©"Семь искусств"
  февраль 2023 года

Loading

Определено, что из 74 выбранных поэтов у большинства поэтов белый цвет встречается чаще (у 44-х поэтов), чем черный цвет (у 30-ти поэтов). Показано, что белый цвет увеличивает свой ранг от XVIII века (лидер — красный цвет) к XIX веку (лидер — черный цвет). Белый цвет становится лидером в самом живописном Серебряном веке русской поэзии и остаётся таковым до нашего времени.

Марк Яковлев

СЕМЬ ЦВЕТОВ НЕБЕСНОЙ РАДУГИ В ЯЗЫКЕ ПОЭЗИИ

Марк Яковлев«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Фраза для запоминания цветов радуги

Цель статьи — сопоставительный анализ упоминания белого, черного и семи цветов небесной радуги в стихах русских поэтов разных эпох: от XVIII века до наших дней. Четырьмя независимыми жюри были выбраны шесть групп ведущих поэтов: XVIII века (10 поэтов); XIX века (10 поэтов пушкинской поры); первой трети ХХ века (15 поэтов Серебряного века); второй половины ХХ века (15 поэтов) и первых двух десятилетий XXI века — 14 российских поэтов и 10 русскоязычных зарубежных поэтов (всего 74 поэта, написавших 3,7 миллиона слов).

Введены новые понятия «цветовая лексическая норма» (ЦЛН) — наиболее упоминаемые цвета в стихах поэтов данной эпохи, и «черно-белый коэффициент» (ЧБК) — отношение частотности упоминаний лексем «черный» и «белый» в стихах поэтов. Для каждого поэта по репрезентативным корпусам стихов найдены частотности цветов, их суммы, и определены ЦЛН эпох и ЧБК поэтов.

Установлена радуга русского поэтического языка из 9-ти основных цветов, расположенных по частоте их упоминания в стихах поэтов: белый, черный, красный, синий, зелёный, голубой, жёлтый, оранжевый и фиолетовый. Определено, что из 74 выбранных поэтов у большинства поэтов белый цвет встречается чаще (у 44-х поэтов), чем черный цвет (у 30-ти поэтов). Показано, что белый цвет увеличивает свой ранг от XVIII века (лидер — красный цвет) к XIX веку (лидер — черный цвет). Белый цвет становится лидером в самом живописном Серебряном веке русской поэзии и остаётся таковым до нашего времени. Приведены наблюдения возможной связи событий в жизни поэтов с частотой упоминания цвета в их стихах (белый цвет у А. Пушкина, красный — у В. Маяковского, черный — у И. Бродского).

Подтверждено статистически и показано на примерах, что Серебряный век является лидером по цветовому потенциалу и языковой энергетике, а в палитре поэтического языка триада цветов белый-чёрный-красный является основной на протяжении трёх веков русской поэзии. Полученные результаты позволяют, в частности, находить, «цветовые дыры» в языке поэтов (какие цвета не использовались поэтом), или быстро определять по приведенным таблицам частоты употребления цветов в языке ведущих русских поэтов XVIII XXI веков.

Введение

Стихотворения можно представить как живописные картины, а в живописи главное — цвет. Поэтому интересно определить цветовые предпочтения поэтов, проследить связь между цветами в радуге поэтического языка (ПЯ), динамику движения цветов от поэта к поэту и от одной поэтической эпохи к другой, найти радугу русского ПЯ.

Для этой цели были выбраны шесть групп ведущих поэтов разных эпох: XVIII века (10 поэтов); XIX века, Золотого века русской поэзии (10 поэтов пушкинской эпохи); первой трети ХХ века (Серебряный век, 15 поэтов); второй половины ХХ века (15 поэтов) и первых двух десятилетий XXI века — 14 российских поэтов и 10 русскоязычных зарубежных поэтов Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Казахстана, Узбекистана, Израиля (всего 74 поэта).

