©"Семь искусств"
  март 2024 года

Loading

Оксана Лынив дирижировала легко и изящно, ее жесты были ясными и прозрачными, и огромный оркестр, хор и солисты подчинялись ей — как мне показалось — с радостью и любовью. Ансамбль и музыкальный баланс был редкостным, хотя музыка в «Турандот» совсем не простая, даже если сравнивать с другими операми Пуччини…

Александр Журбин

ЗАГАДКИ ОПЕРЫ ПУЧЧИНИ «ТУРАНДОТ»

Александр ЖурбинРазговор об этом спектакле надо начать с режиссёра-постановщика.

Его зовут Франко Дзефирелли.

Его уже давно нет с нами, он умер в 2019 году. Однако его творения живут на многих сценах мира. Он оставил наследие в оперном театре, которое еще долго не забудется и не сотрется в памяти.

Оперу Пуччини «Турандот» он поставил в Метрополитен опере в 1987 году, почти 40 лет назад. И слава богу, ее пока не заменили и не уничтожили, как это происходит со многими старыми спектаклями.

И то, что придумал Дзефирелли, то, что мы видим сегодня на сцене — огромная радость.

Этот режиссер поставил в нью-йоркской опере 11 спектаклей.

И по крайней мере 2 из них и сейчас на сцене Мет оперы: «Богема» и «Турандот».

Конечно, «Кармен», «Травиату» и «Тоску» уже заменили, и даже несколько раз. Но не затмили постановки Дзефирелли. Старожилы (а я себя отношу к старожилам, ведь я посещаю этот театр с конца 80-х годов) помнят эти роскошные и огромные постановки, которые в каком-то смысле создали стандарт, образец постановки опер на огромной сцене Метрополитен оперы.

Поэтому спасибо менеджерам театра, которые бережно хранят эти театральные шедевры.

***

Но, с другой стороны, все новое.

Новые певцы, новый дирижер.

Дирижёра надо отметить.

Carlos Bosi (background) as the Emperor Altoum and Elena Pankratova in the title role of Puccini's "Turandot". Photo: Karen Almond / Met Opera

Carlos Bosi (background) as the Emperor Altoum and Elena Pankratova in the title role of Puccini’s «Turandot». Photo: Karen Almond / Met Opera

На этот раз оперу Пуччини великолепно провела молодая женщина-дирижер украинского происхождения Оксана Лынив (не могу писать слово дирижерка, хоть вы меня убейте!)

Это — ее дебют в МЕТ, но она уже давно звезда в Германии, Австрии, Италии, да и по всему миру. Нам довелось сидеть в первом ряду, на расстоянии пяти метров от дирижёрского подиума, и мы видели оркестр и дирижера очень близко… И это было удивительное зрелище.

Оксана Лынив дирижировала легко и изящно, ее жесты были ясными и прозрачными, и огромный оркестр, хор и солисты подчинялись ей — как мне показалось — с радостью и любовью. Ансамбль и музыкальный баланс был редкостным, хотя музыка в «Турандот» совсем не простая, даже если сравнивать с другими операми Пуччини…

В конце спектакля Оксана Лынив получила мощную овацию оперных фанатов, которых в Нью-Йорке очень много, и которые хорошо понимают, как важен дирижер в оперном спектакле.

Я присоединяюсь!

***

Elena Pankratova as Turandot and SeokJong Baek as Calàf in Puccini's "Turandot". Photo: Karen Almond / Met Opera

Elena Pankratova as Turandot and SeokJong Baek as Calàf in Puccini’s «Turandot». Photo: Karen Almond / Met Opera

Тут, наверное, самое время перейти к самому творению Пуччини — опере «Турандот».

В этой опере задают загадки. Сначала Турандот спрашивает у своих потенциальных женихов, а потом и жених задает ей свою загадку.

Загадки, кстати, непростые, если не вы не знаете ответа, то ни за что не догадаетесь.

Но и сама опера является загадкой.

До сих пор во многом неразгаданной.

Расскажу вкратце историю создания этой оперы.

***

Пуччини впервые услышал и увидел этот материал в театре великого режиссера, основателя Зальцбургского фестиваля

Макса Рейнхардта. Не нашел никаких сведений, что именно он смотрел, но скорее всего это была пьеса Шиллера «Турандот, принцесса китайская». В России эта пьеса совсем неизвестна, хотя прочитать ее по-русски вполне доступно… Это огромное, как всегда у Шиллера, «полотно», 5 актов, множество персонажей… И указано, что сюжет взят у Карло Гоцци.

Ну, вот а произведение старика Гоцци все в России знают. Конечно, благодаря спектаклю «Принцесса Турандот», в театре Вахтангова, который видели в России все от мала до велика, кто-по телеку, кто-то по радио, ну а жители Москвы ходили на него регулярно и многократно…

Ваш покорный слуга видел этот спектакль раза 4 еще в свои студенческие годы. Это было развеселое зрелище с огромным количеством отсебятины — то есть великие артисты Юлия Борисова, Николай Гриценко, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Людмила Максакова — развлекались там от души. (увы, кроме Людмилы Максаковой, все уже на том свете, мир их праху!) …

***

SeokJong Baek as Calàf in Puccini's "Turandot". Photo: Karen Almond / Met Opera

SeokJong Baek as Calàf in Puccini’s «Turandot». Photo: Karen Almond / Met Opera

Так вот эта «Принцесса Турандот» была очень веселой, и Юлия Борисова, которая играла заглавную роль, была очаровательной, легкой и забавной…Как собственно и задумал Гоцци, и режиссер Евгений Вахтангов.

