©"Семь искусств"
  декабрь 2023 года

Loading

Вклад Имре Кальмана в мировую музыку весьма велик. Он не ограничивается просто сочинением большого числа прекрасных мелодий, полюбившихся людям. Композитор сумел поднять художественный уровень венской оперетты до самой высокой черты за всю ее историю. Далее, он смог довести музыкальную часть своих оперетт до уровня, не уступающего лучшим классическим операм.

Виталий Левин

ВЕЛИКИЙ КОМПОЗИТОР ИМРЕ КАЛЬМАН

ВВЕДЕНИЕ

Уже в период I Мировой войны имя этого молодого композитора из Австро-Венгрии было на устах всех меломанов по обе стороны линии фронта. Для соблюдения приличий в странах, противостоявших Германии и Австро-Венгрии, в том числе в России, имена героев в его опереттах и место действия изменялись. Но это никак не влияло на бешеный успех исполнявшихся театральных спектаклей. Его мелодии напевали даже приверженцы музыкальной классики — опер, симфоний, романсов. Как же удалось Имре Кальману, который творил в легком жанре венской оперетты, достичь такого небывалого успеха? Все очень просто. Народность, красота и глубина его музыки, понятность и близость зрителю его героев были таковы, что достаточно было поставить на сцене одну его оперетту, и театр гарантированно получал своего зрителя. Однако автору этот успех дался нелегко, и жизнь его вовсе не была очень радостной. Несмотря на это он смог преодолеть все трудности и создал яркие, праздничные, веселые и оптимистические произведения. Его имя по праву связывается с наивысшим расцветом венской оперетты. И, увы, с завершением ее истории.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

24 октября 1882 года в семье венгерских евреев Карла Копштейна и Паулы Зингер родился мальчик. Родители дали сыну немецкое имя Эммерих. Семья проживала в Австро-Венгрии, в городке Шиофок, на берегу крупнейшего венгерского озера Балатон. Впоследствии, будучи уже школьником, мальчик сменил имя на венгерское Имре, а в качестве фамилии взял Кальман. С этим новым именем — Имре Кальман — он и вошел в историю мировой музыки. Как это обычно бывает в подобных семьях, родители очень хотели, чтобы их дети с раннего детства обучались музыке. И вскоре в доме появился рояль, на котором стала играть старшая сестра мальчика Вильма. Звуки музыки были слышны в доме с раннего утра и до позднего вечера. Когда Эммерих подрос, это были уже не гаммы, а несложные пьесы. Мальчик все время их слушал. Часто мать искала его по всему дому, а в итоге находила под роялем, куда он залезал, чтобы послушать любимые мелодии, а потом так и засыпал под звуки музыки.

 Однажды в курортный Шиофак приехал концертмейстер Будапештской оперы, скрипач-виртуоз Френсис Лильд. Он снял нижний этаж дома Копштейнов. С этого времени жизнь мальчика круто изменилась. Музыкант часами репетировал на своей скрипке. Мальчик завороженно слушал музыку и заглядывал в окно постояльцу. Ему хотелось не только слушать завораживающие звуки, но и видеть, как они рождаются. Эти наблюдения постороннего мальчугана отвлекали почтенного музыканта, и однажды он пожаловался на него хозяину дома. Оказалось, что мальчуган — сын хозяина дома Карла Копштейна. Лильд побеседовал с ребенком и с изумлением выяснил, что тот может запросто напеть целиком длиннющую рапсодию Ференца Листа, сыгранную его сестрой. Тогда Лильд попросил его спеть еще одно произведение знаменитого композитора. Услышав безошибочное пение Эммериха, профессор музыки пришел в неописуемый восторг. С этого момента он разрешил мальчику целыми днями сидеть на стуле рядом с собой и слушать его гаммы и этюды.