Важно отметить, что поэты для исследования выбирались не автором, а независимыми специалистами, ведущими филологами, создателями словарей русской поэзии и выборки поэтов являются достаточно репрезентативными по своему составу и объёму [28, 6, 39, 30, 24, 35].

Введём следующие обозначения цветов радуги, а также черного и белого цветов: К — красный; О — оранжевый; Ж — желтый; З — зелёный;

Г — голубой; С — синий; Ф — фиолетовый; Ч — черный; Б — белый. Под «цветом» понимаем лексемы «белый», «черный», «красный» и т.д.

Понятно, что в ПЯ встречается больше, чем девять основных цветов, но выбранные цвета являются наиболее упоминаемыми в языке поэтов.

Опыт показывает, что у большинства поэтов наиболее употреблёнными цветами в поэтическом языке являются черный и белый. Для их оценки введем количественный критерий «черно-белый коэффициент» (ЧБК) поэта и эпохи равный отношению частоты употребления лексемы «черный» к частоте употребления лексемы «белый» в стихах поэтов.

Выделяются два вида оценки: ЧБК поэта и ЧБК эпохи. ЧБК поэта показывает отношение частоты употребления лексемы «черный» к частоте лексемы «белый» в творчества одного поэта (и в разные периоды), а ЧБК эпохи даёт оценку какой цвет доминировал в поэтическом языке поэтов (эпохи в целом). Например, в Золотом веке ЧБК равен 1,06 — преобладал черный цвет, а в Серебряном веке ЧБК — 0,80 и в поэтическом языке существенно доминировал белый цвет.

1. Цвета поэтов XVIII века

Таблица 1.1. Цвета поэтов XVIII века, частоты их употребления и количество словоупотреблений (КСУ) в стихах поэтов по данным [24].

Таблица 1.1. Цвета поэтов XVIII века, частоты их употребления и количество словоупотреблений (КСУ) в стихах поэтов по данным [24].

Поэты: Г. Державин (ГД), А. Кантемир (АК), Н. Карамзин (НК), М. Ломоносов (МЛ), А. Радищев (АР), В. Тредиаковский (ВТ), А. Сумароков (АС), И. Дмитриев (ИД), М. Херасков (МХ), И. Крылов (ИК).

Список девяти первых поэтов XVIII века взят из «Синтаксического словаря русской поэзии XVIII века» (под ред. Н. Патроевой) [28] и к ним добавлен И. Крылов. Данные в таблице 1.1 найдены по версии на апрель 2021 Поэтического корпуса русского языка (ПКРЯ) [24].

Из таблицы 1.1 видно, что у десяти ведущих поэтов XVIII века в поэтическом языке отсутствуют оранжевый (О) и фиолетовый (Ф) цвета. Возможно, поэты использовали в стихах вместо них синонимы?

Проверим эту гипотезу и посмотрим у наиболее плодотворного (93426 слов) и разнообразного по цветам поэта XVIII века Г. Державина синонимы двух этих цветов и частоты их употребления (в скобках).

Синонимы оранжевого цвета у Г. Державина: рыжий (0), либеральный (0), медовый (0), апельсиновый (0), янтарный (6), морковный (0).

Синонимы фиолетового цвета: фиалковый (0), лиловый (2), сиреневый (0), чернильный (0), пурпурный (1).

У всех синонимов низкие частоты употребления в текстах поэта, поэтому гипотеза отклоняется, синонимы не использовались.

У В. Тредиаковского самая большая частота употребления лексемы «красный» — 58 раз. Но сумма цветов, разнообразие цветов, частота их повторяемости и наполнения намного выше у Г. Державина.

Для сравнения двух поэтов по частоте употребления цветов в текстах, надо использовать относительные частоты, а не абсолютные. Например, в абсолютных частотах упоминание красного цвета в стихах Державина больше (39 раз), чем у Кантемира (35 раз). Но у Державина в стихах 93426 слов, а у Кантемира 49935 слов. В относительных частотах ОЧ на 10 тысяч слов (ОЧ_10Т) поэтического языка Державина находим: ОЧ_10Т = 39/(93426/10000) = 4,18; а у Кантемира намного больше цветов на 10 тысяч слов: ОЧ_10Т = 35/(49935/10000) = 7,01.

