©"Семь искусств"
  март-апрель 2023 года

Loading

Любой туалет должен соответствовать событию, времени суток и времени года. По крайней мере, треть всего дня у женщины уходит на переодевание. На всё есть правила: неприлично носить кружева и перья утром, так же как надевать платье с декольте или носить роскошные украшения, предназначенные для вечернего времени.

Надин БотеакЛидия ФазолиЖоэль Лэтер
Надин Ботеак    Лидия Фазоли   Жоэль Лэтер

ВО ВРЕМЕНА ПРУСТА

Перевод с французского Ольги Журавлевой

(продолжение. Начало в № 12/2022 и сл.)

Хозяева и слуги

Ольга ЖуравлеваОсновной задачей женщины буржуазного круга было ведение домашнего хозяйства: в этом качестве она управляет прислугой; для безупречного функционирования хозяйства она должна следить за покупками и счетами; проверять поставки торговцев. В отличие от аристократки, которая встает поздно после бала или вчерашнего ужина и передает распоряжения дворецкому, который потом следит за их исполнением, хозяйке в доме буржуа приходится вставать относительно рано. Завершив свой туалет, она наблюдает за тем, как встают, одеваются и завтракают дети, которыми занимаются няньки или бонны. Она должна показать, что заботится об их благополучии. После этого большую часть утра она занимается хозяйством: сверяет счета, принимает белье от прачки и провизию у поставщиков. Встретить какую-то даму в это время в городе столь необычно, что воспитанный человек может, по своему усмотрению, при встрече с ней даже не поздороваться.

Интерьер бельевой, Л. Делашо, конец XIX в.

Интерьер бельевой, Л. Делашо, конец XIX в.

По отношению к слугам Марсель Пруст был очень требователен, умея в то же время соблюдать аристократическое правило своего времени, т.е. считать самых преданных слуг «членами семьи». Он часто становился на их сторону и оказывал финансовую помощь. Бывая у Люсьена Доде, он любил поговорить о Данте с Пьетро, итальянским камердинером, и без колебаний помогал слугам, несмотря на неодобрение своего друга.

Без прислуги нельзя иметь достаточный вес в обществе. Именно поэтому в замках и особняках ее так много. Когда в 1877 г. Жан Шабо поступил в услужение к маркизу д’Аркур в качестве третьего кучера, там было уже пятнадцать слуг, которые обслуживали маркиза, его жену, троих детей, а затем еще четверых, которые родятся в последующие годы. Первый кучер Альфред носил брюки, зеленый двубортный жилет на четырех пуговицах с семейным гербом, и зимнее пальто на овечьем меху с каракулевым воротником. Вместе со вторым кучером Эдмоном и Жаном он ухаживал за восемью лошадьми, которых запрягали в различные экипажи — в ландо, в открытую коляску или двухместную карету, — а также за пони детей. Кроме кучеров, был еще дворецкий Феликс, всегда одетый в черный драп и белые перчатки — он распоряжался всем и составлял меню. Его окружали выездные лакеи, одетые в зеленые жилеты с черными полосками и в белых бабочках. Помимо прочего, будучи доверенным лицом, он также должен был разрешать мелкие проблемы каждодневной жизни и распоряжаться камердинерами.

Уголок кухни дома в Ильер

Уголок кухни дома в Ильер

В кухне, куда ни господин ни госпожа никогда не входили, царил мсье Поль. В его подчинении были два поваренка и пекарь, который каждый день выпекал бриоши к завтраку и пироги к обеду и ужину. 82 керосиновые лампы обслуживал пятнадцатилетний ламповщик Франсуа. Часовщик, ответственный за часы с маятниками, не жил в особняке, и хотя приходил два-три раза в неделю проверить часы и установить точное время, не принадлежал к числу домашних слуг. И наконец, дети были поручены попечениям английской няни и немецкой гувернантки, которая их обучала. Слуги жили на верхнем этаже особняка: у супружеских пар были квартиры, у холостых — отдельные комнаты.

