© "Семь искусств"
  июль 2021 года

359 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Идеи Ницше исходили из исключения существования Бога. Они высказывались им в сложной и порой поэтической, даже двусмысленной форме, позволяющей с помощью искусной интерпретации истолковывать их в подходящей для нацистов форме.

Ури Андрес

НИЦШЕ, ОПАСНЫЙ ГЕНИЙ

Ури АндресБолее 76 лет, целая человеческая жизнь, прошли со времени разгрома нацистской Германии во Второй Мировой войне. Из памяти людей ушел самый страшный, самый непостижимый кошмар Холокоста, забыта конференция членов германского правительства и лидеров нацистской партии 20-ого января 1942 года в Ванзее в 20 милях от Берлина, на которой в результате голосования было принято решение о физическом уничтожении живущих в Европе 11 миллионов людей еврейской национальности и, практически, о передаче права людей на жизнь и свободу лидерам Германского Рейха, умерщвление шести миллионов европейских евреев германским нацистским правительством при активной поддержке стран, присоединившихся и захваченных в этой войне Германией, забыты лагеря смерти и смертельные медицинские тесты на детях, содержащихся в лагерях смерти.

Забыта отмена всех элементов гуманности в законодательстве Германского правительства. Забыт ужас самого массового  в истории  изнасилования  женщин,  совершенного  вступившей  в Германию  победоносной русской армией.

Забыты унижение, растерянность и нищета первых послевоенных лет в побежденных европейских странах. Залечены 45 лет разделения Германии на два противостоящих государства.

Забыта денацификация германского и австрийского населений и Нюрнбергский трибунал над лидерами нацизма, лишившие бывших активистов нацистского режима какого-либо влияния в Германии, Австрии и других странах, воевавших на стороне Германии.

В течение нескольких послевоенных лет мужественно и честно большая часть германской нации признала свою вину за развязанное ею смертоубийство Второй Мировой Войны. В прошедшие с окончания войны 76 лет сменяющиеся германские правительства продолжают оказывать материальную помощь пережившим Холокост еврейским гражданам европейских государств.

В мировой истории не существует других примеров столь сильного и искреннего желания развязавшей войну нации, по прошествии более 76 лет со времени окончания этой войны, завершившейся ее поражением, разыскивать и выплачивать компенсации еврейским гражданам, пострадавшим от Холокоста.

 * * *

Однако антисемитизм, который был идеологической компонентой Третьего Германского Рейха, пережил Освенцим — по-немецки упорядоченной копии человеческого ада. Патологическая и необъяснимая ненависть к евреям австрийца Адольфа Гитлера и тот кошмар, в который по дьявольской воле этого человека были ввергнуты еврейские граждане Европы, был решительно осужден социально значимым мировым общественным мнением. Но вековой предрассудок антисемитизма исключен из человеческого сознания не был. Изменилось лишь обоснование, которое используется при попытке объяснения этого чувства. Вместо религиозного и расового антисемитизма пришел антисемитизм, основанный на антисионизме и критике Израиля.

Рассматривая развитие политики Третьего Рейха, возникает странное ощущение, что вся двенадцатилетняя эскапада Гитлеровской Германии была предпринята главным образом для уничтожения нации евреев, что она есть запредельное выражение необъяснимой неприязни к евреям со стороны части населяющих нашу планету людей, в которой немецкая нация была и есть одна из лидеров.

Фигура австрийца Гитлера и его патологическое стремление искоренить еврейскую нацию видится как главная действующая сила, сформировавшая события, случившиеся в европейских странах после окончания Первой Мировой войны и завершения Второй.

 * * *

С тех пор пришли уже четыре новых поколения немцев, рожденных в демократической европейской Германии. Для того чтобы показать миру и собственному народу, что эта страна не является больше центром патологического смертоносного антисемитизма, Германское правительство пригласило евреев Советского Союза поселится в их стране, обеспечив им необходимую материальную поддержку. Только между 1989 и 2012 годами по приглашению Немецкого правительства в Германию мигрировали 225 000 Российских евреев.

Прошло уже более 76 лет со времени победы над Третьим Рейхом, а ясного понимания происхождения исторического события еврейского Холокоста все еще не возникло. Несмотря на множество предположений и теорий остается неизвестным почему, несмотря на прогресс человеческой морали, евреи вызывают у некоторых людей ненависть, достигающую желания уничтожить их.

В ряде стран восточной и западной Европы антисемитизм, введенный во внутреннюю политику нацистов, нашел поддержку. На стороне Германии против стран антигитлеровской коалиции воевали Италия, Япония, Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия, Болгария и Финляндия. В некоторых Прибалтийских странах и в Польше местное население частично уничтожило своих еврейских граждан еще до прихода германской армии. Лишь Болгария отказалась от депортации «своих» евреев.

В наши дни 12 лет Третьего Германского Рейха (1933–1945) видятся, как смертоносная, подобная эболе вирусная эпидемия, поразившая сознание одной из наиболее культурных и развитых европейских наций и угрожающая превратиться в мировую пандемию, от которой не существует вакцины.

