©"Семь искусств"
  март 2024 года

Loading

После революции Борухов работал в Москве. Он изготовил из волос портреты Ленина, Бухарина, Сталина, Ворошилова, Ганди, Шуберта, Льва Толстого и Максима Горького.  На изготовление портрета Ленина, как было написано в журнале Огонек в 1925 г., было затрачено свыше 200 рабочих часов. В 1924 году он создал гобелен «Взятие Зимнего дворца».

[Дебют] Алексей Семенов

БОРУХОВ И ЭЙНШТЕЙН

Семенов Алексей ЮрьевичКогда я учился в младших классах (1958–1961 гг.), к нам домой на улицу Горького (Тверскую) примерно раз в месяц приходил старый парикмахер Григорий Абрамович Борухов. В это время он работал в парикмахерской Института международных отношений (теперь МГИМО), в котором тогда преподавал мой папа Ю.Н. Семенов. Отец говорил, что Г.А. прекрасный парикмахер и приятный человек, поэтому он предложил, чтобы Борухов приходил к нам домой, где стриг бы не только его, но и тестя — Ю.Б. Харитона, и сына (меня). Я очень хорошо запомнил Григория Абрамовича, потому, что он, во-первых, был замечательным мастером и обаятельным человеком, и, во-вторых, рассказывал мне всякие забавные истории.

Однажды, по-моему, в 1961 г., Борухов после стрижки сказал мне: «Алешенька, сегодня я стригу тебя в последний раз, мне уже 76 лет, и мне становится тяжело ходить к вам. Но ты мне очень нравишься, и я хочу, чтобы у тебя осталась память обо мне!» И Григорий Абрамович рассказал, что в конце 1920-х он работал в Советском Торгпредстве в Германии, куда ходил стричься зять Альберта Эйнштейна (не знаю, кого он имел в виду — то ли мужа старшей приемной дочери Ильзы — Рудольфа Кайзера, то ли мужа младшей дочери Марго — Дмитрия Марьянова). По словам Борухова, однажды зять привел в парикмахерскую самого Эйнштейна. Григорий Абрамович, конечно, знал, что Эйнштейн  — выдающийся физик, и счел встречу с ним за большую честь. После стрижки Борухов сказал: «Маэстро Эйнштейн, не оставите ли Вы мне на память свою фотографию? Я буду ее хранить, как семейную реликвию!» Великий физик обещал передать фотографию парикмахеру через зятя. «И вот теперь — продолжил свой рассказ Борухов — я хочу передать две фотографии великого человека тебе».

Эти фотографии, на которых Эйнштейн сфотографирован в профиль и в фас, мне очень понравились, и, на всякий случай, на обороте одной из них я написал красивым почерком «Эйнштейн».

Больше я не видел старого парикмахера, но фотографии хранились на книжной полке дедова кабинета в нашей квартире. И вот однажды, уже в начале 1970-х, к нам пришел знакомый родителям и деду физик (мне кажется, что это был В.И. Ритус), который увидел фотографии Эйнштейна и сказал, что вскоре едет в командировку в Принстон и собирается зайти к многолетней помощнице Эйнштейна и хранительнице его архивов мисс Хелен Дюкас. Он попросил разрешения переснять фотографии, взял их с собой в США и показал мисс Дюкас. Она сразу сказала, что это фотографии конца 20-х годов, что они раньше не были известны, и передала с этим физиком письмо для нашей семьи, в котором кратко благодарила за пополнение коллекции архива новыми замечательными фотографиями. Так и закончилась эта история, а фотографии до сих пор стоят на книжной полке в моем кабинете, и я с удовольствием передам их следующему поколению, потому что они стали нашей семейной реликвией.

Альберт Эйнштейн, 1928-1929

Альберт Эйнштейн, 1928-1929

Альберт Эйнштейн, 1928-1929

Альберт Эйнштейн, 1928-1929

Когда я решил записать эту историю, то заглянул в интернет, чтобы посмотреть, есть ли какие-то публикации о парикмахере Г.А. Борухове. К моему удивлению оказалось, что информации о нем довольно много. Поэтому кратко пересказываю ее.

Борухов родился в Чернигове, по-видимому, в 1885 г. Он стал парикмахером еще до 1-ой Мировой войны, в 1914 его призвали на фронт, а в 1915 он попал в австрийский плен. В лагере Терезиенштадт он стриг и брил товарищей по неволе, лагерное начальство и охрану. По его словам, в мемуарах какого-то офицера упоминались «бархатные руки» Борухова. Находясь в плену, он стал изготавливать гобелены из волос. В Терезиенштадте, Борухов изготовил первый гобелен — лошадиную голову. Этот гобелен позже попал в один из музеев Стокгольма.

После революции Борухов работал в Москве. Он изготовил из волос портреты Ленина, Бухарина, Сталина, Ворошилова, Ганди, Шуберта, Льва Толстого и Максима Горького.  На изготовление портрета Ленина, как было написано в журнале Огонек в 1925 г., было затрачено свыше 200 рабочих часов. В 1924 году он создал гобелен «Взятие Зимнего дворца».

Григорий Борухов со своим гобеленом, 1927

Григорий Борухов со своим гобеленом, 1927

Тамара Солоневич, жена будущего знаменитого эмигрантского публициста Ивана Солоневича, работала в конце 1920-х переводчицей в советском торгпредстве. Потом она стала невозвращенкой и выпустила воспоминания о былой службе. Про Борухова она  вспоминает несколько ехидно, но не зло. По ее словам Г.А. был типичный Фигаро, весёлый, вкрадчивый, любезный, он подлаживался к советской власти, посильно устраивал свои дела, но, похоже, они с Солоневич даже подружились. По крайней мере, именно ей Григорий Абрамович доверил свою тайну. У него в Москве оставались жена и двое детей. У жены был ревматизм, а жили они в каком-то сыром подвале. Борухов хотел перевезти их к себе в Берлин. Будучи в Москве Солоневич зашла к Борухову домой, и увидела, что живут они в темном подвале, а жена — больная женщина. В какой-то момент жену к мужу выпустили, а детей — нет. Борухову пришлось смириться, но, будучи человеком практичным, он стал совершенствоваться в парикмахерском искусстве, учиться делать дауэрвеллен (электрическую завивку), о которой в СССР и понятия не имели, окрашивать каким-то особым способом волосы.

По воспоминаниям Солоневич в начале 1930-х Борухов открыл парикмахерскую в только что выстроенном Доме на Набережной и даже пытался получить в нем квартиру, однако ничего не вышло. Дальше его следы теряются. Тамара Солоневич погибла в Болгарии в 1938 г. при покушении на ее мужа Ивана Солоневича, организованном НКВД.

По-видимому, в конце 1940-х или в начале 1950-х Григорий Абрамович начал работать в парикмахерской МГИМО в здании, расположенном возле метро Парк Культуры.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.