НАЧАЛО УЧЕБЫ

 В 1892 году отец отвез Эммериха в Будапешт и отдал в гимназию. На новом месте мальчик сильно тосковал по родному Шиофоку. Отвлечься от мыслей о доме немного помогали книги. А также первые уроки игры на рояле, которые он получил в гимназии. В один из дней Эммерих получил письмо от родителей с сообщением о том, что домой ему лучше не возвращаться. Из письма следовало, что его отец, занявшись бизнесом, затеял непродуманный проект — превратить родной город Шиофок в процветающий курорт на берегу Балатона. В связи с чем вложил большие деньги в постройку в городе ряда новых крупных объектов: театра оперетты, ипподрома, нескольких гостиниц. Однако задуманное предприятие окончилось для отца полным провалом: все его имущество было конфисковано за долги, сделанные его компаньонами. После чего вся семья Копштейнов была вынуждена перебраться в Будапешт и разместиться у различных родственников. Имре приютила у себя тетя Гизи, а он сменил гимназию и начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством и отдавая весь заработок родителям. Было ему тогда 12 лет. Спустя много лет он вспоминал, что в те дни его охватило ужасное чувство неуверенности в будущем, которое уже никогда в жизни не покидало его. А те авторы, которые впоследствии сочиняли веселые истории о его жизни и успехах, не имели даже представления о том, насколько тяжела была юность Кальмана. Именно тогда им овладела страсть к музыке. И он принял решение во что бы то ни стало выучиться этой профессии и стать настоящим музыкантом. Только мысли о музыке помогали ему в то время забыть о его ежедневных проблемах и сохранить силу духа.

ВХОЖДЕНИЕ В МИР МУЗЫКИ

 Имре продолжал учебу в гимназии, занимаясь одновременно репетиторством — давая уроки латинского и греческого языка, математики и физики. Несмотря на эту большую загруженность, он ухитрялся выискивать время для учебы в музыкальной школе. Каждую свободную минуту он бежал к роялю разучивать произведения Шумана и Шопена. Их музыка буквально пьянила мальчика. А во время каникул его буквально невозможно было оторвать от рояля и усадить пообедать. Постепенно музыка стала для Имре лучшим лекарством от всех жизненных невзгод. Наконец, в 15 лет Кальман впервые выступил в качестве пианиста перед слушателями, исполнив Фантазию Моцарта ре-минор. На концерт пожаловали и журналисты, чтобы сообщить прессе о начинающем музыканте. Имре был тогда настолько худым, что журналисты, не разобравшись, на следующий день восторженно написали о «даровании двенадцатилетнего музыканта — вундеркинда». Вскоре его родители приобрели новую, более просторную квартиру, куда смог переехать и Имре. Теперь он не должен был отдавать заработанные репетиторством деньги, и за короткое время он собрал необходимые 500 крон и осуществил свою мечту — купил рояль. Для него настало счастливое время — он мог сколько угодно сидеть за инструментом, играя свои гаммы и упражнения. Однако тут случилась трагедия — у Имре заболела рука, боль непрерывно усиливалась и никакие лекарства не помогали. Ему грозил запрет на профессию музыканта. И здесь ему на помощь пришли его друзья-музыканты: они предложили ему попробовать свои силы в классе музыкальной композиции Будапештской консерватории. Но возникла трудность: в консерваторию не принимали школьников. Однако профессор класса композиции Ганс фон Кесслер, узнав печальную историю юноши, сжалился над ним и взялся обучать его композиторскому искусству. Так в мир музыки случайно пришел новый гениальный композитор — Имре Кальман.

 Тем не менее, родители Имре настаивали, чтобы он закончил гимназию и получил аттестат зрелости. Он выполнил их требование и после выпускных экзаменов в гимназии поступил, как и хотели родители, на юридический факультет Будапештского университета. Но параллельно он продолжал заниматься в классе композиции Будапештской академии музыки. Однако адвокатская карьера у него не сложилась. Поэтому он ушел с юридического факультета университета и поступил музыкальным критиком в ежедневную будапештскую газету. Он писал об исполняемых новых операх и симфониях. Музыкальная критика вполне могла стать его профессией и даже его стихией. И это при том, что преподаватели музыкальной академии неодобрительно смотрели на эту его деятельность. Но музыка, причем серьезная, все больше заполняла его душу и сердце. Первое музыкальное произведение в этом жанре Кальман написал в 1902 году, будучи еще студентом академии музыки. Это был цикл романсов на стихи Людвига Якубовски. После окончания академии музыки начинающий композитор сочинил симфоническую поэму «Эндре и Иоганна», написал ряд фортепианных пьес и несколько песен. Затем он создал еще несколько симфонических поэм для оркестра. Его симфонические поэмы, особенно поэма «Сатурналии», принесли Кальману известность, но не деньги и успех. Тогда Кальман решил сменить жанр своей деятельности. В 1905 году он написал для театрального спектакля музыкальную пьесу «Наследство Перешлени». А в 1906 году он уже получил заказ от Венгерского театра драмы на музыку к спектаклю «Прощание Микши». В постановке этого спектакля он дебютировал в качестве дирижера. За этот спектакль молодой Кальман был удостоен премии австрийского композитора Роберта Фолькмана. Это было уже официальное признание. На полученные премиальные деньги композитор поехал в Берлин, где пробыл полтора месяца, пытаясь продать музыкальным издательствам свои произведения. Однако везде ему отвечали вежливым отказом. В отчаянии он вернулся домой в Будапешт. В разговоре с сестрой расстроенный Имре жаловался, что его серьезная музыка, все эти симфонии никому не нужны. И что ему остается последний , отчаянный шаг — обратиться к популярному жанру оперетты, который он, серьезный человек, считал легкомысленным, низким и всегда презирал. Но у него не было выхода, и ему пришлось «опуститься». Это была радикальная смена творческого жанра композитора. Она оказалась правильной и определила небывалый успех его музыки.