 * * *

Смертельно опасный вирус нацизма изучается во ряде исследовательских центров еврейскими и нееврейскими историками и социологами. Однако надежная защитная вакцина не найдена, поскольку этиология нацизма остается  непонятой,  а демократические  законы,  принятые после  окончания  Второй мировой войны  в странах европейской культуры, позволяют беспрепятственное легальное существование нацистских антисемитских политических организаций, не запрещают законом героизацию нацизма и его лидера Гитлера, описывая его как как исторически значимую фигуру, опуская тот факт, что он был патологическим чудовищем в кресле германского фюрера.

Несмотря на живое свидетельство европейцев, переживших власть национал-социализма, несмотря на постоянно появляющиеся в средствах массовой информации, художественной и научной литературе, изобразительном искусстве, музыке, кинематографии, театре напоминания новым поколениям, родившимся после Второй Мировой войны, о сравнительно недавно существовавшей смертоносной практике национал-социализма, в новых поколениях появляются мужчины и женщины, которых привлекают идеи фашизма и германского нацизма, восхищает фигура Гитлера.

Нацисты отказались от морали, включающей элементы гуманности, вошедшей под влиянием исторического опыта и христианской ветви иудаизма в культуру европейских народов. Они отвергли признание человеческой жизни высшей ценностью. Нацисты испытывали неприязнь к физически и психически неполноценным людям, лишенным возможности нормальной человеческой жизни. В Германии возникла специальная технология и средства массового уничтожения беззащитных мирных жителей, принадлежащих к нежелательной для нацистов расе или не обладающих физическим и умственным здоровьем, соответствующим нацистским стандартам. Все это вовсе не препятствует некоторому числу людей, принадлежащим к послевоенным поколениям, видеть в нацизме привлекательные черты.

После окончания Второй Мировой войны у людей послевоенных поколений возникло твердое убеждение, что события, подобные еврейскому Холокосту никогда больше повториться не могут, поскольку это недопустимо, немыслимо и навеки исключено из сознания людей, как продукт мышления, несвойственного человеческому роду.

За прошедшие 76 лет уверенность в невозможности возникновения государств, лишенных морали, включающей элементы гуманности, постепенно исчезла из общепринятого понимания даже среди членов европейского человеческого сообщества, которое принято считать наиболее гуманным.

Нацисты не изобрели антисемитизм. Это явление пришло к нам из далекого исторического прошлого. Германский 3-й Рейх установил государственный закон физического уничтожения граждан еврейской национальности, чего, как известно из дошедших до нас исторических документов, не существовало в предшествующие нацизму времена.

 * * *

Популярность и народная поддержка идей национал-социализма в Германии и отказ немецкой нации от правил гуманности в 30-ые годы двадцатого столетия является следствием совпадения нескольких исторических событий и во многом объясняется моральным климатом, возникшим в этой стране в результате ее поражения в Первой мировой войне и жестоким для германской экономики Версальским мирным договором. На мирной Версальской конференции Германия была объявлена единственным виновником Первой Мировой войны и мирный договор с ней основывался на наказании агрессора, репарациях союзникам за их потери в войне и предотвращении возможности повторения войны. Немецкая делегация отказалась подписать этот договор, указывая на его несправедливость. Союзники дали Германии 5 дней на размышления, после чего пригрозили ввести в стране военную оккупацию. Договор был подписан.

В Веймарской республике была активная политическая жизнь. В Рейхстаге были представлены около 40 левых, центристских и правых политических партий. Самая большая по численности ее членов политическая партия была марксистско-ленинская коммунистическая партия, призывающая к революции и установлению режима, подобного существующему в России. В течение 15 послевоенных лет в борьбе за власть победу одержал германский национализм, возникший в стране еще в предвоенный период. Гитлеровская национал-социалистическая партия привлекла демобилизованных солдат и часть рабочих, объединив правый национализм с элементами социализма. Немалое число бывших германских коммунистов перешла в национал-социалистическую партию Гитлера.

Существенную роль в успешном принятии национал-социалистической пропаганды немецким населением сыграл искусно внедренный в сознание нации фальшивый миф о «несуществующем военном поражении Германии в Первой Мировой войне».

Этот миф утверждает, что признание Германии проигравшей войну есть результат не ее военного поражения, а предательства нации ее внутренними врагами — левыми политиками, главным образом евреями. Немцы поверили в пропагандистский миф о победоносной германской армии и предательстве непатриотичных социалистов, большевиков главным образом еврейского происхождения, в миф, который получил название «удар ножом в спину!».

Следует отметить, что Гитлеру и его приспешникам повезло с особенностями течения Первой Мировой войны, позволившими придать этому пропагандистскому мифу черты реальности и убедить нацию в том, что поражение Германии в действительности не есть военное поражение, а результат предательства левых политиков, главным образом евреев, а также несправедливости стран-победителей. Легенда об «ударе ножом в спину» зародилась в консервативных, националистических кругах германского общества. Националисты выступали против критиковавших войну, правительство и армию левых политиков, социалистов и коммунистов, солидаризировавшихся с антивоенными забастовками в воюющей Германии и не демонстрировавших патриотизма своей стране.

