|
|
|
|
|
|
|
|
Номер 10(125) октябрь 2020 года
|
|
|
|
Слово редактора |
Виктория Кац
Евгений Беркович
Виктория Кац, Евгений Беркович: «Интерес — это двигатель учебы»*
Создатель и главный редактор портала «Заметки по еврейской истории» всю сознательную жизнь посвятил точным наукам. Очерк о еврейском немецком семействе трансформировался в книгу, книга — в сайт, а сайт — в полноценный издательский дом. Почему советские физики становились лириками, можно ли вырастить вундеркинда и почему хорошо — это плохо.
|
|
|
Мир науки |
Владимир Визгин
Калибровочная революция в физике элементарных частиц сквозь призму метафор
Удачные, наглядные метафоры позволяют объяснить сложные абстрактные соотношения современных физических теорий или, по крайней мере, создать иллюзию такого объяснения. Немало такого рода метафор, касающихся СМ, самой по себе или в ее сочетании с космологией, придумали авторы научно-популярных бестселлеров, являющиеся при этом крупными профессионалами или даже выдающимися специалистами в области теоретической физики.
|
|
Глеб Перепиляк
Первая русская научная экспедиция в Бразилию 1821-1829 гг.*
Важно заметить, что в отличие от мнения некоторых отечественных авторов, полагающих, что «правый компас» это тот, который находится справа или по правому борту, выражение «по правому компасу» означает, что это — «правильный компас», поскольку взятый с него пеленг исправлен поправкой, учитывающей магнитное склонение и погрешности инструмента.
|
|
Михаил Носоновский
Представления о времени эпохи Раннего Ренессанса и изобретение механических часов
Часы оказались наглядной моделью для различных механистических представлений об устройстве мироздания. Само движение небесных сфер и законы природы стали уподобляться часам, а приводимые в движение часовым механизмом механические куклы оказались моделями живых людей и животных. Часы стали символизировать такие качества как Мера и Мудрость, а искусство часовщика оказалось сопоставленным с божественным творением.
|
|
|
Культура |
Элла Грайфер
В защиту суеверий и предрассудков
Вождь был не просто "эффективным менеджером", но воплощением некой сверхъестественной сущности, пришедшей в мир, дабы изменить его к лучшему. Все мы видели в фильме "Обыкновенный фашизм" экстаз толпы при явлении фюрера народу, и китайские хунвейбины повторяли цитаты из председателя Мао с неменьшим энтузиазмом, чем ученики медресе цитаты из Корана зубрят.
|
|
Лев Сидоровский
«Спасибо, сердце!..» Вспоминая Леонида Осиповича Утёсова
Удивительное дело: благодаря сотням музыковедческих статей было совершенно точно известно, что голоса у Утёсова нет... Есть ли голос, нет ли голоса, — главное, видимо, совсем не в этом. Главное: во всех утёсовских песнях ощутима душа, сердце. Именно его душа, именно его сердце. Вот почему, наверное, песни Утёсова другим исполнителям не давались, не получалось их «осовременить»...
|
|
|
История |
Всеволод Малиновский
Некоторые штрихи к биографии А.И. Шаргея (Ю.В. Кондратюка)
В течение долгого времени появлялись и упорно появляются сплетни о том, что инженер, изобретатель и пионер космических исследований Ю.В. Кондратюк (1897– 1942), настоящее имя которого Александр Игнатьевич Шаргей, не погиб, защищая Родину, а перешел на сторону врага и “работал над ракетами у Вернера фон Брауна”.
|
|
Борис Тененбаум
Борджиа
Новая супруга его не разочаровала — она была мила, элегантна, ее серо-голубые глаза и золотые кудри показались ему очаровательными, — и после двухчасовой беседы со своей нареченной он ускакал вперед, проследить за приготовлениями. Альфонсо не хотел ждать. От Болоньи до Феррары Лукреция и ее огромная свита двигались водой, по каналам. Это было удобно, спокойно и безопасно, но для нетерпеливого жениха — слишком медленно.
|
|
|
Экономические беседы |
Леонид Шейнин
Зарплата и производительность труда
С экономических позиций инфляция не должна влиять на уровень зарплаты, ибо зарплата ориентируется на производительность труда, а не на жизненный уровень работников. Жизненный уровень следует считать социальным феноменом, который следует за экономическими (производственными) отношениями, но не определяет их.
