©"Семь искусств"
  декабрь 2023 года

Loading

После возвращения в Москву художник в 1910 году создал галерею портретов выдающихся людей своего времени. Ему позировали композиторы Антон Рубинштейн, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, литераторы Максим Горький, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, английский режиссёр Эдвард Гордон Крэг, микробиолог Илья Мечников, создатель идеологии анархо-коммунизма князь Петр Кропоткин и другие. Возможно, с этого времени Л. Пастернак зарекомендовал себя в качестве портретиста.

Виктор Левенгарц

ЗАМЕТКИ О ХУДОЖНИКЕ ЛЕОНИДЕ ПАСТЕРНАКЕ

Леонид Пастернак

 Леонид Пастернак. Автопортрет

…Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт), перед многочисленностью и значительностью сделанного им…Борис Пастернак, сын художника

Виктор ЛевенгарцКогда произносится фамилия «Пастернак», то услышавшие её, не задумываясь, скажут: «Это великий поэт!», забывая, что он сын прекрасного художника Леонида Пастернака. Затмило ли творчество сына мастерство отца? — Думаю, нет, так повелось, что поэзией интересуются больше, чем живописью, поэтому известность отца оказалась скромнее.

Борис Пастернак писал: «Папа! Но, ведь, это море слёз, бессонные ночи… Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал,… Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле,.. мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе… что, в конечном счете, торжествует все же он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь…»

Леонид Пастернак родился в 1862 г. в Одессе. В 60-80 годы XIX века город представлял собой один из больших европейских портов. Там было создано Русское общество пароходства и торговли, начала действовать регулярная пароходная линия в Индию и Китай, а железная дорога связывала Одессу с Киевом и Санкт-Петербургом; был сооружён водопровод Днестр-Одесса, решивший проблему водоснабжения, зажглись первые газовые фонари.

В городе работали учёный и педагог Н.И Пирогов, хирург Н.В. Склифосовский. В 1876 г. было образовано Одесское бальнеологическое общество, способствовавшее развитию курортного лечения на юге России, открылся Новороссийский Университет, в котором преподавал И.М. Сеченов.

В Одессу приезжал драматург А.Н. Островский, его пьесы шли в городских театрах; было основано «Одесское общество изящных искусств». В 1873 г. в городе родилась певица народная артистка СССР А.В. Нежданова, а в 1867 г. — П.П. Шмидт — лейтенант Черноморского флота. В городе организовывались революционные кружки, происходили первые стачки и забастовки, и была создана первая в России революционная рабочая организация «Южно-российский союз рабочих».

С детства Леонид пристрастился к рисованию, делая наброски всего, что его окружало, и когда ему исполнилось 6 лет, появился заказчик — местный дворник, просивший мальчика нарисовать картины на охотничьи темы. Заказчик был серьёзным человеком и за каждый рисунок платил по 5 копеек. К сожалению, в семье, которая владела постоялым двором, не видели ничего хорошего в увлечении младшего сына, и хотели, чтобы он получил специальность аптекаря или врача, или ходатая по делам. И, несмотря на такое желание родителей, ребёнок всё же посещал городскую Рисовальную школу.

По настоянию семьи в 1881 г. Леонид стал студентом медицинского факультета Московского Университета; однако, нелюбовь к медицине заставила его через два года перевестись в Одессу в Новороссийский университет на юридический факультет. Но, как позднее он заметил:

«Ту часть анатомии, которая нужна художнику, … я с большим интересом прошёл и даже сдал на «отлично» полугодовой экзамен у строжайшего известного профессора Зернова».

В то время в Российской империи студенты только Новороссийского университета могли выехать за рубеж, чем Леонид и воспользовался. Сразу же после поступления он уехал в Мюнхен, решив одновременно учиться живописи в Королевской Академии изобразительных искусств у немецкого художника Иоганна Каспара Гертериха.

Когда в 1885 г. он уже окончил Мюнхенскую Академию, в 1892 г. группа местных художников создала объединение «Сецессион», а в 1896 г. издателем Георгом Хиртом был основан еженедельный журнал «Jugend» («Юность»). Это название дало немецкому стилю «модерн» имя «Югендштиль» («Стиль юности»). Сам же город стал центром нового направления в искусстве и не только в Германии, но и во всей Европе, обрёл новый стиль жизни, которая способствовала развитию искусства и литературы.