Несмотря на неудачу последнего германского контрнаступления в июле 1918 года, ставшего возможным благодаря обнажению русского фронта в результате октябрьской революции и отказа русских солдат сражаться, главнокомандующий германской армии генерал Эрих Людендорф поддержал эту историческую фальшивку и в последние недели войны, вплоть до дня заключения перемирия, сообщал правительству в Берлин о мнимых победах германской армии. Заключенное Германией перемирие практически было ее капитуляцией. Германские солдаты бросали оружие и уходили домой. Истинное положение на фронтах держалось в секрете от населения страны. Вопрос о поражении не был ясен. Отсутствовало видимое доказательство поражения и разгрома Германии. Первая Мировая война целиком велась на территории Бельгии и Франции. Германия полностью избежала военных действий на своей территории. Известие о поражении Германии было совершенно неожиданным и непонятным для Германского населения. Возвратившуюся с фронтов армию германские политики в Берлине встретили словами: «Враги не смогли победить вас!» Германские войска все еще стояли на территории своих противников. Французские железные дороги были уничтожены немцами и части французской и американской армий не могли быть переправлены на немецкую территорию и победоносно войти в побежденную Германию.

 * * *

Другим важным элементом эффективной гитлеровской пропаганды, обращенным к интеллигенции, был искусно выбранный им и его приспешниками «пророк» национал-социализма. Своим идеологом гитлеровцы объявили великого немецкого философа Фридриха Ницше, чьи мысли были детально изучены нацистскими философами и эффективно приспособлены для оправдания политики нацистов и придания интеллектуальной респектабельности самому ужасающему, брутальному и убийственному политическому режиму в истории.

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше

Следует заметить, что идеи Ницше, касающиеся морали и развития человеческой личности, сильно отличались от тех, которые пришли к европейцам из христианской ветви иудаизма. Идеи Ницше исходили из исключения существования Бога. Они высказывались им в сложной и порой поэтической, даже двусмысленной форме, позволяющей с помощью искусной интерпретации истолковывать их в подходящей для нацистов форме. Поскольку Ницше противопоставлял нравственному идеалу идеал силы и жизненной мощи, его идеи требовали специального понимания, без которого они могли быть истолкованы превратно. Этим пользовались квалифицированные гитлеровские пропагандисты. В конце XIX — начале XX веков Ницше был наиболее почитаемым философом в Германии и немалое число нацистских профессиональных философов скрупулезно изучали его работы с целью доказать их близость гитлеровскому мышлению. Успешное обращение к Ницше было большой пропагандистской удачей гитлеровцев.

В действительности Ницше был далек от германского нацизма. Он ясно видел роль развивающегося в Германии антисемитизма в идеологии немецких националистов и решительно протестовал против попыток приписать ему поддержку антисемитизма. Вопрос о роли евреев в культуре германской нации активно обсуждался во время жизни Ницше. Ницше подружился с композитором Вагнером и его женой Козимой, которые были одними из наиболее нетерпимых антисемитов. Одной из причин последующего разрыва Ницше с Вагнером и Козимой был их антисемитизм, против которого Ницше выступал.

В тоже время его сестра Элизабет была ненавистницей евреев и впоследствии, уже после смерти своего брата, стала поклонницей Гитлера. Из-за ее антисемитизма отношения Ницше с его сестрой разладились. В своих книгах Ницше нередко обсуждал роль евреев в мировой культуре и критиковал иудаизм за возникновение из него христианства, которое он называл идеологией рабов. Особенной критике Ницше подверг христианство за его призыв считать земную жизнь несущественной частью человеческого бытия и ждать блаженства после смерти. Он считал это преступной ложью, лишающей людей радости единственной формы их существования в мире. Однако этот великий мыслитель понимал вклад еврейской нации в мировую культуру.

«Я хотел бы знать сколько снисхождения следует оказать в общем итоге народу, который не без нашей совокупной вины имел наиболее многострадальную историю среди всех народов и которому мы обязаны самым благородным человеком (Христом), самым чистым мудрецом (Спинозой), самой могущественной книгой и самым влиятельным нравственным законом в мире»,

— заключил Ницше в его генеалогии морали.

В письме своему другу Овербеку Ницше писал, что «проклятый антисемитизм стал причиной радикального краха между мной и моей сестрой. Антисемитов нужно расстреливать!» — заключил Ницше.

 * * *

В выборе идей и лозунгов убедительная и успешная пропаганда подобно успешным военным действиям требует талантливой стратегии. Под влиянием эффективной пропаганды националистов, среди которых возвратившийся с войны ефрейтор, австриец Адольф Гитлер занял ведущее место, в Берлине 15 января 1919 года были зверски убиты лидеры германских коммунистов, активно выступавшие против войны и создавшие Антивоенную Спартаковскую лигу, евреи по национальности Карл Либкнехт и Роза Люксембург.

 * * *

Очевидно, что в спектре человеческих характеров всегда существует процент людей, которые вовсе не разделяют стремление к установлению гуманных правил коллективного сосуществования, к обузданию несправедливого проявления силы, к признанию всеобщего права людей на жизнь, свободу, частную собственность и равенство перед законом. Однако постепенно в процессе развития человеческого общества гуманность в отношениях людей по крайней мере в европейских государствах завоевывает новые позиции.

Начиная с Женевских (1864 г.) и Гаагских конвенций (1899 г. и 1907 г.), требующих предоставление медицинской помощи для военнопленных и спасших многие жизни в Первую Мировую войну и Женевской конвенции 1929 г., гарантирующей гуманное обращение с раненными и пленными, спасшие многие жизни во Второй мировой войне, в международные соглашения о правилах ведения войн были введены элементы гуманности. Большевистская Россия отказалась подписать Женевскую конвенцию и в немецких лагерях военнопленных Второй мировой войны от голода погибло более двух миллионов советских солдат и офицеров.