|
|
|
Музыка |
Владимир Бабицкий
Это действительно так бывает
В дополнении к интенсивной исполнительской деятельности и невероятно широкому кругу общения, ещё многочисленные иностранные языки, включая специально изученный идиш. И ещё музыкальное и литературное сочинительство, разнообразные благотворительные акции, выступления и интервью. Всё это в постоянном внимании и заботе о семье, сплочённой взаимной любовью.
|
|
Виктор Юзефович
Рыцарь альта. Становление мастера
Как солист-альтист В. Борисовский являл собою единственное исключение среди выпускников тех лет. Правление консерватории считало необходимым его совершенствование за границей в числе немногих выдающихся исполнителей. Однако ходатайство дирекции удовлетворено не было.
|
|
|
Люди |
Игорь Мандель
Свободы сеятель пустынный
Для описания своей картины мира И.Е. явно требовался новый язык — и он начал его создавать много лет назад. Психологизация и "остраствление" истории требовали новых терминов. Появились такое категории как дальнозоркие и близорукие; люди, занятые вещами и занятые идеями; высоковольтные — низковольтные; три главные человеческие "жажды": самоутверждения, сплочения, бессмертия.
|
|
Мирон Амусья
Тени прошлого. Вальтер Грайнер (29.10. 35 – 06.10.16) — коллега и друг
Вальтер неоднократно обращался к проблеме еврейской катастрофы при нацистском режиме. Он чувствовал буквально личную ответственность за произошедшую трагедию и хотел хотя бы как-то возместить ущерб не только еврейскому народу, но и немецкой науке и культуре.
|
|
|
Мемуары |
Ася Лапидус
Во саду ли в огороде
Стал захаживать Севела. С заметно серьезными намерениями — женихаться-свататься. А жениху, между прочим, глубоко за 50. Возраст любви давно миновал, какая уж там лирика — сплошной марьяжный интерес. Мне он был мало понятен — интерес этот, как, впрочем, и сам Севела — уж очень пестра и невнятна была его автобиография.
|
|
Владимир Алейников
Мой самиздат
Леонид Губанов родился в июле сорок шестого года. Коренастый, ладно сбитый, подвижный, он казался живым воплощением клокочущей в нём энергии. Когда Губанов волновался или читал стихи, с лица его спадала обычная несколько тяжеловатая статичность, как будто он срывал разом маску.
|
|
|
Поэзия |
Михаил Полюга
Не печалься — жизнь светла!
По полям течет сквозной ветер
и печальные стога студит.
Снова что-то изменилось на свете —
может, так же и с судьбой будет?
|
|
Юлиан Фрумкин-Рыбаков
Ни грачей. Ни пролётки. Ни гривен
Ни грачей. Ни пролётки. Ни гривен.
Ни стихов. Ни за так. Ни навзрыд.
Не метель. Не мороз и не ливень
Воздух чёрною дратвой прошит.
|
|
Борис Юдин
Послевкусие
Вся — дрожь, вся сладостная нега,
Предчувствий горестных полна,
Разрезонировалась дека:
— Оставьте лишнюю опеку.
Я хороша и влюблена.
|
|
Анна Арканина
Крылышки из амальгамы*
Время такое — стоишь на ветру,
мимо и горе, и радость.
Котик учёный, скажи дураку —
облако, сон или старость?
|
|
Юлия Долгановских
"В случайной комнате утрачены ключи..."*
Пока стекло моих ночей
клокочет в колбище гипербол,
я прикасаюсь к слову первой,
точнее — первым, я ничей...
|
|
Юрий Колкер
Иду по ковру
Друзья, враги, сокурсники, соперники,
Где наши чаянья и приключения?