Художник «Югендштиля» Август Энделл, писал о сущности и назначении искусства:

«Цель всех искусств — красота. И красота — не что иное, как интенсивная, опьяняющая радость, рождаемая звуками, словами, формами и цветами».

Томас Манн писал о Мюнхене того времени:

«Искусство в полном расцвете,… Оно торжествует над всем… во всем видится преданное культивирование линии, орнамента, формы,… Ослепительное знамя голубого шелка раскинулось по небу над великолепными площадями и украшенными колоннами храмами, античными скульптурами и барочными церквями, пенящимися фонтанами, дворцами и парками, принадлежащими городу. Его завораживающие, гармоничные пейзажи, залитые светом и украшенные цветами, травой и деревьями, грелись в солнечной легкой дымке первого ясного июньского дня».

В родной город Леонид приезжал для сдачи экзаменов, публикуя в местных газетах и журналах рисунки с юмористическими бытовыми сценками.

В 1885 г. он также окончил юридический факультет в Новороссийском университете, после чего в 1885-1886 гг. служил вольноопределяющимся в артиллерии.

После возвращения в Одессу он познакомился с пианисткой Розалией Кауфман, на которой в 1889 г. женился, и они переехали в Москву.

Художник участвовал в выставках художников-передвижников, и на одной из них в 1893 году он представил картину «Дебютантка», которая понравилась Льву Толстому. Разглядывающий картину писатель и художник познакомились, и знакомство на многие годы переросло в дружбу.

Молодая семья часто навещала писателя в Москве и Ясной Поляне. В годы посещения дома или усадьбы Л. Пастернак создаёт картины о жизни Толстых, изображает писателя, когда он пишет, когда занят физическим трудом, когда отдыхает в кругу семьи или беседует с гостями. В 1902 г. картину Л. Пастернака «Толстой с семьей в Ясной Поляне» для Русского музея в С.-Петербурге приобрел великий князь Георгий Александрович. В эти же годы художником созданы иллюстрации к романам «Война и мир» и «Воскресение», одобренные автором и отмеченные медалью на выставке в Париже в 1900 г.

Об отношении Толстого к иллюстрациям к «Войне и миру» Л. Пастернак писал:

«Он придвинулся к лампе и взял акварель из моей руки. Она изображала первый бал Наташи, на котором Пьер Безухов знакомит её с князем Андреем… Сначала Толстой не проронил ни слова. Потом … обратился ко мне: «… а ведь когда-то, когда я писал “Войну и мир”, я мечтал о таких иллюстрациях… Прекрасно, прекрасно!»

Художник говорил:

«Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его…»

Ниже приведены три холста из «толстовской» серии художника: Толстой — землепашец, Толстой — писатель, и мятежный Толстой.

Леонид Пастернак «Лев Толстой на плуге». 1903 г.

Леонид Пастернак «Лев Толстой на плуге». 1903 г.

Леонид Пастернак. Портрет Льва Толстого. 1908 г.

Леонид Пастернак. Портрет Льва Толстого. 1908 г.

Леонид Пастернак. Портрет Льва Толстого на фоне грозового неба Холст, масло. 1908 г. Частная коллекция.

Леонид Пастернак. Портрет Льва Толстого на фоне грозового неба Холст, масло. 1908 г. Частная коллекция.

Глядя на это профильное изображение, созданное в год 80-летия писателя, вспоминаются строчки из стихотворения Лермонтова «Парус»: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!» Но буря и так грохочет и гремит вокруг него и покой ему даже не снится.

По возвращении в Москву Леонид Пастернак вместе с портретистом Виктором Штембером открыли школу живописи и рисунка. В 1890 г. художник стал редактировать литературно-художественный журнал «Артист», и сблизился с кружком Василия Поленова, в который входили В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Врубель. Позже в начале 1903 года кружок вошёл в «Союз русских художников» (СРХ), объединивший мастеров С-Петербурга и Москвы. В нём участвовали В. Борисов-Мусатов, С.Коровин, Б.Кустодиев, М. Нестеров, А. Бенуа, Л. Бакст, и многие другие.

Великий князь Сергей Александрович утвердил кандидатуру Л. Пастернака на пост профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В семье Пастернаков в 1902 г. было уже два мальчика — Борис и Александр, и две девочки — Жозефина и Лидия. Портреты и сцены из жизни семьи, которые делал художник, успешно продавались.