Женевская конвенция была подписана Россией лишь в 2019 г.

Во Второй мировой войне Нацистская Германия соблюдала Женевскую конвенцию на правах взаимности с Англией, Францией и другими участниками войны. Русским военнопленным в немецких лагерях еда не давалась.

В 2008 году между Европейским Союзом, Канадой и Российской Федерацией было подписано международное соглашение о гуманном отлове диких животных.

 * * *

Для возникновения антигуманных государств, подобных Германскому Третьему Рейху или коммунистическому Советскому Союзу, необходимо совпадение нескольких взаимосвязанных обстоятельств. Среди них самыми важными являются существенное увеличения процента граждан, отвергающих элементы гуманности во взаимоотношениях людей, возникновение тяжелого экономического положения государства, в котором голос гуманизма перестает быть слышен, появление сильного харизматического лидера, отрицающего гуманность, и появление убедительной объединяющей идеологии, призывающей к отказу от гуманности. Идеология является важнейшим инструментом власти в государствах, лишенных гуманности.

После окончания Первой мировой войны солдаты и офицеры германской армии, возвратились с фронтов самых кровопролитных сражений в истории. Только в одной Верденской битве в декабре 1916 г. немцы потеряли 600 000 человек. В Первой мировой войне использовались неизвестные ранее виды оружья массового поражения, такие как отравляющие газы, военная авиация, впервые появились танки, подводные лодки, новые виды стрелкового оружия. Немецкие солдаты и офицеры вернулись в побежденную страну, потерявшую 13,5% своей территории и обязанную заплатить 132 миллиарда марок репараций. Возвращение немецких военнопленных из лагерей Франции и Англии затянулось с 1918 г. до 1922 г. В стране возникла астрономическая инфляция. Борьба правых и левых политиков вылилась в форму уличных столкновений.

Вокруг демобилизованного ефрейтора Гитлера, обнаружившего необычайные, гипнотические ораторские способности и ставшего лидером национал-социалистической партии Германии, образовалась небольшая группа преданных сподвижников. В отличие от других политических партий, существовавших в то время в Веймарской республике, партия Гитлера имела армейские подразделения — штурмовые отряды, которыми командовал близкий друг Гитлера капитан Эрнст Рэм. В уличных схватках с коммунистами, бывшей наиболее многочисленной политической силой Германии, в крупных городах страны штурмовики Рэма доминировали. Придя к власти, Гитлер, опасаясь конкуренции Рэма, приказал убить его и около двухсот преданных Рэму офицеров штурмовых подразделений. Герман Геринг, — военный летчик и герой войны, — был второй по значимости фигурой в команде Гитлера. Он отвечал за создание германской военной авиации и за снабжение вооруженных сил. Генрих Гиммлер (организатор службы безопасности и Гестапо — новой жестокой гитлеровской политической силы) и Генрих Гейдрих (командующий силами безопасности) были близкими и преданными помощники Гитлера. Особенно важная роль в новом политическом «революционном» движении принадлежала пропаганде, которой руководил единственный в гитлеровском окружении политик с университетским образованием Джозеф Геббельс, особенно преданный своему фюреру. Это была группа эффективных функционеров, верных Фюреру. Психологически эти люди отличались абсолютным отсутствием гуманности. Они были лишены психологического инстинкта уважения права на жизнь и свободу у других людей.

Гитлеровский Рейх не был единственным государством, в котором для его граждан не существовало гарантий права на жизнь и свободу. Большевистская Россия с ее создателями и лидерами — Лениным, Троцким и Сталиным — была таким государством. Террор как метод политической борьбы пришел к большевикам из российской истории конца XIX-го века. Добольшевистские революционеры считали, что легальная политическая борьба неэффективна и предпочитали террор. Убийство царя и членов правительства революционеры считали более действенным средством. Большевики формально отказались от террора, но практически часто прибегали к нему.

Идеологией Советского Союза был марксизм. Наиболее известный лидер этого государства был Иосиф Сталин, управлявший Россией с помощью политического бюро влиятельных функционеров. Члены этой группы боялись и ненавидели своего лидера. Политический террор господствовал во всей гражданской и военной администрации советского государства. Расстрелы, аресты и пытки военных и штатских функционеров, абсолютно невиновных в предъявляемых им выдуманных преступлениях, происходили в Советской России с момента захвата власти вплоть до распада Советского Союза.

В Гитлеровской Германии реальный, но неудачный заговор военных уничтожить Гитлера вызвал арест и казнь большого числа офицеров высокого ранга. Однако фельдмаршалу Эрвину Роммелю, замешанному в заговоре, был вручен заряженный пистолет и предложение проститься с семьей и застрелиться, коим он воспользовался.

В России по распоряжению Сталина среди многих других был арестован, подвергнут жестоким пыткам и расстрелян талантливый военноначальник, маршал Михаил Тухачевский, не принимавший участия ни в каких антисталинских заговорах. Сталин просто опасался популярности маршала Тухачевского.

 * * *

Имя немецкого философа Фридриха Ницше неизбежно включается в анализ событий, случившихся в Германском Третьем Рейхе в 30-х – 40-х годах XX-го столетия. Гитлеровская пропаганда пыталась убедить мир что национал-социализм обязан своей философией и даже своим возникновением идеям этого мыслителя.