ОПЕРЕТТА И ФЕЯ ПАУЛА

 Первой пробой явилась оперетта Кальмана «Осенние маневры», написанная им и быстро поставленная в Будапеште в 1908 году. Публика,пришедшая на премьеру, приняла новую оперетту в высшей степени благосклонно. Автору без устали аплодировали и вызывали на сцену. После Будапешта оперетта «Осенние маневры» вскоре была поставлена в Вене, Берлине и Гамбурге. И везде зрители встречали ее с восторгом. Это было не просто признание, а полный успех молодого, 26-летнего композитора. А вскоре в его жизни произошла новая, важная перемена. В 1908 году Имре Кальман переехал в Вену и сразу оказался в центре музыкальной жизни Европы. Здесь он закрепил свой успех, выпуская каждые 2-3 года новую оперетту, которая всегда пользовалась большим успехом и живо обсуждалась продвинутой венской публикой. Однако маэстро сторонился публичных сборищ и вечеринок и потому после спектаклей обычно быстро уходил в кофейню, где и проводил в одиночестве остаток вечера.

 Однажды, после очередного спектакля, он по обыкновению уединился, но затем заметил, что в кофейню вошла целая компания. Среди вошедших оказалась певица, красавица Паула Дворжак. Они заговорили. Она никак не могла поверить, что этот полноватый скромный брюнет и есть тот самый композитор, музыку которого живо обсуждает вся Вена. Он, в свою очередь, не мог поверить, что им интересуется такая красивая дама. Паула прекрасным голосом спела фрагмент последней оперетты Кальмана и сказала, что влюблена в его музыку. На самом деле она была влюблена в автора этой музыки. Так начался почти двадцатилетний роман двух замечательных и талантливых людей. Для него она была музой, вдохновлявшей все его творчество, заботливой феей, рассеивающей все его невзгоды. А для нее он был чудо— гений музыки и в то же время — робкий и непрактичный человек, нуждающийся в постоянной поддержке. Имре настойчиво уговаривал Паулу выйти за него замуж. Но она упорно отказывалась. Трудно сказать, в чем именно была причина этих отказов. Возможно, они были связаны с тем, что по состоянию здоровья Паула не могла иметь детей. А может быть, ее смущало то, что он был значительно моложе ее. Наконец, она, возможно, будучи профессиональной певицей, не могла примириться с второстепенной ролью «домашней хозяйки». Как бы там ни было, в итоге Паула стала для Имре заботливой гражданской женой. И эта роль ее вполне устраивала. Со временем и Имре с этим примирился. В этот период вместе с любовью к Пауле к Кальману пришел небывалый творческий успех: его новые оперетты становились настоящим событием для искушенной венской публики, а затем и для всей Европы. За почти два десятилетия совместной жизни и творчества с Паулой он создал все свои главные шедевры — оперетты «Цыган — премьер», «Фея Карнавала», «Королева чардаша»(«Сильва»), «Марица», «Баядера», «Принцесса цирка». Однако в 1928 году Паула заболела тяжелой болезнью и вскоре умерла. Для Имре Кальмана наступило тяжелое время. Но он надеялся на лучшее. А пока он поставил на кладбище мраморный памятник с изображением парализованной женщины в кресле-каталке. Она взирает на посетителей с отрешенностью человека, навеки покинувшего эту жизнь с ее неизбежной скорбью. Так Имре Кальман увековечил память Паулы Дворжак, близкого ему человека. Он самоотверженно заботился о ней, с тех пор, как она тяжело заболела, вплоть до последних дней ее жизни.