В 1905 г. мастер получил звание академика живописи в Петербургской академии художеств. В январе этого же года началась Первая русская революция; волнения и беспорядки заставили семью уехать из Москвы в Германию, где он продолжал заниматься живописью, устроил в Берлине выставку своих работ.

Леонид Пастернак Автопортрет, 1908 г.

Леонид Пастернак Автопортрет, 1908 г.

После возвращения в Москву художник в 1910 году создал галерею портретов выдающихся людей своего времени. Ему позировали композиторы Антон Рубинштейн, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, литераторы Максим Горький, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, английский режиссёр Эдвард Гордон Крэг, микробиолог Илья Мечников, создатель идеологии анархо-коммунизма князь Петр Кропоткин и другие. Возможно, с этого времени Л. Пастернак зарекомендовал себя в качестве портретиста. Он является одним из создателей художественных образов деятелей революции, в том числе образа Ленина.

В 1921 г. семья Пастернак, но только с дочерьми, эмигрировала в столицу Германии. Берлин тогда был не очень спокойным городом. Всё, что там продавалось, стоило дорого, и владельцы магазинов часто меняли ценники, чем вызывали недовольство у населения. Но после ужасных условий в России жизнь в Берлине была более комфортной и спокойной. Вспоминается присказка: «Плохие ведь не так уж плохи, когда есть хуже. Кто не хуже всех — ещё хорош!»

В Берлине можно было увидеть многих русских литераторов: Андрея Белого и Ивана Бунина, Сергея Есенина, Владимира Маяковского и Марину Цветаеву, Дмитрия Мережковского и Зинаиду Гиппиус, Алексея Ремизова и Алексея Толстого.

На русском языке в городе выходило три ежедневных газеты и пять еженедельных, было более десятка русских издательств. Повсюду была слышна русская речь.

Такое положение продолжалось до 1923 г., когда началось восстановление Германии, и это её возрождение как волной смыло почти всю эмиграцию.

В связи с тем, что имя художника было известно в Берлине, Л. Пастернак сравнительно быстро вошёл в художественную среду города, и, почувствовав творческую атмосферу, сразу включился в работу. Он пишет городские пейзажи, работает над портретами Альберта Эйнштейна, драматурга Герхарта Гауптмана, коллег — художников Макса Либермана и Ловиса Коринта, который в 1923 г. сделал портрет своего русского коллеги.

Ловис Коринт Портрет Леонида Пастернака, 1923 г.

Ловис Коринт. Портрет Леонида Пастернака, 1923 г.

С великим Эйнштейном, который увлекался игрой на скрипке, музицировала жена художника. Познакомились они в Советском посольстве, где устраивались музыкальные вечера. На одном из них должна была выступить Розалия Кауфман и Эйнштейну предложили составить с ней скрипично-фортепьянный дуэт. Физик отказывался, не считая возможным непрофессионалу выступать вместе с известной исполнительницей, но всё-таки согласился на уговоры.

Л.О. Пастернак. Альберт Эйнштейн, играющий на скрипке. 1927. Б., уголь. Музей Леонида Пастернака. Оксфорд.

Л.О. Пастернак. Альберт Эйнштейн, играющий на скрипке. 1927. Б., уголь. Музей Леонида Пастернака. Оксфорд.

Кроме того, Л. Пастернак создал живописный портрет А. Эйнштейна.

Л.О. Пастернак. Портрет Альберта Эйнштейна, Берлин, вторая половина 1920-х годов.

Л.О. Пастернак. Портрет Альберта Эйнштейна, Берлин, вторая половина 1920-х годов.

Неоднократно художник в различной технике и в разное время рисовал членов своей семьи. Трудно выделить что-либо одно, но интересен портрет сына Бориса, сделанный в 1924 г. в Берлинский период.

В это время Борис был уже женат на художнице Евгении Лурье, у них родился сын Евгений; тогда же завязалась многолетняя переписка с Мариной Цветаевой; в 1922-1923 гг. он бывает в Германии и участвует в литературной жизни Берлина; в 1923 г. выходит книга его стихов «Темы и вариации». В облике на портрете отец передал одухотворённое состояние сына.

Леонид Пастернак Портрет сына Бориса 1924 г.

Леонид Пастернак Портрет сына Бориса 1924 г.