Национал-социализм был результатом отхода Германии от европейской идеологии и порождением давно зреющего в Германии национализма и активности группы фанатичных авантюристов, возвратившихся с фронтов Первой мировой войны в побежденную, униженную, социально и политически разъединенную страну, занимавшую прежде важное место в Европейском мире. Если бы Ницше не существовал, то ко времени Великой войны в стране было достаточно националистических организаций и идей, из которых Гитлер и ему подобные умы могли бы составить лозунги, близкие к тем, на которых он пришел к власти.

При жизни Ницше национализм и антисемитизм в Германии имел большую аудиторию. Ницше ненавидел и то и другое, в то время как его младшая сестра Тереза Элизабет была активной сторонницей этих взглядов и позже, уже после смерти Ницше, познакомилась с Гитлером и получила от него финансовую поддержку на создание музея философа. В последние годы жизни Ницше, будучи болен и потеряв способность заниматься изданием своих книг, предоставил своей сестре возможность корректировать рукописи его последних книг. Элизабет воспользовалась этой возможностью и внесла в них некоторые пронацистские коррективы. Ницше умер в 1900 году после десяти лет страданий и утраты возможности мыслить.

* * *

Идеи Ницше вовсе не породили гитлеровский национал-социализм, но были интерпретированы и искусно использованы нацистами для оправдание их бесчеловечной политики. Безусловно, объявление Ницше пророком национал-социализма придали гитлеровскому движению значительный вес и влияние среди образованной публики. Следует также признать, что идеология Третьего Рейха усвоила резкую критику христианства и другие моральные концепции Фридриха Ницше, отвергнув существующую в христианских странах мораль рациональности, зародившуюся в античной Греции в IV-ом столетии до нашей эры. Ницше отверг также философию Канта с ее научной логичностью и верой в победу научного знания, считая ее лишенной честности. В своих книгах Ницше утверждал, что мораль не находит, как утверждают философы от Платона до Канта, свое окончательное оправдание в знании универсальных принципов.

Нельзя отрицать, что при всем различии между идеями великого философа и гитлеризмом, между ними существует некоторая зависимость. Идеи Ницше широко использовались в нацистской пропаганде. Они старательно изучались нацистскими философами подобно тому, как советские философы изучали идеи Маркса. Влияние Ницше на всю философию Третьего Рейха усилиями нацистов превосходило взгляды других немецких философов.

Принято считать, что Фридрих Ницше (1844–1900) замыкает список великих немецких классиков философии, включающих Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга, Хайдеггера и ряд других, менее известных мыслителей, предложивших свое видение мира. Обычно философские тексты написаны ими в форме сложных силлогизмов с введением большого числа новых понятий, основанных на латинской и древнегреческой терминологии. Античная философия Греков и Римлян и работы Немецких классиков нового времени представляют собой основу большого числа современных философских исследований. Эти философские работы мало доступны широкому кругу читателей, не имеющих специальной философской подготовки. Идеи этих мыслителей не оказывают прямого влияния на культуру, отражаясь в ней лишь опосредовано через литературу, искусство и науку.

В отличие от работ немецких классиков работы Ницше, революционные по своему характеру, в своем большинстве обращены к широкому кругу читателей, интересующихся вопросами философии и особенно вопросами человеческой морали. Влияние идей Ницше, на историю Европы XX-го столетия сравнимо лишь с влиянием идей другого германского философа-революционера Карла Маркса, современника Ницше. Их взгляды противоречили друг другу наиболее решительным образом, но их объединяет лишь глубокое презрение к буржуазной морали. Фридрих Ницше и Карл Маркс, оставившие глубокий след в истории людей, были современниками. Критикуя существующее буржуазное общество в своих концепциях, они занимали противоположные позиции по всем принципиальным вопросам бытия и сознания. Они никогда не встречались и никогда не писали друг о друге. Неизвестно, был ли хоть один из них знаком с идеями, высказанными другим. Тем не менее сопоставление марксизма и ницшеанства явилось темой большого числа аналитических работ теоретиков марксизма.

Прекрасный афористический литературный стиль Ницше позволяет читать его тексты, не вызывая трудности в понимании смысла его идей. Его философские тексты звучат порой как поэзия. «Так говорил Заратустра» есть один из величайших немецких поэтических текстов, пример европейской Авесты.

Однако отказ Ницше от рационального гуманизма, возникшего в IV-м столетии до нашей эры в Афинах под влиянием идей Сократа и его учеников, ставит читателей перед сложной нравственной проблемой. Ницше принадлежал к людям со сравнительно редким характером, у которых европейская христианская мораль вызывала протест. Предпочтение Ницше эллинской пресократической культуры с ее дионисическими элементами хаотического духа экстаза и опьянения жизнью, сменяемого гармонией аполонической тишины и артистичности, его призыв к наслаждению борьбой и победой, его утверждение что «то, что не убивает нас, делает нас сильнее» — расходится с принятой в наше время моралью.

В своей поэме «Буревестник», написанной в 1901 г., через год после смерти философа, Максим Горький, один из авторов, безраздельно разделявших чувства Ницше о жизни, говорит, почти пользуясь языком философа:

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому».