ЖЕНА. СЕМЬЯ. ДЕТИ

 И новое, лучшее, на которое так надеялся Имре Кальман, пришло. Жизнь уже немолодого, 47-летнего композитора решительно изменила юная эмигрантка из России Вера Макинская. Она мечтала стать актрисой и приехала в 1925 году из далекой Перми в Вену. Пока же она служила хористкой в театре оперетты. Кальман познакомился с Верой в 1929 году. 18-летняя девушка покорила мэтра красотой, молодостью, неизменно радостным настроением, оптимизмом, энергичностью. Тогда же они поженились. Верушка — так ее называл Имре — должна была стать его новой музой, вдохновляющей его на новые творческие свершения. Ей он посвятил свой очередной шедевр — оперетту «Фиалка Монмартра» (1930, Вена). Она же родила Имре долгожданных детей — сына Карла и двух дочерей — Лили и Иванну. К сожалению, Вера не стала для Кальмана музой. Эти люди были во многом антиподами: веселая, неизменно пребывающая в радостном настроении, оптимистичная Верушка и пессимист с почти постоянным плохим настроением Кальман. Они плохо понимали друг друга. Во две характерные выдержки из дневника Веры, который она вела по-русски: « Как-то мы с Имре проезжали мимо Центрального венского кладбища, где стоит памятник Моцарту, где покоится прах Бетховена Брамса, Шуберта, обоих Штраусов, Глюка, Ланнера, Миллекера… Здесь, — сказал мне муж, — Я буду когда-нибудь лежать. — А потом и ты, Верушка… рядом со мной. — Спасибо, заранее рада этому! — ответила я с безразличием молодости». И еще: «Для Кальмана каждый день начинается с тяжкого пробуждения. Он открывает глаза уже заранее в дурном настроении, хмурый и неприветливый. По утрам я всякий раз пугаюсь этого неприветливого человека. В сущности, он просыпается во 2-й половине дня. Каково мне при моем оптимизме сносить этого закоренелого пессимиста? Боже милостивый, пошли ему с утра хорошее расположение духа». Однажды — это было уже в США в 1942 году — Имре не выдержал и супруги развелись. Однако через несколько месяцев они снова соединились и остались вместе уже до конца жизни Кальмана: для него семья и дети были высшей и незыблемой ценностью. 1934 год стал для Кальмана годом наивысшего международного признания: Правительство Франции наградило его орденом Почетного Легиона за выдающиеся достижения в области музыки. Увы, это был пик его достижений: за последующие 20 лет жизни композитор написал всего 4 оперетты, которые ныне забыты — «Дьявольский наездник» (1932, Вена), «Императрица Жозефина» (1936, Цюрих), «Маринка» (1945, Нью-Йорк), «Аризонская леди» (1953, Берн).