Мы были сверстники, а стали смертники,
Чей приговор приводят в исполнение.
|
|
Ольга Олгерт
Скажи мне, что мир не исчезнет. Стихи
Где кончается прошлое, с рельсов сойдя,
И пожар безразличия письмами тушат,
Я в ладонях качаю не слёзы дождя,
А промокшую чью-то весеннюю душу.
|
|
|
Проза |
Анна Агнич
Наскальная живопись
Будь она опытным спелеологом, оглядывалась бы после развилок, запоминала бы, из какого хода пришла. Но она в пещерах была впервые и никак не думала, что будет сложно найти обратный путь. Когда Маша поняла, что заблудилась, ничуть не испугалась, с нею ничего плохого произойти не могло.
|
|
Инна Ослон
В небе всё чисто
Пылилась печатная машинка, но и она была не нужна. Кончились запасы лент и копирки, но и это было неважно. Письма продолжали приходить. Он их выбрасывал, не распечатывая. Ни жене, ни собаке, ни лошади он ничего не рассказал о своем поражении. Но жена все равно знала. Такое уж у них, женщин, чутье.
|
|
Леми Нес
Времена не выбирают
Бабушки на околоподъездных сходках делятся секретами пошива дефицитных мужских носков из детских гольфов: перевернуть, незашитое зашить, а зашитое отрезать. Креативность распространяется, как коронавирус. Народ носит по две пары рукавиц не потому, что холодные зимы, а потому, что у них дыры в разных местах.
|
|
Сергей Левин
Русло и заводи
Андрей уже былъ студентомъ, когда въ одинъ прекрасный день вернулся вечеромъ домой не одинъ. Съ нимъ пришла дѣвушка, худенькая, подвижная красивая шатенка съ аккуратной стрижкой. Глаза добрые, взглядъ веселый. Познакомились. Ирина Мартынова, студентка историческаго факультета...
|
|
Олег Пряничников
Осина
Кровь наполняла шприц, странно, но кровь светилась каким-то непонятным, я бы даже сказал, божественным светом. Семён вдруг почувствовал, что из груди его что-то уходит, что-то очень нужное ему. Он посмотрел на шприц, на бутылку, на стену, что напротив ― на стене висели фотографии сына, жены, их свадебные фото. Семён смотрел на лица жены и своего ребёнка и понимал, что они становятся ему чужими, они ― сын и жена.
|
|
Виталий Мацарский
Тайна Элизабет Сидни
Шекспир писал всегда набело, чему все поражались, и готовые рукописи тут же отдавал в театр. Потому у него и не было архива с черновиками. И пьесы его тогда не считались гениальными, так, развлечения на потребу. Это через сотню лет их оценили по достоинству. А при его жизни и писать о нём не стоило, ведь театральных критиков тогда не было.
|
|
|
Переводы |
Билл Брайсон
Сергей Катуков
Билл Брайсон. Дорога малым дриблингом. Перевод с английского Сергея Катукова*
Лондон не просто огромен по горизонтали, он огромен сквозь время. История поработала здесь на славу. Скорее, это даже не один город, а два — Вестминстер и Лондонский Сити — плюс более или менее бесконечное число инкорпорированных городков, районов, округов, административных единиц, церковных приходов и географических достопримечательностей, покрывающих карту странными и манящими названиями.
|
|
|
Сцена и экран |
Вячеслав Вербин
Смерть Тарелкину!
Так и вижу: меня вызывают к царю,
И сперва я робею… Однако,
Примечаю: вельможи — упырь к упырю!
Как один — вурдалак к вурдалаку!..
|
|
Юрий Димитрин
Софья Журавлёва
Диалоги с либреттистом
Для любого уважающего себя автора сквозная тема творчества — это выяснение, что такое хорошо и что такое плохо. К каждому первоисточнику, над которым работал — мифу, роману, пьесе — я относился как к испытанию на вдохновение, на смекалку, упорство, на талант, если хотите. Любой из них для меня это своего рода «приглашение на казнь». Смогу? осилю? — выживу.
|
|
|
Эссе |
Печатаем с продолжением
Ольга Балла-Гертман
Дикоросль
Как ни удивительно, в Риме нет воображавшихся о нём всю мою жизнь «классичности» (монументальной правильности, царства образцов, линейки для измерения ВСЕГО, а заодно и тяжеловесности) и строгости. Он эклектичен и (гармонично)-беспорядочен, — и это оказывает странно-освобождающее действие.
|
|
|
Читальный зал |
Юрий Колкер
«Самовлюблённей ртути на смоле», или Почему они бездарны
Нужно собраться с духом и признать, что исследовать живущего автора — недобросовестно. Мы на самом деле не знаем, кто́ этот поэт или художник до дня его смерти, а иногда и десятилетия спустя; мы не знаем его настоящего места. Нельзя писать историю текущего века. Знание, на которое можно положиться, добывается усилиями поколений.
|
|
|