Жан Шабо, нанятый впоследствии Эдуаром Десфоссе, попал в мир состоятельной буржуазии. У Десфоссе было только четверо слуг: один лакей, он же дворецкий, одна горничная, одна кухарка и один кучер. Затем Жан стал дворецким и кучером в семье мелких буржуа Перото, где делил обязанности с кухаркой. Наконец, в возрасте сорока лет он женился на Ивонне, кухарке мсье Даниэля, капитана фрегата в отставке, выходца из состоятельной семьи на севере Франции. Ивонна работала вместе с горничной Франсуазой и Фредериком, лакеем и дворецким. Подобно служанке в Комбре из книги «В поисках утраченного времени», которую мучила кухарка Франсуаза, заставляя каждый день чистить спаржу, от чего у той начинались приступы астмы, Ивонна с трудом могла разрезать живого лангуста.

В семье Прустов в последние годы жизни профессора было, по-видимому, несколько горничных, одна кухарка и один лакей, а для приемов нанимали дополнительную прислугу. Кроме того, Робер Суполь, чей отец был современником доктора Пруста, вспоминает, что в среде врачей в день приема пациентов дверь обычно отворял лакей, облаченный в ливрею. Из переписки Марселя Пруста мы знаем, что у него была горничная Луиза, а мадам Пруст причесывала Фелисия, у которой была досадная привычка дергать ее за волосы. В письмах упоминаются также Филомена, Катерина, Жан, Гюстав, Эжени, Артур и Мари.

У самого Марселя после смерти родителей было несколько слуг. В 1913 г. он нанял молодую жену своего шофера Одийона Альбаре. Приехав из Лозера, Селеста поначалу выполняла скромную роль «курьера» — разносила письма или посылки с книгами с дарственной надписью. Затем она получила задание посложнее: в ее обязанности входило подавать свежий кофе и молоко. Позднее она напишет в своих мемуарах, что для нее началась «жизнь навыворот» — она часами ждала звонка, который возвестит, что ее хозяин проснулся и нужно нести кофе с молоком и круассан. В этот период жизни Пруст почти ничего не ел и Селеста из кожи вон лезла, чтобы найти в его любимых ресторанах блюда, которые он предпочитал: камбалу из Рица, «русский салат» от Ларю, султанку от Прюнье, пиво от Липпа. По вечерам она составляла ему компанию и видела, как он редактирует «В поисках утраченного времени». Днем, пока он спал (а писал он теперь исключительно по ночам), она проводила долгие часы за рукописью, вклеивая в черные тетради «кусочки», т.е. поправки. «Вот так эти рукописи и разбухали. Там есть одна, особенно знаменитая, которую показывали на выставке: полоска, сложенная гармошкой. Когда ее разворачивают, видно, что в ней метр сорок сантиметров!» — рассказывала она позднее.

Селеста была полностью предана Прусту и дала ему всё, чего только хозяин может ждать от служанки. Она была скромна, честна, терпелива, готова к услугам днем и ночью, прибегала по первому зову и никогда не позволяла себе забываться. Точно также Жан Шабо, когда был кучером в семье маркиза Аркура, зимой и летом, в дождь и снег, невозмутимо сидел на козлах экипажа, ожидая маркизу у дверей дома, куда она прибыла с визитом.

В свою очередь, в ответ на эту преданность, хозяева негласно обязывались исправно присматривать за слугами, заботиться об их лечении, привлекать их к важным событиям в жизни семьи: слуги присутствовали при крещении детей, при их первом причастии, на похоронах членов семьи. Однако, в то же время вполне законным считалось уволить беременную служанку, даже если она была замужем, и вплоть до 1914 г. не существовало ни одного закона, защищающего права слуг. А между тем в восьмидесятых годах этот класс работников составлял 6.5 процентов населения, т.е. столько же служащих, сколько было в секторе коммерции и в банках, столько же, сколько на государственной службе или лиц свободных профессий.

В услужение в большие семьи часто поступают люди из деревни. У каждого слуги есть определенные обязанности, у них хороший стол и простое жилье. Чем ниже стоит буржуазная семья на иерархической лестнице, тем больше у слуг обязанностей и тем дольше рабочий день. У них скудная еда и они размещаются под крышей доходного дома, где холодно зимой и душно летом. В 1906 г. на выставке во время конгресса по борьбе с туберкулезом было показано, что в тюрьме Френ атмосфера в камере была более здоровой, чем в комнате прислуги в восьмом округе. Но незадолго до начала Первой мировой войны появляются профсоюзы, и постепенно слуги становятся членами общества с определенным статусом.