 Между тем, опасность подходила к Европе: на юге Европы, в Италии, раздавались истерические крики «Дуче, дуче», на севере, в Германии — «Хайль Гитлер». В Абиссинии полыхала война с Италией, люди гибли тысячами. Вскоре то же повторилось, уже по вине немцев, в Испании. Имре понимал, что происходит. Но его Верушка ничего не понимала: для нее все эти ужасы происходили «за границей», а жизнь в Вене, где они жили, пока еще была так прекрасна и весела! Однако, ужасы пришли и в Австрию: в марте 1938 года Австрия, переименованная в «Восточную Марку», должна была быть «воссоединена» с германским рейхом. Это было вменено в обязанность ставленнику Гитлера Иозефу Бюркелю. Бюркель известил Кальмана, что по распоряжению фюрера его произведут в «почетные арийцы» — так же, как супругу композитора Ференца Легара, в результате чего он получит право на постоянное проживание в германском рейхе, несмотря на свое еврейство. Благодарю, — ответил Кальман, — но принять это не могу. Я покину страну. Узнав про этот ответ, Гитлер пришел в ярость. А Имре на семейном совете сказал жене: «Мы — венгры, стало быть, надо обращаться к адмиралу Миклошу Хорти» (руководитель тогдашней Венгрии, союзницы фашистской Германии). «Да вы шутник», — удивлялись знакомые. — неужели вы думаете , что нацисты Вас так и выпустят?». Но Кальман был настроен решительно. Собственная судьба его не тревожила, он беспокоился только за детей. Безграничная любовь к ним вела его к тому шагу, который он бы никогда не совершил ради самого себя: он решил покинуть родину. Вена в ту пору была повсеместно увешана свастиками. Кальман с женой запросили аудиенцию во дворце 70-летнего адмирала, находившемся в центре Вены. «Поезжайте за границу, Кальман, — сразу сказал Миклош Хорти. — Я помогу вам, насколько это в моих силах». Такими словами встретил Кальмана регент и добавил: «Творите и впредь такую музыку, которая способна покорить мир!». В заключение беседы Хорти вновь настойчиво повторил: «Вам необходимо уехать за границу. Я сделаю все, чтобы вы с семьей могли беспрепятственно покинуть страну!».

БЕГСТВО

 Наконец, в один прекрасный весенний день 1938 года семья Имре Кальмана из пяти человек (он сам, жена и трое детей), погрузив свое имущество в две большие легковые машины, предоставленные Хорти, выехали из Вены. На границе Австрии и Германии их задержали пограничники, спросили, не везут ли они с собой деньги и драгоценности. В ответ они указали на венгерский флажок, прикрепленный к машине, и предъявили венгерские паспорта, выданные Хорти. После чего им немедленно разрешили следовать дальше. Снабженные официальными документами от Хорти, они совершали дальнейшее путешествие совершенно легально. Но все же это не было настоящим путешествием — они бежали, спасая свою жизнь! Ближайшей целью их побега был Цюрих. Здесь мы и остановимся, — сказал Имре. Он очень любил Цюрих. Семья прожила в этом городе несколько недель. Однако идея остаться здесь жить не устраивала Верушку, и она принялась уговаривать Имре ехать дальше. Как все русские, она обожала Париж, чувствовала себя там, как дома. «Наше место в Париже», — твердила она. И в угоду ей семья переехала в Париж. Прошло немного времени, и теперь уже Имре стал беспрерывно уговаривать ее ехать дальше: его чуткое ухо музыканта уже расслышало звуки военной тревоги. «Ни за что не уедем из Парижа», — твердила она. «Я должен думать о спасении детей», — отвечал Имре. На этой почве между супругами стали даже возникать ссоры. Наконец, не обсуждая ничего с женой, Имре отправился в американское консульство в Париже. Там незамедлительно выдали визу для въездов в США на всю семью. Быстро собравшись, Кальманы отплыли за океан. А через месяц началась война, и Франция оказалась оккупирована Германией. Так что Имре оказался провидцем!

 На судне вместе с Кальманами плыл американец. Узнав от старшего сына Карла, что он сын композитора Имре Кальмана, американец пригласил семью Кальманов к столу. Его звали Самнер Уэллс, и он был советником президента США Рузвельта по внешнеполитическим вопросам! Большую часть пути в Америку семья Кальманов провела с Уэллсом и его супругой. Это было самое приятное знакомство на пароходе и вдобавок весьма полезное. Как-то, уже ближе к концу пути, Вера обмолвилась: «Мистер Уэллс, вид на жительство у нас на 3 месяца. Помогите нам остаться в США». «Если у вас возникнут малейшие трудности, тотчас обращайтесь ко мне», — откликнулся Уэллс. И он сдержал свое обещание: Кальманы получили сначала продленный вид на жительство, а потом и гражданство США.

