и вскоре уже был в воздухе. Там я решил проверить, как работают кольца, и парашют послушно отклонялся то влево, то вправо. Кайф был полный.
|
|
|
Переводы |
Михаил Хазин
Стихи Альберта Эйнштейна. Перевод с немецкого и английского
Но героизм по команде,
бессмысленное насилие
и вся отвратительная бессмыслица,
марширующая под названием патриотизма, -
как страстно я все это ненавижу!
|
|
Павел Нерлер
Путём потерь и компенсаций. Этюды о переводах и переводчиках
Итак — разрыв! Разрыв не бесповоротный — с объявлением даже срока его действия: на 20 лет! Еще 20 лет работы поэта! Столько Мандельштам не прожил, так что более советским писателям руки — по крайней мере, публично — он не подавал!
|
|
|
Сцена и экран |
Борис Сёмин
Шопенгауэр. Пьеса в двух действиях
«В ранней юности мы сидим пред своим будущим житейским поприщем, как дети пред театральным занавесом, в радостном и напряженном ожидании того, что должно произойти на сцене. Счастье, что мы не знаем того, что действительно случится! Кто знает это, тому дети должны казаться порою чем-то совершенно вроде невинных преступников, которые хотя и осуждены не на смерть, а на жизнь, но еще не посвящены в ожидающий их приговор»
|
|
|
Эссе |
Печатаем с продолжением
Ольга Балла-Гертман
Дикоросль
Меня удивила тогда в Люксембурге (и очень расположила к нему) человекосоразмерность, внятная и спокойная человеческая устроенность, как в квартире, где — без лишнего педантизма (он очень живой и, как всё живое, вполне лохматый) — вещи лежат на своих узнаваемых местах и не конфликтуют с пространством, но выращивают себе там тёплые уютные ниши.
|
|
|
Читальный зал |
Юрий Шейман
Вещица Булгалтера, или И смех и грех. Заметки о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Но концепция в романе есть. Незаметно то, что оставлено на видном месте. Если булгаковская идея не видна, то это потому, что она не спрятана. И эта концепция далека от ортодоксальной в любом понимании этого слова.
|
|
|