Семейный обед

Семейные ценности, на которых покоится фундамент буржуазного общества, определяют ежедневный распорядок, в особенности организацию трапез. Теперь уже нет речи о том, чтобы принимать гостей при первой возможности и только для того, чтобы показать себя в полном блеске. Теперь друзей и знакомых приглашают к ужину, а обед становится особым моментом в жизни семьи. Превосходно организованный обед, устроенный приветливой хозяйкой в доме, где отлично налажено хозяйство, превращается в символ сплоченной семьи.

Семейный ужин. Художник Марсель Баше, 1803

Семейный ужин. Художник Марсель Баше, 1803

Хозяйка дома должна собственноручно приготовить еду или проследить за тем, как готовит кухарка, потому как покупать готовые блюда в ресторане неприлично. Она же должна проверять покупки, которые по ее распоряжению делает прислуга, и стараться быть экономной. Так, например, дочь Теофила Готье не считала ниже своего достоинства обходить все магазины, чтобы порадовать отца превосходной едой, которая к тому же обходилась ей совсем недорого. С другой стороны, социальное положение требует иметь первоклассных поставщиков для различных продуктов: корзины фруктов следует брать у Шарона на улице Капуцинов; дичь, птицу и рыбу — у Луи, на Шоссе д’Антен; овощи — у Потеля и Шабо, на Итальянском бульваре; специи — у Корселе в Пале-Рояль; вина — у Потена, на Бубоне, Плас де Гавр; кондитерские изделия и мороженое — у Ребате, Фобур де Сен-Оноре.

После того, как меню составлено и обед со всей тщательностью приготовлен, хозяйка должна позаботиться о том, чтобы соблюдались такие важные условия, как подача пищи в определенные часы, чтобы столовая и стол имели привлекательный вид, и за едой царила спокойная мирная атмосфера, без слишком оживленных дискуссий. Семейный обед обставлен просто: скатерть должна быть белой и лишь изредка цветной, посуда допускается с оригинальным рисунком из цветов, фруктов или геометрических фигур. Хрусталь должен быть тонким и легким. Приборы не меняют после каждого блюда, поэтому приветствуется появление хрустальных или фарфоровых подставок для ножей и вилок, на которые можно положить кончик ножа или вилки, лежащих справа от тарелки. Чтобы разговор в кругу семьи был свободным, предпочтительно, чтобы слуг в столовой не было. Они приносят блюда, после чего покидают столовую, а затем их всегда можно вызвать звонком.

Столовая дома в Ильер

Столовая дома в Ильер

В отличие от аристократов, в обед буржуа ограничиваются двумя или тремя блюдами: холодными или горячими закусками, жареным или тушеным мясом, одним-двумя видами овощей и десертом. К обеду подают белое вино. Кофе со сливками, шоколад или чай завершают обед. Блюда с соусом подаются на ужин, когда есть приглашенные. «Употребление большого количества мяса может привести к подагре, оно раздражает желудок, губительно для печени и почек», — утверждают врачи. «Мясо способствует развитию грубых инстинктов и страстей», — заключают они в соответствии с теорией, которая разделяет пищу на такие категории как тяжелая и легкая, разогревающая и освежающая. Они утверждают, что для каждого темперамента (желчного, флегматического или сангвинического) существует соответствующая диета.

Забыты прошлые привычки, связанные с едой, когда излишество было нормой. Жак-Эмиль Бланш вспоминает «семидесятилетних старушек, которые в Великую пятницу опасались умереть от голода, если в полдник не получат чашку горячего шоколада и не съедят так называемого «попугая» — куска хлеба, размоченного в стакане вина, хотя на обед съели несколько обильных блюд: пять-шесть горячих или холодных рыбин, макароны, чечевичный салат и т.п.».

Графиня де Панж вспоминает, что ее семья, придерживавшаяся традиционных взглядов, в конце XIX века жила, как в XVIII-м. Ее допустили к семейному столу, когда ей исполнилось семь лет: ровно без пяти двенадцать все собирались в большой гостиной, и с последним ударом часов дворецкий открывал двустворчатую дверь в столовую, куда все и направлялись торжественной процессией. Во главе шла бабушка, закутанная в шали, затем отец и мать, потом ее брат Луи с гувернером. Иногда появлялся старший брат, служивший во флоте, и замужняя сестра, жившая в предместье Сен-Жермен. За обедом, который ребенку казался нескончаемым, прислуживал дворецкий в униформе и два лакея в ливреях и белых перчатках.