Томас Манн, классик современной европейской литературы и защитник гуманности, всю жизнь испытывавший мощное влияние Ницше, сказал, что жизнь для этого философа «была пьянящим хмелем и страданьем, в котором сливались Дионис и Распятье». Ницше всю свою недолгую по современным меркам жизнь страдал от мучительной, изматывающей болезни, а последние десять лет провел в доме своей сестры, страдая от потери сознания, сопровождавшегося приступами тяжелого физического страдания.

Критики Ницше утверждали, что философ был противником морали, циником, крушившим христианские и общественные нормы, пророком новых ценностей, которые придут на смену изживших себя табу. Его называли отцом еще неродившегося сверхчеловека, исполненного волей к власти. Проблема философа заключалось в его необычайном таланте, который делал его виденье жизни завораживающим внимание многих мыслящих людей.

Возможно, что для человека с его сложившейся психической конструкцией выбор своих ценностей и своей морали, следуя идеям Сократа, Платона и Иисуса, обеспечивает более счастливую жизнь, чем мир Диониса и Аполлона, предпочтенную Ницше.

До сих пор Ницше был избран в учители лишь группой потерпевших военное поражение германцев, которые за время своего абсолютного господства в течение 3-его Рейха, уйдя из истории оставили будущему поколению разнообразные технологии массового умерщвления нежелательных для них мирных еврейских граждан и ничего другого.

Карл Юнг считал Ницше величайшим мыслителем. Он полагал, что

«Так говорил Заратустра не есть разумный констракт, но есть результат состояния подобного сну, в который погрузился Ницше».

Ницшеанский концепт Диониса вызвал у Юнга интерес в национал-социализме и высокой оценке личности Гитлера как лидера, возрождающего дух германской нации.

Фрейд заявил, что он не читал Ницше.

Призыв превозмочь самого себя, сложившийся в античной Греции в VI-ом столетии до нашей эры, требует от читателя, воспитанного в многовековой традиции рационального гуманизма и христианства, глубоких размышлений. Отличие сверхчеловека Ницше, всемогущего творца совершенной жизни, от современного человека, высшего разумного существа, также бесконечно велико. Оно настолько же велико, насколько велико отличие человека от обезьяны.

Ницше считает, что источник здоровой культуры есть сосуществование Диониса и Аполлона. Первый олицетворяет необузданную, роковую, пьянящую страсть жизни, второй — Аполлонический окутывает жизнь сновиденческими мифами.

Читая Ницше, люди не испытывают проблему понимания, но сталкиваются с проблемой принятия ницшеанского видения мира.

Идеи Ницше вызывают эмоциональную реакцию, требуют переосмысления привычных для современного человека понятий, призывают сделать выбор. Философия Ницше не является Европейским философским наследием, а есть оригинальное видение мира человека, содержит элементы футуристического взгляда на развитие морали.

Современная европейская культура, возникла из пресократической философии в VI-ом веке до нашей эры в полисах античной Греции. Однако принято считать, что главные идеи эллинской философии были сформулированы Сократом и его последователями лишь в четвертом веке до нашей эры. С приходом синкретической философии Сократа и его последователей в эллинской философии возникли идеи гуманистического рационализма, ставшего впоследствии одной из основных концепций европейского философского и религиозного мышления. Гуманность делает человеческую жизнь безопасней, смягчает взаимоотношения людей. Ницше не считал гуманизм достижением коллективной жизни. Он видел в нем лишение жизни ее естественной остроты и силы.

Он полагал что у людей есть право на лишение человека жизни, но был убежден что у них нет права, по которому они могли бы отнять у человека его смерть. Уход из жизни есть право некоторых людей, которым жизнь не удается. Ницше полагал, что они должны приложить все усилия чтобы смерть удалась им лучше. Жизнь есть воля к власти. Ей подчинено все сущее и в том числе человеческое сознание.

Сократ утверждал, что посредством диктатуры разума возможно исправление жизни. Но в мире Сократа не остается места для Диониса и Аполлона, являющихся по мысли Ницше символами культуры людей.

Ницше не признавал демократию, считал ее тиранией необузданного большинства. Физическое и психическое здоровье людей Ницше считал необходимым для полноценного человека. Физически и психически неполноценные люди не вызывали у него сочувствия. Попытки создать общество без гуманного отношения к его членам возникло в Спарте и Риме. Было ли это наиболее успешной социальной конструкцией?

* * *

В I-ом веке в Иудее, бывшей в то время провинцией римской империи, из религии евреев выделилась секта с моральными концепциями, существенно отличными от идей иудаизма. В концепциях этой секты чувствуется влияние философии Сократа и его последователей. Постепенно эта еврейская христианская секта отдалилась от иудаизма и превратилась в новую христианскую религию, принятую впоследствии почти всеми европейскими народами.

Философия Ницше не базируются на философии Сократа и его последователей подобно классическим европейским философским системам. Ницше отвергает идеи Сократа, Платона, Канта и Декарта. По своему духу идеи Ницше близки к идеям и чувствам пресократических эллинских мыслителей, таких как Фаллос, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит, Параменидес, которые не следуют гуманистическому рационализму постсократической философии. Ницше видит совершенство человеческой жизни не в исключении из нее борьбы и введении страхования от всевозможных проблем, но в борьбе, в преодолении себя, в победе над трудностями.

Взгляд Ницше на пресократическую эллинскую философию содержится в его первой книге, опубликованной под двойным названием «Рождение трагедии из духа музыки и эллинский пессимизм». В оценке Ницше эллинской досократической философии как основания европейского философского мышления содержится сущность его критики классической европейской философии.