Особое место в жизни художника занимает австрийский поэт Райнер Мария Рильке, с которым его связывала многолетняя дружба. Портрет поэта написан в 1926 г. уже после его смерти, в 1932 г. картина была представлена на одной из выставок в Берлине. Близко знакомый с Рильке художник Павел Эттингер писал, что полотно удовлетворило самых строгих судей, а вдову поэта Клару Вестхоф тронуло до слез. Пастернак изображал Рильке и позднее, при этом сохранив композицию.

На картине поэт сидит, откинувшись назад, и положив на колени скрещенные руки, в одной из них он держит шляпу.

«Нас приковывает к картине не только редкая возможность увидеть, поэта, — писал критик Фритц Шталь, — Пастернак сумел воплотить … необузданный контраст нежного облика мечтательного немецкого лирика, осененного каким-то тонким неземным томлением, и буйных, сияющих красок русского города на заднем плане».

Сейчас портрет хранится в Веймаре в собрании покойной внучки поэта — Йозефы Байер-Рильке.

Леонид Пастернак Р.М. Рильке в Москве. 1928. Холст. Масло. Собрание Йозефы Байер, Веймар.

Леонид Пастернак Р.М. Рильке в Москве. 1928. Холст. Масло. Собрание Йозефы Байер, Веймар.

История взаимоотношений отца и сына Пастернаков с австрийским поэтом началась во время первого его путешествия в Россию — в апреле 1899 г., когда он собирался поехать в Ясную Поляну к Толстому. Вот как художник описал их знакомство:

«В один из прекрасных весенних дней… в моей мастерской стоял молодой человек…, белокурый, хрупкий, в темно-зеленном тирольском плаще. В руках у него были рекомендательные письма от друзей моих из Германии с просьбой оказать подателю помощь словом и делом в его знакомстве со страной и ее жителями. Просили меня так же … познакомить его с Толстым. Имя неизвестного поэта Райнера Мария Рильке … мне ничего не сказало. Его благородная осанка,… необузданный восторг по поводу всего виденного им уже в России, этой, как он выражался, «святой для него стране» — все это сразу очаровало меня, и уже после первой короткой беседы, мы чувствовали себя старыми добрыми друзьями».

Изображение поэта на фоне архитектурных памятников старой Москвы не случайно. Рильке интересовался русской культурой, а архитектура — огромная её часть. Но конечно, больше всего его занимала русская литература, в том числе и древняя. «Слово о полку Игореве» он читал на церковнославянском языке, и перевёл его на немецкий язык.

Когда Рильке готовился к своему второму путешествию в Россию летом 1900 г., произошла ещё одна их встреча. Л. Пастернак с семьёй ехал на юг, и на одной из станций он увидел поэта, едущего в Ясную Поляну к Толстому.

В дальнейшем встречи были случайными. Одна произошла в Риме, где поэт временно поселился со своей женой. Л. Пастернак впервые приехал в Италию, и, гуляя по городу, восторгался всем увиденным:

«… И вдруг — кого я вижу! Мне навстречу идет Рильке! О чудо! Мой милый, мой дорогой, сияющий Рильке… Что за радостная, здесь никак не ожидавшаяся встреча!»

Последняя короткая была в 1914 г., накануне Первой мировой войны в железнодорожном вагоне в Швейцарии. С началом войны переписка между ними прервалась на долгие годы. И лишь в декабре 1925 г. во время 50-летнего юбилея уже известного поэта. Л. Пастернак написал ему поздравительное письмо:

«Многоуважаемый и дорогой г-н Райнер Мария Рильке! Неужели это не сон, что я… могу доставить себе радость поздравить с пятидесятилетним юбилеем моего любимого строгого корреспондента…, и сердечно пожелать всяческого благополучия… Помните ли вы еще старую, очаровательную — теперь ставшую легендарной, ставшую сказкой Москву?… Толстого, его дом, Ясную поляну?.. вы поймете всю радость души моей, когда я здесь — поблизости от Вас (хотя не знаю точно — где вы и адреса) — могу послать Вам свой сердечный привет…»

В семье Пастернаков к поэту все относились с благоговением. Художник писал Рильке:

«Если бы Вы знали, как мои дети любят каждую Вашу строфу, каждую строчку Вашу! Особенно мой старший сын Борис — Ваш самый серьезный и искренний ценитель — пожалуй, Ваш ученик и один из первых пропагандировавших Ваши творения, когда в России Вас еще не знали».