«На серебряных блюдах подавались огромные куски мяса с кровью, политые острыми соусами, которые мой отец делал еще острее, добавляя к ним пикули, которые всегда стояли рядом с его прибором; целые окорока, украшенные папильотками; паштеты из дичи; тушеное мясо; студни и заливные блюда. Супы подавались холодными. Овощи не подавали, потому что их не любила бабушка, пюре она называла «горчичником», а макароны «кошачьей кашей». Она любила только дичь, которую зимой каждую неделю присылали лесники из Нормандии и Анжу… Меню обеда или ужина всегда состояло из семи или восьми блюд. Десерты были «бесконечно разнообразны, начиная с огромных пудингов и кончая сорбетами-граните, не считая обжигающих суфле, шарлоток, баварского крема, бомбы из мороженого и сладких кремов. Кроме того, все десерты ставили на стол «по-русски», т.е. одновременно». Так что девочка, за которой никто не следил, могла попробовать все блюда и даже выпить несколько бокалов вина, если, конечно, помалкивала и сидела прямо.

Устанавливается иерархия для продуктов: хозяйка дома должна распределять, какие блюда подать к семейному обеду и какие к ужину с гостями. Кролик, гусь, утка и жаркое подаются во время обеда. Таким образом, постепенно, благодаря многочисленным кулинарным книгам, появляется настоящая буржуазная кухня. Она отказывается от чрезмерного изобилия аристократической кухни, и строго следит за качеством продуктов.

Кофейная машина Марселя Пруста, которой пользовалась Селеста Альбаре, когда он жил на бульваре Османн. «Этот прибор был из стекла, так что можно было видеть, как кипит вода, и пар, смешиваясь с кофейным экстрактом, оседал на стенках в виде черного пара, а поднимавшаяся вода, проходила через фильтр и попадала в другую трубу, где и собиралась».

Кофейная машина Марселя Пруста, которой пользовалась Селеста Альбаре, когда он жил на бульваре Османн. «Этот прибор был из стекла, так что можно было видеть, как кипит вода, и пар, смешиваясь с кофейным экстрактом, оседал на стенках в виде черного пара, а поднимавшаяся вода, проходила через фильтр и попадала в другую трубу, где и собиралась».

Кофейная машина Марселя Пруста, которой пользовалась Селеста Альбаре, когда он жил на бульваре Османн. «Этот прибор был из стекла, так что можно было видеть, как кипит вода, и пар, смешиваясь с кофейным экстрактом, оседал на стенках в виде черного пара, а поднимавшаяся вода, проходила через фильтр и попадала в другую трубу, где и собиралась».

День

Дамский наряд

Когда Элизабет Греффюль, послужившая прообразом Орианы де Германт, проживала в семейном парижском особняке, а не в замке де Буа-Будрен, при ней постоянно жили четыре швеи и две модистки: ведь ни одна светская дама не может два года подряд надевать один и тот же наряд на те же самые приемы. Парижский сезон, начинавшийся в январе и кончавшийся в начале лета, изобиловал светскими событиями. Женщина должна быть не только безупречной хозяйкой дома, но она также должна выглядеть соответствующим образом во время различных церемоний: во время визитов, на благотворительных распродажах, чаепитиях, прогулках в Булонском лесу, ужинах, крестинах, свадьбах, похоронах и престижных вечерах в опере или в театре.

Обязанностей было так много, что женщинам случалось жаловаться на усталость: «светской женщине, которая хочет хорошо выглядеть в любое время, необходимо семь-восемь часов в день заниматься своим туалетом. Ей нужен халат для утра, амазонка для верховой езды, элегантный наряд для обеда, уличный костюм, если она выходит в город пешком, наряд для визитов, если она выезжает, костюм для прогулок в лесу, наряд для ужина и спектакля. И это не преувеличение. А летом все еще больше усложняется — необходим купальный костюм для пляжа; зимой и осенью требуется охотничий костюм и костюм для катка, «если вам нравится разделять с мужчинами эти здоровые развлечения» — уверяют правила той эпохи, относящиеся к моде.

Наряд для верховой езды (ок. 1905 г.)

Наряд для верховой езды (ок. 1905 г.)