Ницше критикует не только рациональный гуманизм европейских философских мыслителей, но является одним из наиболее острых критиков религиозной христианской морали, которою он называет моралью рабов.

Ницше был мыслитель, которого нельзя было не заметить. Большое влияние он оказал на русскую интеллигенцию. Чехов упоминает о Ницше в «Вишневом саде» как о великом философе. Толстой ненавидит Ницше за его отношение к Богу. Большевики увлекались Ницше. Троцкий написал работу о сверхчеловеке. Троцкому принадлежит ницшеанская фраза

«Нужно иметь в себе хаос, чтобы родить звезду».

Существовало мнение, что тайным учителем большевиков были не Маркс и Энгельс, а Фридрих Ницше с его волей к власти. Крупская подготовила в 1923 г. Указ о запрете цитировать Ницше.

Томас Манн — величайший европейский писатель, чье творчество испытывало мощное влияние философии Ницше, всю жизнь безнадежно старавшегося преодолеть демоническое влияние этого мыслителя, в своем очерке «Философия Ницше в свете нашего опыта», опубликованным в 1947 г., сравнивает Ницше с Гамлетом. Манн цитирует Офелию, узнавшую о смерти Гамлета. Она воскликнула: «О что за гордый разум сокрушен».

В жизни и творчестве Ницше Манн видит стремление

«отринуть пиетет, попрать свою собственную природу, стать певцом своей собственной варварской силы, очерствения и зла».

Манн видит в Ницше мыслителя, взявшего на себя непосильный труд постижения человеческой жизни.

«Какая же сила гнала этого человека в непроходимые дебри неведомого и обессиленного и истерзанного идти вперед, пока наконец не убила, распяв на мучительном кресте мысли? Эта сила — его судьба, а его судьбой был его гений».

И ницшеанству, и марксизму история предоставила шанс реального исторического воплощения в форме возникновения одухотворенных ими обществ и государств. Несмотря на взаимную идейную ненависть во взглядах германских фашистов, объявивших Ницше своим пророком, и российских коммунистов, веривших в Маркса, и ожесточенную пропагандистскую войну между ними, в 1939 году между Россией и Германией возник военный союз, развязавший в Европе истребительную шестилетнюю Вторую мировую Войну.

Оба философских концепта оказались «неверно истолкованными» их воплотителями. Соприкосновение философии с реальностью человеческих характеров превратило мир ницшеанских совершенных сверхчеловеков и марксистский мир, в котором главенствует рабочий класс — большинство, наделенное равными правами, в неведомый прежде в истории кошмар уничтожения миллионов людей.

Германский национал-социализм и российский советский большевизм оказались самыми истребительными государствами, существовавшими на Земле. Тот мятеж зла, который произошел в 30-х годах XX-го столетия в Германии, возник под большим влиянием одного единственного человека — необычайно талантливого философа Фридриха Ницше.

То, что случилось в свергнувшей царизм России, обязано идеям и неутомимой активности Карла Маркса.

Почему идеи Ницше произвели столь глубокое впечатление на немцев и на людей многих других культур, в том числе и на русскую интеллигенцию, есть большой и сложный психологический вопрос. Существуют человеческие геномы, образующие человеческие характеры, сходные с характером Ницше. При возникновении в одном поколении достаточного числа людей с Ницшеанским типом характера, а в обществе по историческим причинам рождается ощущение безвыходности положения — в стране появляется особая возможность отказа от принятой гуманности.

Почему имя Ницше, талантливого глубокого мыслителя, источника мощного проникновения в природу людей ассоциируется с самым бесчеловечным, самым жестоким, самым убийственным режимом в человеческой истории, возникшим у нации, обладающей сложнейшей и глубочайшей философией — безусловно, требует объяснения. Национал-социализм возник в Германии в 30-ые годы XX-го столетия во время, когда Ницше занял место самого признанного и самого влиятельного немецкого философа, во время когда неожиданным для немцев поражением закончилась Первая мировая война — наиболее жестокая и истребительная бойня молодых европейцев.

Группа немцев, возвратившихся с войны авантюристов, испытавших беззаконность и убийственную жестокость Первой мировой войны, не имеющих необходимого для политиков образования, утративших уважение к дисциплине и сдержанности, читали книги Ницше и вычитывали в них то, что им нравилось и казалось верным. И такого было немало. В тоже время, с другой стороны, современные профессиональные высококвалифицированные немецкие философы расточали заслуженные комплименты гениальному Ницше. Алфред Баумлер — специалист по творчеству Ницше, профессор Берлинского университета и директор Института Политической Педагогики — был членом нацистской партии. Ему принадлежит ведущая роль в превращении Ницше в пророка нацизма. Баумлер призывал немцев к воинственному героизму и силе. Он считал аристократическое сообщество самой важной частью нации. Баумлер заявил, что

«немецкое государство в будущем не будет продолжением творения Бисмарка, но будет создано из духа Ницше и духа великой войны. Человеческий род требует вымирания дегенератов, людей слабых и плохо приспособленных к окружающим условиям. Христианство же старалось их поддерживать».