Кто бы мог подумать, что Принцесса Турандот на самом деле была жестокой и злобной мужененавистницей, она безжалостно отрубала голову тем мужчинам, которые пытались стать ее мужьями, и пытались отгадать ее чертовы загадки.

Но именно такую героиню выбрал себе Джакомо Пуччини… Хотя он совсем не был женоненавистником, скорее наоборот.

И среди многих его героинь (Флории Тоски, Мими, Мюзетты, Чио-Чио Сан и т.д.) только Турандот — явно отрицательный характер, плохая женщина, не любящая мужчин и не желающая выйти замуж…

Я не буду пересказывать сюжет оперы «Турандот», вы наверняка его знаете — а если не знаете, посмотрите в Интернете.

Но меня всегда занимал один вопрос — как кончается эта опера?

Как не странно, этого никто не знает.

Дело в том, что Джакомо Пуччини, красивый и стройный мужчина, очень популярный и очень состоятельный человек, в возрасте 65 лет, неожиданно умирает…

Впрочем нет, вполне «ожИданно»: он был страстный курильщик, сигары и сигареты не вынимались из его рта…

У него обнаружили рак горла, его пытались лечить тогда только недавно придуманным облучением, но он умер от инфаркта, который был следствием, как многие считают, проведённой операции…

Не будем копаться в медицинских подробностях: в любом случае это была трагедия…

Vitalij Kowaljow (left) as Timur, Aleksandra Kurzak as Liù, and Joo Won Kang as Ping in Puccini's "Turandot". Photo: Karen Almond / Met Opera

Vitalij Kowaljow (left) as Timur, Aleksandra Kurzak as Liù, and Joo Won Kang as Ping in Puccini’s «Turandot». Photo: Karen Almond / Met Opera

Весь мир ахнул, узнав о смерти великого композитора. В Милане прервали спектакль «Богема», и исполнили «Траурный марш» Шопена.

Однако, как говорится, все мы смертны, и все мы в конце концов перемещаемся в мир иной.

Но здесь была серьезная творческая проблема.

Пуччини не окончил партитуру оперы «Турандот». Там оставалось совсем немного, но это как раз финал оперы, где все решается…

А ситуация там совсем не простая.

Напомню.

Дело в том, что Калаф, принц, претендующий на руку принцессы Турандот, неожиданно отгадал все три загадки… Но она, гипотетическая невеста, непреклонна.

Тут Калаф решает упростить судьбу своей избранницы, и дает ей еще один — незапланированный -шанс: она должна угадать его имя.

А угадать его имя она никак не может, поскольку в городе Пекине ни один человек его не знает…

Но выясняется, что есть пара людей, с которыми видели Калафа: это его слепой отец Тимур, татарский царь, и влюбленная в Калафа служанка Лиу (в некоторых переводах Лю).

Турандот дает команду, и к ней приводят этих двоих. Лиу тут же сообщает, что только она знает имя Калафа, избавляя таким образом старика от пыток. И Лиу начинают пытать на глазах у толпы.

Обратим на это внимание.

Турандот приказывает пытать Лиу, что называется до конца, пока не сознается…

Калаф, который видит все это, палец о палец не ударяет, чтобы спасти Лиу от пыток.

Хотя он знает, что Лиу влюблена в него. Но ему плевать на Лиу, он хочет жениться на Турандот. Лиу, чтобы не выдать тайну Калафа, закалывается и умирает… Ее хоронят прямо тут же.

А мадам Турандот все пытается узнать имя Принца.

Для чего?

А чтобы обезглавить его…

Ведь ее папаша, император Китая Альтоум, твердо сказал ей:

— Раз он отгадал 3 загадки — ты, дочка, должна выйти за него замуж. Клятву нарушать нельзя!

Но поскольку Калаф сам напросился на еще одну загадку (а именно, как его звать?) то у Турандот ещё есть шанс еще наказать чужестранца.

И тут — о везение! — Калаф сам сообщает ей свое имя.

Турандот радуется, и зловеще говорит: Ну что же утром я расскажу отцу, что я узнала твое имя… И ты будешь казнен!

***

Elena Pankratova in the title role of Puccini's "Turandot". Photo: Karen Almond / Met Opera

Elena Pankratova in the title role of Puccini’s «Turandot». Photo: Karen Almond / Met Opera

И в этот момент, написав эту сцену, Пуччини умер.

Оперу завершил его друг Альфано…

Там остались от Пуччини невнятные наброски, и Альфано якобы на основе их, сочинил «Любовный Дуэт», где Калаф обнимает и целует Турандот, а Турандот неожиданно вся размякла, растаяла и расчувствовалась, и мгновенно согласилась быть его женой.