На это Райнер Мария отвечает, что недавно прочитал стихи его сына, которые ему очень понравились. Художник тот час же сообщает об этом Борису, который написал мэтру:

«Я обязан вам основными чертами моего характера, всем складом моей духовной жизни. Они созданы Вами, я вне себя от радости, что стал Вам известен как поэт — мне также трудно представить себе это, как если бы речь шла о Пушкине или Эсхиле».

«Дорогой мой Борис Пастернак, — отвечает Рильке, — Вы дали мне увидеть и почувствовать то, что так чудесно приумножили в самом себе. Вы смогли уделить мне так много места в Вашей душе, — это служит к славе Вашего щедрого сердца. Да снизойдёт на Вас всяческое благословление! Обнимаю Вас. Райнер Мария Рильке»

С Борисом поэт виделся только однажды, летом 1900 года, что не помешало заочной дружбе. Б. Пастернак посвятил ему автобиографическое повесть «Охранная грамота», и перевёл некоторые его стихи.

В этой, можно сказать романтической истории, как бы пересеклись линии различных дружеских отношений австрийского поэта, русского художника, его сына, и Льва Толстого.

В 1924 г. Л. Пастернак принял участие в Палестинской историко-этнографической экспедиции, откуда привез десятки этюдов и рисунков.

«Пейзаж с мавзолеем Рахили в Палестине» — одна из его картин этой серии.

Леонид Пастернак. Пейзаж с мавзолеем Рахили. Палестина. 1924 год. Фонд Пастернака, Оксфорд.

Леонид Пастернак. Пейзаж с мавзолеем Рахили. Палестина. 1924 год. Фонд Пастернака, Оксфорд.

Мавзолей Рахили — это надгробие и помещение вокруг него. Они расположены там, где согласно преданию была погребена Рахиль — младшая жена библейского патриарха Иакова. Мавзолей находится севернее Вифлеема, в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима.

В Германии в 1927 и 1932 гг. в Галерее Хартберга прошли персональные выставки художника, и на немецком языке была издана монография о его творчестве.

В 1932 г. в Берлине выходят воспоминания Л. Пастернака о Льве Толстом. Большая часть тиража была уничтожена нацистами во время ликвидации книг еврейских авторов, так как в стране уже набирали силу варварские нацистские идеи, предваряя приход в 1933 г. к власти Гитлера. В 1935 г. вышли Нюрнбергские расовые законы, и положение эмигрантов, особенно евреев, резко изменилось. Л. Пастернаку, как и всем художникам — не немцам, было запрещено заниматься живописью; однако он продолжал работать. Но режим не позволял ни продавать картины, ни размещать их в музеях Берлина. В 1937 г. было запрещено проведение выставки, посвящённой 75-летию художника. Жизнь в Германии стала невыносимой, и летом 1938 г. семья Пастернаков переехала в Лондон, где жила младшая дочь, будучи замужем за англичанином.

В августе 1939 г. скончалась жена художника, и он переехал в Оксфорд. Ушёл из жизни Леонид Пастернак 31 мая 1945 г. в своей мастерской. Ему было 83 года.

В 1999 году в доме художника по инициативе его внучки литературоведа и преподавателя Оксфордского университета Энн Пастернак-Слейтер был открыт Музей Леонида Пастернака. В экспозиции представлен около 80 работ мастера, а также его семейный архив.

Леонид Пастернак с женой Розалией Кауфман и с сыновьями Борисом и Александром

Леонид Пастернак с женой Розалией Кауфман и с сыновьями Борисом и Александром

Все приведённые иллюстрации к очерку находятся в свободном доступе:

  1. Автопортрет 
  2. Лев Толстой на плуге». 1903 г. 
  3. Портрет Льва Толстого. 1908 г. 
  4. Портрет Льва Толстого на фоне грозового неба. 
  5. Автопортрет, 1908 г. 
  6. Лорис Коринт Портрет Леонида Пастернака, 1923 г. 
  7. Альберт Эйнштейн, играющий на скрипке. 1927.
  8. Портрет Альберта Эйнштейна, Берлин, вторая половина 1920-х годов. 
  9. Портрет сына Бориса 1924 г. 
  10. Портрет Р.М. Рильке в Москве. 1928. 
  11. Пейзаж с мавзолеем Рахили. Палестина. 1924 год. 
  12. Фотография Леонида Пастернака с женой Розалией Кауфман и с сыновьями Борисом и Александром. 
Print Friendly, PDF & Email
Share

Виктор Левенгарц: Заметки о художнике Леониде Пастернаке: 3 комментария

  1. Инна

    Небольшая поправка: Пастернак был заявлен как иллюстратор «Колосьев», но фактически с журналом не сотрудничал. Там только были помещены «Музыканты». В остальном я с Л. Беренсоном совершенно согласна.