Следовательно, необходимо подбирать ткани, приглашать портних или заказывать зимние, летние и демисезонные наряды у модельеров. Для каждого времени года портные представляют три новые модели: уличный наряд, домашнее и вечернее платья. Состоятельные клиенты покупают все три модели, и, как бы странно это не казалось, женщине, — чтобы быть принятой в свете, нужны дневные наряды. Вечерний туалет необходим, чтобы показываться в фешенебельных местах, однако именно множество дневных туалетов свидетельствует о том, как много светских собраний посещает дама.

До появления таких модельеров как Пуаре, тело женщины было заковано в несколько слоев одеяний, которые защищали не только от «ветерка», но и от мужских взоров, и вынуждали женщину держаться скованно. Сначала надевались перкалевые панталоны, затягивавшиеся на талии, затем сорочка из хлопка или льна непременно белого цвета — символа непорочности. Сверху надевали корсет, который придавал фигуре силуэт, ценившийся в то или иное время. Талию сильно затягивали, бедра подчеркивали и в зависимости от времени дня, грудь прикрывали или оставляли открытой.

Элегантная дама. Худ. Фермен Бэс

Элегантная дама. Худ. Фермен Бэс

Именно это «моделирование фигуры» позволяло материалу так красиво лежать на женщине; однако мнения врачей расходятся — одни считают, что корсет необходим для поддержания внутренних органов, другие уверяют, что корсеты вызывают сердцебиение и боли в желудке. Сверху на корсет надеваются несколько юбок, как правило, белых и отделанных кружевами, которых становится все больше, чем ближе они к платью и чем их легче заметить. «Я как сейчас вижу, — вспоминает Поль Бюрнан, — как (женщины) ловко поворачивали каблук в сторону, чтобы быстро повернуть этот шлейф и сделать следующий шаг». На ногах носили фильдекосовые чулки, которые держались подвязками над коленом.

Любой туалет должен соответствовать событию, времени суток и времени года. По крайней мере, треть всего дня у женщины уходит на переодевание. На всё есть правила: неприлично носить кружева и перья утром, так же как надевать платье с декольте или носить роскошные украшения, предназначенные для вечернего времени. Нельзя забывать и об определенных правилах, которые требуют очень нарядной одежды, хотя дневной наряд и должен отличаться «простотой и некоторой целомудренностью». В экипаже женщина может позволить себе более роскошный наряд, чем при пешей прогулке. Если днем вы отправляетесь с благотворительным визитом, не следует одеваться так, «чтобы вызвать чувство зависти», в то время как на прогулке в Булонском лесу можно посоперничать с другими в элегантности.

Мода часто меняется, и от нее зависит длина платья, которая позволяет спрятать или увидеть щиколотку. Ширина юбки, замена кринолина турнюром и размер шляпы тоже определяются модой. Робер Бюрнар вспоминает, что в 1870-х годах благодаря турнюру с «пуфом», т.е. подложенной подушечкой, округлости женского силуэта в профиль были преувеличенно выпуклыми как спереди, так и сзади. Шляпа была прямой «с вуалью, спускавшейся до носа, на шее боа, муфта у талии и зонтик на сгибе руки». Затем, в 1890-е годы мода становится более строгой: появляется юбка-колокол, а рукава приобретают натуральную форму, облегают руку. В 1895 г. вернулись рукава-буфф: «было очень трудно надеть на них пальто, не помяв, не порвав — так же огромный мыльный пузырь от неосторожного прикосновения мог лопнуть и разрушить чудесную иллюзию». В том же году появились платья со шлейфом, на которых были двойные юбки: «У меня перед глазами, — пишет историк, — эти платья… при виде которых вы спрашивали себя, как в таком сооружении можно передвигаться в салоне среднего размера, не рискуя попасть длинным расширяющимся рукавом в крем во время полдника, или не перевернуть маленький столик, задев его шлейфом».