ЖИЗНЬ В США

 Итак, летом 1940 года для семьи Кальманов началась новая жизнь — жизнь в США. В этой стране, в отличие от Европы, имя Имре Кальмана было мало известно, о нем не говорили и не писали газеты. Даже тот факт, что знаменитый человек приехал в страну, не был растиражирован газетами. И Вера Кальман взялась за дело. Она считала, что об Имре Кальмане должны широко писать и говорить. Однако сам он с задачей продвижения своего имени не справится, поскольку излишне скромен, что является ничуть не меньшим недостатком, чем мания величия. Ей многое удалось, и Имре вскоре стал сотрудничать с известными американскими композиторами, продюссерами и продолжал сочинять музыку. А его любимая Верушка погрузилась в активную светскую жизнь. Надо сказать, что музыка не была единственной страстью Имре Кальмана: он был талантливым биржевым дельцом и всю жизнь играл на бирже, продавая старые и приобретая новые акции. Оказавшись в США, он попал в биржевой рай. Живя в Нью Йорке, он с раннего утра был уже на ногах и после завтрака тотчас отправлялся на Уолл Стрит на биржу, узнавал курсы акций и начинал игру. За свою жизнь с помощью биржевой деятельности Кальман сколотил большое состояние. Этой деятельности он, живя в Америке, уделял гораздо больше времени, чем музыке: за 9 лет жизни в этой стране (1940–1949) он написал всего одну оперетту «Маринка» (1945). Через месяц после премьеры этой оперетты из очередного выпуска венгерской эмигрантской газеты Имре узнал новость, которая его свалила. Это была статья «Убийство», рассказывавшая о судьбе его двух старших сестер, оставшихся в оккупированной Венгрии. Новость была ясной и жестокой: две сестры Имре, ослабев, упали на дороге, когда их перегоняли из одного концлагеря в другой. Там же они и скончались, как гибнут лесные звери зимой. Лишь младшей сестре Розике удалось спастись. Избежал смерти и ее сын Иштван. За непокорность лагерные власти приговорили его к расстрелу. Грянул выстрел, он упал, его безжизненное тело сбросили в братскую могилу. А когда массовая казнь закончилась, он, оставшийся живым, раздвинул трупы, выбрался и скрылся в лесах. Партизанил. После новости о сестрах Кальмана сразил инсульт. Со временем композитор немного оправился, но пережить трагедию так и не смог. Теперь из большой семьи старших Кальманов, где было пятеро детей — два брата и три сестры — осталось только двое: Имре и младшая сестра Розика. Старший брат погиб на фронте еще в I Мировую войну — как раз тогда, когда Имре писал свою самую знаменитую, веселую оперетту « Королева чардаша (Сильва)».

 Последние 8 лет своей жизни, после того как он узнал о смерти своих сестер (1945–1953), Имре Кальман медленно угасал. Он практически не занимался музыкой. В Отдельные периоды, когда его состояние улучшалось, он посещал нью-йоркскую биржу, играя на курсах акций. А его любимая Верушка продолжала вести независимый, светский образ жизни, так, как будто ничего в семье не произошло.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЕВРОПУ

 После окончания войны зимой 1948/49 года Кальман приехал в Европу и возложил венок на могилу Франца Легара на Центральном кладбище Вены, а затем вернулся в США. А в 1949 году по настоянию Имре семейство Кальманов окончательно возвратились из США в Европу. Имре очень хотел снова увидеть места, где к нему когда-то пришла слава. Чтобы поправить подорванное здоровье, маэстро сначала поехал в Баден-Баден. Однако там его настиг инфаркт. Последующие годы семейство Кальманов прожило в Париже. Старый, больной, утерявший подвижность Имре Кальман, уходил из жизни, коротая последние дни в обществе преданной ему до обожания сиделки, старой девы Ирмгард Шпис. А у Верушки в это время было забот по горло: благотворительные базары с танцами, рауты, вечера, ну и, конечно, дела фирмы «Кальман»: реклама, пресса, интервью.

 Осенью 1953 года семейство Кальманов возвратилось в Париж из путешествия по ФРГ. «Что-то я неважно себя чувствую» — сказал Имре, и прилег. Сестра измерила давление. Оно оказалось нормальным. Имре улыбнулся и уснул… И не проснулся! Он и не заметил, как наступил конец. Говорят, так умирают праведники. На календаре стояло 30 октября 1953 года.

 Тело Имре Кальмана было перевезено в Вену и похоронено, согласно завещанию покойного, на Центральном кладбище Вены, по соседству с могилами Моцарта, Бетховена, Брамса, Штраусов, Легара. На похоронах присутствовало свыше 10 тысяч почитателей его таланта. Австрия хоронила Кальмана со всей официальной пышностью. Участвовали многие знаменитости и высокопоставленные лица. Графиня Агнесс Эстерхази — она жила в Мюнхене — прислала цветы с надписью «До свидания, Имрушка». Она рыдала не только у могилы Имре, она плакала все время, не переставая. «Скоро он и меня призовет к себе», — обливаясь слезами, говорила она. И действительно, вскоре она умерла, 50 лет от роду!