Хор славит новобрачных.

«Конец — он должен быть хорошим» сказал Бертольд Брехт.

А уж в опере конец — почти всегда хороший.

***

Хотя нет… Не всегда.

Вспомним финалы опер Пуччини «Тоска» или «Богема».

Вспомним финал «Нормы», «Пиковой Дамы» или «Кармен»… Финалы этих опер (да и многих других) трагические, мрачные, безысходные. И в этом их сила, за это их любят миллионы зрителей во всем мире.

Представим себе, что Каварадосси не убивают, и Тоска находит его живым. Что Герман не стреляется, а Хозе не убивает Кармен.

Может ли быть такое? Теоретически да, какой-нибудь очередной режиссер-модернист может придумать что-нибудь неожиданное…

Почему я это спрашиваю?

Потому что каждый раз слушая оперу «Турандот» в записи или в театре, я задаю себе вопрос: почему в этом ужасном, страшном и душераздирающим сюжете, где на наших глазах рубят голову и четвертуют людей, где все это сопровождается мощной, резкой и мрачной музыкой, вдруг наступает такой конфетный, слащавый и сентиментальный финал: он целует ее, она, как спящая красавица, внезапно просыпается, и далее все заканчивается, скорее всего, свадьбой.

Конечно, вы скажете: но это же опера! А в опере все условно. И опера должна заканчиваться хорошо.

Это звучит также глупо, как известное выражение Сталина «Любовь побеждает смерть». Вождь написал эту фразу, прочтя поэму Горького.

Но Сталин был неправ… Бывает, что смерть побеждает любовь…

И, мне кажется, если бы Пуччини не умер, он бы пошел по другому пути. Он бы не стал распускать слюни, и делать финал «красивым». Он бы следовал характеру своей героини, которая очень не хотела выйти замуж за незнакомого ей мужчину…

Впрочем, и за знакомого тоже.

Была ли она феминисткой того времени, старой девой, синим чулком, или страдала аноргазмией — мы уже не узнаем…

Но то, что она с радостью уничтожала приближающихся к ней мужчин — это факт.

Вот такую героиню выбрал себе Пуччини. И финал мог и не быть таким хорошим.

***

Elena Pankratova as Turandot and SeokJong Baek as Calàf in Puccini's "Turandot". Photo: Karen Almond / Met Opera

Elena Pankratova as Turandot and SeokJong Baek as Calàf in Puccini’s «Turandot». Photo: Karen Almond / Met Opera

Ну а теперь об исполнителях.

Здесь прежде всего надо назвать южнокорейского тенора SeokJong Baek… (не уверен, как правильно его имя написать по-русски)…

Он еще совсем молодой, но уже пел во многих крупных театрах мира.

Мы только что видели его в МЕТ в опере «Набукко» в небольшой роли Исмаила, а здесь он показал себя во всей красе. Партия Калафа — одна из труднейших в мировом оперном репертуаре, но и одна из самых ярких и выигрышных, ее пели все великие тенора.

У нашего сегодняшнего певца все получилось превосходно. Партия устроена таким образом, что в первых двух актах певец как бы разминается, но уже в конце второго акта звучит знакомая всем мелодия «Nessun Dorma», a в третьем акте певец наконец расправляет плечи, и что называется «выдаёт»…. И конечно, зал замирает — а потом бурные и нескончаемые…

На втором месте — партия Лиу. Александра Курзак, прекрасная певица польского происхождения. Надеюсь, она все еще жена знаменитого тенора Роберто Аланья, они часто выступают вместе…

(В оперном мире браки довольно часто распадаются — такова специфика профессии, долгие расставания и бесконечные объятия с партнерами и на репетициях и на сцене.. Но, надеюсь, с этой парой этого не будет…)

Что касается исполнительницы партии Турандот Елены Панкратовой — я ее слышал впервые, хотя это имя широко известно… Могу лишь сказать что голос у нее мощный, сильный, она с легкостью перекрывала и хор и оркестр в «туттийных местах».

Как ни странно у Турандот нет ярких арий в этой опере (что еще раз подтверждает мою мысль, что Пуччини относился к этой своей героине резко отрицательно). Но образ железной леди, холодной женщины, мстящей всем мужчинам, получился очень убедительно… И как-то очень актуально…

***

Но в целом — chapeau, как говорят французы! Снимаю шляпу!

Потрясающая опера в декорациях и в постановке Дзефирелли, великолепные солисты, превосходный оркестр и блистательный дирижер — who could ask for anything more?

В этом месяце предстоит еще несколько интересных спектаклей.

Спасибо, Метрополитен-опера!

Print Friendly, PDF & Email
Share

Александр Журбин: Загадки оперы Пуччини «Турандот»: 2 комментария

  1. Л. Беренсон

    Большое спасибо. «Весомо… зримо» и совсем не грубо, а любовно и, как понимаю, профессионально по Гамбургскому счёту. И конечно, поток воспоминаний. Лет пять назад в Тель-авивской опере слушал «Кармен» в той постановке, что Дзеффирелли подготовил для Метрополитен-Опера. Приезжала Максакова. Одно из моих жизненных событий со знаком плюс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.