И философов с подобными идеями было немало. Некоторые, современные германскому нацизму талантливые европейские писатели восторгались «германской революцией Гитлера». Нобелиат, норвежец Кнут Гамсун, один из любимых авторов европейцев поколения 1920–40 гг., был одним из искренних почитателей нацизма, встречавшийся с Гитлером и Геббельсом. Информация о Холокосте, которую он получил после окончания Второй мировой войны, ошеломила его. Луи Селин, талантливый французский автор, был сторонником нацизма.

Ницше произвел большое впечатление на Сартра. Камю, Мальборо, Шоу, Джойса и многих других.

Конечно, нацисты использовали имя Ницше для придания респектабельности своим действиям. Они интерпретировали идеи Ницше в своих целях, порой «корректировали» великого мыслителя. Однако было и что-то другое во взглядах этого философа, что позволяло нацистам использовать Ницше, который никогда не был ни антисемитом, ни националистом, в интересах группы германцев, отказавшихся от признания права людей на жизнь, свободу и частную собственность, ставших после Великой Французской Революции общественной нормой в странах европейской культуры.

Связь нацистов с Ницше возникла в результате сочетания активности недостаточно образованных, но чрезвычайно жестоких авантюристов, которые в уличных схватках в еще не оправившейся от войны демократической страны заполучили верховную власть в государстве посредством самой брутальной пропаганды ненависти, и желания придать своему движению ореол респектабельности и интеллектуальности, исходящий от имени философа.

Существует множество примеров, где нацисты копировали Ницше, но не существуют примеров, где Ницше предвосхищал кошмары брутальной деятельности нацистов.

Следует признать, однако, что в связи Ницше с нацизмом есть элемент реального совпадения взглядов и чувств. Ницше был безусловно гениальным мыслителем, но он понимал радость человеческой жизни и право людей на поведение, далеко выходящими за пределы образцового европейского гражданина XX-го столетия. Для Ницше естественный мир Чарлза Дарвина был значительно более реалистичен, чем европейское христианство, которое он считал религией рабов.

Характеры Гитлера и его ближайших политических помощников отличались своей брутальностью и лживостью. И Адольф Гитлер, и Генрих Гиммлер, и Рейнер Гейдрих, и Герман Геринг не имели друзей и не знали чувства человечности. Уничтожение евреев и своих политических противников было для них совершенно естественной ежедневной рутиной.

Пришедшее с Великой войны поколение германцев пережило кошмар самой тяжелой европейской войны и позор поражения. В этой ситуации нацистам показалось естественным, возможным и удобным воспользоваться правом неограниченной свободы действий, свободой лживой пропаганды, свободой лишения жизни своих политических противников и свободой уничтожения всего еврейского народа в результате необъяснимой ненависти к нему и придуманных обвинений.

Чтобы оправдать свой ужасающий, лишенный человечности режим и найти ему достойного автора, среди немецких мыслителей они избрали Ницше, а не Канта, не Гегеля или Лейбница, несмотря на то что у них был большой выбор достойных имен.

Создается впечатление, что теоретики национал-социализма верили, что если бы Ницше был жив в дни Второй мировой войны, он был бы согласен с ними.

Антисемитизм, который был чужд Ницше, отделяет его непроходимой стеной от Гитлера и его Наци-команды. В своем политическом выборе Ницше был сторонник пан европейской перспективы

* * *

Наци с немецкой аккуратностью и старательностью изучали Ницше. Один из наиболее значительных германских идеологов тех времен Альфред Розенберг в 1944 г. пришел к выводу, что «только в наше время истинное понимание Ницше стало возможно».

Розенбергу принадлежит важная роль в выработке идеологии нацизма и в осуществлении политики нацистов. Этот лидер национал-социализма родился в 1893 г. в Таллине, в семье сапожника-немца и матери-эстонки, получил образование в Рижском политехническом институте, эвакуированном в 1915 г. в Москву, где он перешел и закончил Императорское Техническое Училище (ныне Баумановский институт). Одно время симпатизировал русским большевикам. Считал русский язык своим родным и писал свой найденный в 2013 г. утраченный дневник по-русски. Дневник был передан в музей Холокоста в Иерусалиме. Был хорошо знаком с русской культурой и любил русскую литературу, был фанатичным антисемитом, познакомившим Гитлера с «Протоколами сионских мудрецов». Считал, что евреи виновны в развязывании Первой мировой войны и Русской Большевистской революции. Был одним из главных активистов «окончательного решения еврейского вопроса». Гитлер поручил ему руководство Центральным Исследовательским Институтом по вопросам национал-социалистической идеологии, но считал его неспособным к эффективной практической деятельности. Розенбергу принадлежит концепция национал-социалистов о том, что

«Культура всегда приходит в упадок, когда гуманистические идеалы… препятствуют праву господствующей расы управлять теми, кого она поработила».

На Нюрнбергском процессе Розенберг был приговорен к смертной казни.

Share

Ури Андрес: Ницше, опасный гений: 2 комментария

  1. Ури

    Г-н Торпусман!
    Спасибо за оценку эссе. Оба Ваши замечания справедливы. И Либкнехт и Геббельс были немцами.

  2. Abram Torpusman

    Работа интересна. Два замечания. 1) Откуда сведения, будто Карл Либкнехт — еврей? Не из антисемитских ли источников? 2) Стоило ли Йозефа Геббельса именовать именовать на английский лад Джозефом?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AlphaOmega Captcha Mathematica  –  Do the Math