Черно-белый коэффициент (ЧБК) для поэтов XVIII века равен 145/133 = 1,09 и говорит о том, что в ПЯ поэтов XVIII века частота упоминания «черного» и «белого» цветов приблизительно одинакова. Но XVIII век отличается от всех остальных эпох русской поэзии тем, что в его палитре преобладал красный цвет.

Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов XVIII века находится из таблицы 1.1: самую большую частоту употребления у 10 ведущих поэтов XVIII века имеет красный цвет — 212 раз (ранг 1), затем идёт по частоте употребления черный цвет — 145 раз (ранг 2), затем белый цвет — 133 раза (ранг 3) и т.д., цвета отсортированы по частоте употребления.

Ранг показывает какой цвет в ЦЛН стоит на первом месте по частоте употребления в стихах поэтов, какой на втором месте и т.д.: красный, черный и белый цвета являются лидерами в ПЯ XVIII века.

Таблица 1.2. Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов XVIII века

Таблица 1.2. Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов XVIII века

Частота цвета в поэтическом языке десяти ведущих поэтов XVIII века, или Цветовая лексическая норма (ЦЛН) представлена на диаграмме 1.1

Диаграмма 1.1. Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов XVIII века

Диаграмма 1.1. Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов XVIII века

Красный цвет вышел на первое место по частоте употребления в поэтическом языке XVIII века за счет В. Тредиаковского, а черный цвет на второе место за счёт Г. Державина.

А красный взору сад, плодом обремененный,
Тем самым есть на низ довольно наклоненный,
Чтоб, как нарочно, он плод подносил свой в дар,
Пока тот свеж и спел, и вкусен, и не стар.

В.К. Тредиаковский. «Вообще, что утвердил и в веки утверждаю…». Феоптия. Эпистола II (1750-1754)

Разнообразие цветов в поэтическом языке Г. Державина, которое хорошо видно в табл. 1.1, было не случайным и подтверждают его строки, играющие всеми цветами:

Очи светлы голубые,
Брови черные дугой,
Огнь ― уста, власы ― златые,
Грудь ― как лебедь белизной.

Г.Р. Державин. «Царь жила-была девица…». Царь девица (1812)

2. Цвета поэтов Золотого века русской поэзии

Таблица 2.1. Цвета поэтов XIХ века, частоты их употребления и количество словоупотреблений (КСУ) в стихах поэтов по данным [24].

Таблица 2.1. Цвета поэтов XIХ века, частоты их употребления и количество словоупотреблений (КСУ) в стихах поэтов по данным [24].

Поэты: А. Пушкин (АП), М. Лермонтов (МЛ), Е. Баратынский (ЕБ), К. Батюшков (КБ), П. Вяземский (ПВ), Ф. Тютчев (ФТ), К. Рылеев (КР), А. Кольцов (АК), А. Дельвиг (АД), А. Бестужев-Марлинский (БМ).

Список десяти наиболее цитируемых поэтов ХIХ века был составлен известным норвежским лингвистом и славистом Г. Хьетсо, первым определившим лексическую норму Пушкинской эпохи [39, 40]. Данные по КСУ и частоте цветов в таблице 2.1 найдены на апрель 2021 в электронном поэтическом корпусе русского языка (ПКРЯ) [24].

А. Пушкин является лидером Золотого века по абсолютному количеству словоупотреблений (КСУ) — 195572 слова, по сумме упоминаний цветов — 363 раза (ср. у Г. Державина — 237 раз), по количеству употребления черного (96) цвета. Коэффициент черного к белому у А. Пушкина равен ЧБК=96/87=1,10, т.е. у А. Пушкина черный цвет упоминается немного чаще, чем белый цвет.