 Так ушел из жизни гений музыки, любимый миллионами людей во всех странах мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Имре Кальман оставил нам много замечательной музыки. Эта музыка отличается изумительными мелодиями, их отточенностью и особой праздничной, нарядной оркестровкой. Она подлинно народна, пронизана венгерскими народными мотивами и охудожествлена рукой гениального мастера. Почти все музыкальные шедевры композитора были осуществлены им в первый период его творчества (1908-1928 г.г.), когда он жил и работал в Вене, а его музой, женой и фактически участницей творческого процесса была прекрасная певица, тонкий и чувствительный человек Паула Дворжак. Благодаря поддержке Паулы, Имре смог полностью раскрыть свой талант и получить безоговорочное признание европейской публики. После смерти Паулы в 1928 году Кальман лишился творческой поддержки. Его новая жена, Вера Макинская, юная эмигрантка из России, не смогла стать музой своего знаменитого мужа. Более того, она плохо понимала его творческие устремления и потому не могла способствовать их реализации. И за 25 лет совместной жизни с ней Имре Кальман написал только 5 оперетт, из которых 4 не имели успеха и были впоследствии забыты. И лишь одна оперетта соответствовала уровню прежнего Кальмана. Это была оперетта «Фиалка Монмартра», написанная композитором в 1930 году — первом году совместной жизни с Верой, когда он был влюблен и надеялся, что новая жена заменит ему Паулу. Но этого не произошло, и Вера стала просто матерью троих его детей, что для семейственного Имре тоже было очень важно.

 Вклад Имре Кальмана в мировую музыку весьма велик. Он не ограничивается просто сочинением большого числа прекрасных мелодий, полюбившихся людям. Композитор сумел поднять художественный уровень венской оперетты до самой высокой черты за всю ее историю. Далее, он смог довести музыкальную часть своих оперетт до уровня, не уступающего лучшим классическим операм. Так что меломаны, наряду с оперными мелодиями, стали во всю напевать мелодии из кальмановских оперетт. Наконец, Кальману удалось то, что до него не удавалось никому из композиторов: написать музыку, которая непосредственно влияла на жизнь миллионов простых людей. В подтверждение приведем одну подлинную историю. В блокадном Ленинграде был сохранен единственный постоянно действующий театр. Это был театр музыкальной комедии. В нем синие от холода и голода артисты давали для таких же окоченевших и голодных зрителей именно «Сильву». И как свидетельство несокрушимой воли осажденного города военные летчики сбрасывали на немецкий гарнизон листовки с сообщением о премьере «Сильвы», с фото переполненного зала, сцен из спектакля, смеющихся лиц женщин, детей, солдат, матросов.

СПИСОК ОПЕРЕТТ ИМРЕ КАЛЬМАНА С ДАТАМИ И ГОРОДАМИ ПРЕМЬЕР

«Осенние маневры» (1908, Будапешт), «Солдат в отпуске» (1910, Будапешт), «Маленький король» (1912, Вена), «Цыган — премьер»(1913, Вена), «Королева чардаша» («Сильва»)(1915, Вена), «Фея карнавала» (1917, Вена), «Голландочка» (1920, Вена), «Боядерав» (1921, Вена), «Марица» (1924, Вена), «Принцесса цирка» (1926, Вена), «Фиалка Монмартра»(1930, Вена), «Дьявольский наездник»(1932, Вена), «Императрица Жозефина»(1936, Цюрих), «Маринка»(1945, Нью-Йорк), «Аризонская леди» (1953, Берн).

Литература

Владимирская А.Р. Звездные часы оперетты . — Л.Искусство, 1975.
Мусатов В.И. Имре Кальман. — Л.Музыка, 1978.
Нагибин Ю.М. Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана// В кн. «Музыканты». — М: Современник, 1986.
Савранский В.И.(сост.) Имре Кальман. Сб.статей и воспоминаний. — М: Сов. Композитор, 1980.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.