Затем появляются так называемые «короткие юбки», слегка приоткрывавшие щиколотку: их создал модельер Редферн для принцессы Галльской. Около 1900 г. в большой моде были платья в стиле «принцесс», которые застегивались на бесчисленное количество пуговиц на спине. Весьма важно разнообразные цвета нарядов, но для женщины с ограниченными средствами решением проблемы стало маленькое черное платье — оно позволяло превосходно выглядеть как днем, так и вечером. В 1903 г. Поль Пуаре ушел от Жака Дусе, а затем от Ворта, чтобы открыть собственный дом моделей на ул. Обер — его первой клиенткой стала актриса Режан. В 1906 г. его модель легкого платья с высокой талией в стиле времен директории произвела фурор. Эти платья не требовали корсета, который Пуаре считал мерзким: «С одной стороны бюст, с другой — огромный шлейф, — говорил он, — так что женщина разделена на две части и кажется, будто она тянет за собой баржу». В ателье на авеню Паске, а затем на авеню д’Антен (сегодня это улица Франклина Рузвельта) он обновил не только моду, но и декоративные искусства. Вдохновленный былыми путешествиями, он создал новые цвета и формы с плавными переходами, простые и в то же время экзотические. Окончательно от корсета отказались только во время войны, когда Пуаре вернул одежде элегантность, освободив ее от старомодных оков.

По традиции элегантность наряда проявляется и в аксессуарах, которые предпочитает дама. Если поначалу предпочтение отдавали головным уборам, таким как чепчик или маленькая шляпка, то с 1895 по 1910 гг. появляются модели с большим количеством украшений в виде цветов, фруктов, которых к 1907 г. становится так много, что они уже закрывают лоб, и так продолжается с 1911 г. до окончания войны. С 1905 г. в театре везде, кроме лож, запретили носить шляпы, потому что зрители, которым не видна была сцена, стали подавать в суд на актеров или дирекцию театра. Графиня Греффюль даже создала общество «маленьких шляпок», члены которого уверяли, что диадема с черным пером, украшавшая волосы, была самой подходящей моделью.

Муфта, в которую засовывали руки, чтобы они не мерзли, была своего рода предшественницей дамской сумочки: туда клали все, что может пригодиться днем — носовой платок, веер… Муфта была, как правило, из меха, а ее форма и размер менялись из года в год. В 1880 г. она была крошечной, а в 1910 г. размер ее сильно увеличился и создавалась она из тех же материалов, которыми отделывался весь наряд: из бархата, атласа и кружев.

Первые сумочки появились около 1908 г. и напоминали длинный кошелек из ткани или бисера, прикрепленный к застежке, держать который можно было за шнурок. Так исчезли большие карманы на юбках, куда женщины клали свои личные вещи. Руки стали свободными, а зонтик придавал наряду законченность. Здесь мода снова менялась от года к году: иногда на зонтике было множество воланов, бахромы, лент; иногда купол зонта был выгнут, а ручка очень длинной, до 1 метра 20 см, из-за большого размера шляп. Для непогоды и дождя существовали «простые» зонты без украшений, а для «престижа» имелись зонты «необходимые» с набалдашником, в который был встроен серебряный ларчик: в него можно было положить флакон с нюхательной солью или пудреницу.

Белые перчатки днем не носили, а светлые приветствовались, как знак элегантности. Женщина элегантная никогда не пачкала одежду или ботинки: она умела очень аккуратно ставить ноги на тротуар, сначала едва касаясь его носком и только потом каблуком, при этом чуть-чуть приподнимая подол.

Пара дамских сапожек, ок. 1910 г.

Пара дамских сапожек, ок. 1910 г.

Однако, если элегантная аристократка или представительница высшей буржуазии могли себе позволить крупные расходы, чтобы выглядеть как подобает людям их круга, то менее состоятельным представительницам буржуазии их служанки делали копии нарядов известных портных. И все же в 1900 г. произошло событие, облегчившее многим способ хорошо одеваться: в журналах мод появились «выкройки», с помощью которых они могли шить одежду и себе и детям. Независимо от принадлежности к какому-то классу, женщины всегда стремились одеваться comme il faut, что позволяло быть признанной и принятой в свете.

Детали украшения на платье из стекла Мурано.

Детали украшения на платье из стекла Мурано.

Детали украшения на платье из стекла Мурано. Знаменитый венецианский портной вдохновил Пруста: рассказчик преподносит Альбертине несколько платьев, сшитых Фортуни. Платья напоминают ему восточную Венецию. Очевидно, что Фортуни вдохновили картины Карпаччио. Описывая свое пребывание в Венеции, рассказчик горячо говорит об этих двух мастерах.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Надин Ботеак, Лидия Фазоли, Жоэль Лэтер: Во времена Пруста. Перевод с французского Ольги Журавлевой: 2 комментария

  1. Инна Ослон

    Чрезвычайно интересно. Без таких подробностей невозможно правильно представить себе повседневную жизнь того (или любого) времени. Спасибо авторам и переводчику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.