У М. Лермонтова наоборот: белый цвет (89) упоминается чаще, чем черный цвет (82) и его ЧБК=82/89=0,92. Цвета у него упомянуты 350 раз и в относительных частотах употребления цветов на 10 тысяч слов поэтического текста (ОЧ_10Т) у М. Лермонтова частотность выше, чем у А. Пушкина. У М. Лермонтова ОЧ_10Т=350/(132819/10000)=26,36 раз упоминание цветов на 10 тысяч слов поэтического текста, у А. Пушкина ОЧ_10Т=363/(195572/10000)=18,56 раз.

Следует отметить, что в относительных величинах М. Лермонтов лидер по критерию «коэффициенту эгоцентризма» — отношению частоты употребления в стихах личного местоимения «я» к частоте личного местоимению «мы» [19].

Из цветов небесной радуги у М. Лермонтова чаще всего упоминается голубой цвет (48 раз: «Спит земля в сияньи голубом…»), а у А. Пушкина красный цвет (77 раз: «по тебе я, красна девица, изныл»).

Для сравнения упоминание цвета на 10000 слов поэтического текста:

у Е. Баратынского ОЧ_10Т=30/(39641/10000)=7,56 раз;
у К. Батюшкова OЧ_10Т=34/(34879/10000)=9,74 раз;
у П. Вяземского ОЧ_10Т=106/(68076/10000)=15,57 раз.

Уникальным по употреблению цветов в поэтическом языке является Алексей Кольцов, русский самородок, проживший всего 33 года (1809 — 1842), но в его поэтическом корпусе из 20143 слов различные цвета упоминаются 100 раз: ОЧ_10Т=100/(20143/10000)=49,65 раз на 10 тысяч слов поэтического текста. Наибольшую частоту употребления имеет черный цвет (29 раз), а из семи цветов радуги — красный цвет (18 раз). За год до своей смерти А. Пушкин опубликовал в журнале «Современник» стихотворение А. Кольцова «Урожай», полное напевов и цветов:

Красным полымем
Заря вспыхнула;
По
лицу земли
Туман стелется;

Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;

Нагустил его
В
тучу черную;
Туча черная
Понахмурилась,

Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…

Через четыре года в стихотворении М. Лермонтова «Тучи» (1840 г.) прозвучит таже тема, на которой пересекутся два таких разных, но живописных поэта Золотого века:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я
же, изгнанники
С
милого севера всторону южную.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и
чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у
вас родины, нет вам изгнания.

Отметим, что в радуге XIX века, Золотого века русской поэзии, точно также отсутствуют оранжевый и фиолетовый цвета, как их не наблюдалось у поэтов XVIII века. Возможно, они появятся в ХХ веке?

Самым частым цветом, упоминаемым поэтами XIX века, был черный цвет (сумма равна 277 раз), белый цвет (у всех 10 поэтов встречался 261 раз) занимал второе место (ранг 2) по частоте упоминания:

у А. Пушкина (87 раз), у М. Лермонтова (89 раз).

3. Белый цвет у А. Пушкина по годам творчества

Посмотрим частоту употребления лексемы «белый» в поэтическом языке А. Пушкина по годам жизни поэта, см. график 2.1 ниже.

За период творчества А. Пушкина с 1813 по 1836 год наиболее высокая частота употребления лексемы «белый» в поэтическом языке поэта наблюдаются в 1833 году (17 раз). После окончания Лицейского периода частота употребления лексемы «белый» имеет большую волатильность (колебания), но начиная с 1829 года частота лексемы «белый» неуклонно растёт до 1833 года, см. график 2.1.

График 2.1. Частота упоминания лексемы «белый» в поэтическом языке А. Пушкина по годам жизни поэта [24].

График 2.1. Частота упоминания лексемы «белый» в поэтическом языке А. Пушкина по годам жизни поэта [24].