  2. Лидия Подольская

    Спасибо Л. Беренсону! Видимо, г-н Левенгарц как истый немец, не выносит ничего еврейского!

  3. Л. Беренсон

    Спасибо автору за заметки. Прочитал с интересом и… удивлением: как, готовя заметки, НЕ ЗАМЕТИТЬ еврейской темы (сквозной) в жизни и творчестве этого художника. Спасибо за упоминание об отказе креститься и пейзажа с мавзолеем Рахили. Дружба с Рильке — значительный культурный факт, а многолетняя с Хаимом Бяликом ни о чём не говорит? Даже не упомянуть о знаменитом эссе Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве»?
    Не посягая на соавторство, приведу фрагмент статьи из ЭЕЭ, чтобы читающие эти «Заметки» получили представление и о национальном интересе Леонида (Аврахам Лейб) Осиповича:

    «…Пастернак проявлял постоянный интерес к еврейской тематике (рисунки «Еврейка, вяжущая чулок», 1889, «Музыканты», «Этюд», оба — 1891 г., и другие), сотрудничал в еврейском детском иллюстрированном журнале «Колосья» (Одесса, 1913–18). В его семье бытовало предание о происхождении от Ицхака Абраванеля. Не будучи сионистом, Пастернак сочувствовал идеям сионизма и следил за развитием поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль. Длительная дружба связывала Пастернака с Х. Н. Бяликом, Г. Штруком, А. Штыбелем и другими деятелями еврейской культуры. В 1922–33 гг. Пастернак часто в Берлине присутствовал на встречах сионистских деятелей с участием Х. Вейцмана, Н. Соколова и других. В 1920-х гг. Пастернак руководил художественным отделом берлинского филиала издательства «Явне» (Иерусалим), где в 1923 г. вышел его альбом портретов (Н. Соколов, М. Гершензон, Х. Н. Бялик, С. Ан-ский, Д. Фришман, И. Энгель, Я. Мазе, а также автопортрет) с предисловием Г. Штрука на иврите и русском языке. В том же году в Берлине было опубликовано философско-эстетическое эссе Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (на русском языке — издательство С. Зальцмана; в переводе на иврит — «Явне») — своего рода гимн еврейскому мировосприятию, отражение которого Пастернак усматривал и в произведениях великого голландца. В 1923 г. в журнале «Ха-‘Олам» (№2, Берлин), посвященном 50-летию Х. Н. Бялика, были опубликованы воспоминания Пастернака об их встречах. А. И. Штыбель выпустил в Берлине монографию художественного критика М. Осборна (1870–1946) о Пастернаке (немецкий язык, 1923), в которой приводились четыре фрагмента из автобиографии художника и около 150 репродукций его работ, а в 1924 г. — альбом (148 репродукций; текст на иврите) с предисловием М. Осборна и статьей Х. Н. Бялика «А. Л. Пастернак» (инициалы — по еврейскому имени Пастернака), писавшего, что это художник, «вернувшийся к еврейским истокам». В 1924 г. Пастернак участвовал в художественной экспедиции в Эрец-Исраэль и Египет, организованной А. Э. Коганом (1878–1949), редактором художественного журнала «Жар-птица» (1921–23). На основании зарисовок и этюдов, сделанных в Эрец-Исраэль, Пастернак создал несколько картин («Палестинский ландшафт», «Палестина. Жара и ослик» и другие). Пастернак выполнил обложку для сборника детских песен И. Энгеля («Ширей иеладим» — «Детские песни», 1925, Иерусалим).

    Пастернаку принадлежат также портреты Г. Штрука (1906), С. Юшкевича (1911), С. Кусевицкого (1913), И. Бродского (1920), Ш. Черниховского и М. Гнесина (оба 1923 г.), А. Эйнштейна (1924), М. Либермана (1927), А. Штыбеля, Л. Шестова, Г. Когена, М. Эльмана и других…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.