Белый цвет, как известно, ассоциируется с положительными эмоциями: с появлением человека на белый свет, с чистотой, с первым снегом, с Новым годом, с новыми надеждами и с белыми одеждами, со свадебным белым платьем, но и с белым саваном. Возможно, неуклонный рост частоты употребления лексемы «белый» с 1829 по 1833 годы, связан у А. Пушкина со знакомством с Натальей Гончаровой, предстоящей женитьбой поэта в феврале 1831 и обретённым семейным счастьем?

Но уже в 1834 году А. Пушкин написал своё знаменитое стихотворение:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля ―
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

А.С. Пушкин. «Пора, мой друг, пора!» (1834)

Связь некоторых личных и общественных событий в жизни поэтов разных эпох (А. Пушкина, В. Маяковского, И. Бродского) и изменениями в их поэтическом языке была подмечена в работе [19].

Например, коэффициент эгоцентризма (КЭЦ) — отношение частоты употребления личного местоимения «я» к частоте употребления личного местоимения «мы» в стихах сильно менялся до и после важных событий в жизни поэтов: у А. Пушкина до и после восстания декабристов и женитьбы; у В. Маяковского до и после октябрьской революции 1917 года; у И. Бродского до и после эмиграции в 1972 году. Но у М. Цветаевой не наблюдалось сильного изменения КЭЦ после эмиграции в 1922 году. Поэтому связь между событиями в жизни поэтов и изменениями в их поэтическом языке неоднозначная (может быть, а может и не быть), её надо проверять статистически и обосновывать исторически и филологически для каждого отдельного случая. Как повлияла на употребление личных местоимений «я» и «мы» в языке А. Пушкина важное событие его личной жизни — женитьба, показано в таблице 2.2 [19]. После женитьбы коэффициент эгоцентризма поэта уменьшился в три раза, и личное местоимение «я» приблизилось к местоимению «мы».

Таблица 2.2. Употребление личных местоимений «я» и «мы» в творчестве А. Пушкина за два года до и два года после женитьбы в феврале 1831 года и коэффициент эгоцентризма (КЭЦ) поэта.

Таблица 2.2. Употребление личных местоимений «я» и «мы» в творчестве А. Пушкина за два года до и два года после женитьбы в феврале 1831 года и коэффициент эгоцентризма (КЭЦ) поэта.

Возможно, увеличение частоты упоминания лексемы «белый» в стихах А. Пушкина с 1829 по 1833 годы, а затем падение частоты, может служить, как и отношение местоимений «я» к «мы», «языковым индикатором» важных событий в жизни поэтов? Аналогичный «цветовой индикатор» наблюдается в языке В. Маяковского с 1920 по 1928 годы — это бурный рост, а затем резкое падение лексемы «красный» (см. ниже график 5.1), и у И. Бродского — рост лексемы «черный» в тяжёлые для поэта годы: психушка, судилище, ссылка.

Как уже говорилось: дело лингвостатистиков — статистический анализ текстов поэтов, а объяснение полученных результатов и объективных фактов, их дальнейшая интерпретация — это дело филологов и любителей поэзии, поэтому они должны работать вместе [3, 26].

4. Цветовая лексическая норма поэтов Золотого века

Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов XIX века находится из таблицы 2.1: самую большую частоту употребления у 10 ведущих поэтов XIX века имеет черный цвет — 277 раз (ранг 1), затем идёт по частоте употребления белый цвет — 261 раз (ранг 2), затем красный цвет — 170 раз (ранг 3) и т.д., цвета отсортированы по частоте употребления.

Ранг показывает какой цвет в ЦЛН стоит на первом месте по частоте употребления в стихах поэтов, какой на втором месте и т.д.: черный, белый и красный цвета являются лидерами в ПЯ XIХ века.

Таблица 2.2. Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов XIX века

Таблица 2.2. Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов XIX века

Сравнивая ЦЛН XIX и XVIII веков, видим, что на первое место в поэтическом языке XIX века вышел черный цвет, затем белый, а потом красный цвет. Цвета в ПЯ находятся в движении от эпохи к эпохе, и посмотрим, что приготовил читателям Серебряный век русской поэзии.

5. Цвета поэтов Серебряного века русской поэзии

Таблица 5.1. Цвета поэтов Серебряного века, частоты употребления и количество словоупотреблений (КСУ) в поэтическом языке.

Таблица 5.1. Цвета поэтов Серебряного века, частоты употребления и количество словоупотреблений (КСУ) в поэтическом языке.

Поэты: М. Цветаева (МЦ), В. Маяковский (ВМ), А. Блок (АБ), М. Кузмин (МК), Б. Пастернак (БП), О. Мандельштам (ОМ), С. Есенин (СЕ), А. Ахматова (АА), В. Хлебников (ВХ), И. Анненский, А. Белый (БЕ), Н Гумилёв (НГ), И. Северянин (ИС), В. Брюсов (ВБ), И. Бунин (ИБ) [24].

Список десяти поэтов Серебряного века был взят из «Словаря языка русской поэзии XX века», Института русского языка РАН, сост. Л. Шестакова [30] и к нему для репрезентативности добавлены ещё пять поэтов: А. Белый, Н Гумилёв, И. Северянин, В. Брюсов, И. Бунин.

Данные таблицы 5.1 найдены в поэтическом корпусе русского языка (ПКРЯ) на апрель 2021 [24]. Из таблицы 5.1 прежде всего видно, что у поэтов Серебряного века значительно больше упоминаний цвета, чем у поэтов XVIII и XIX веков: в их поэтическом языке появились оранжевый и фиолетовый цвета.

В абсолютных величинах наибольшее число упоминаний цвета (1044) у М. Цветаевой, и у неё чаще всего встречаются белый, черный и красный цвет.

В прерывающемся стоне
Голоса, и под высокой
Бровью ― черное на красном.

М.И. Цветаева. «Из пещеры — вздох за вздохом…» | Пещера (1939-1941)

Белый саван забытья,
Равнодушья, безучастья
Совладал с любым ростком
И с любой живою страстью.

М.И. Цветаева. «Сыплет, сыплет, сыплет снег…» (1941)

Из семи цветов небесной радуги у М. Цветаевой необычно высокая частота красного цвета (251), у В. Маяковского и А. Блока красный цвет также в лидерах (167 и 126 соответственно), у М. Кузмина в лидерах зелёный цвет (96), у С. Есенина синий цвет (132). Лидером в употреблении редких цветов радуги — оранжевого (11) и фиолетового (8) является И. Северянин. Белый цвет чаще всего встречается у В. Брюсова (273).

Но в относительных величинах употребления черного и белого цветов лидером является В. Хлебников, а цветов в целом в поэтическом языке — вновь М. Цветаева. Цвета Цветаевой: белый (260), красный (251), черный (229), ср. три квадрата Малевича: чёрный, белый, красный.

6. Цветовая лексическая норма поэтов Серебряного века

Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов Серебряного века находится из таблицы 5.1: самую большую частоту употребления у 15 ведущих поэтов Серебряного века имеет белый цвет — 2148 раз (ранг 1), затем идёт по частоте употребления черный цвет — 1721 раз (ранг 2), затем красный цвет — 1171 раз (ранг 3), потом синий цвет (1085), зелёный (830) и т.д., цвета в ЦЛН идут по частоте употребления.

Таблица 5.2. Цветовая лексическая норма поэтов Серебряного века

Таблица 5.2. Цветовая лексическая норма поэтов Серебряного века

Сравнивая ЦЛН поэтов XVIII и XIX веков с ЦЛН поэтов Серебряного века, видим, что частота употребления цвета в ПЯ поэтов Серебряного века намного выше. В палитре Серебряного века появились цвета оранжевый и фиолетовый, их не было у поэтов XVIII и XIX веков, а на первое место в поэтическом языке Серебряного века вышел белый цвет. Наибольший вклад в белый цвет Серебряного века внёс В. Брюсов.

Глянет вечер. Белой раной
Вскроет месяц тьму воды;
В лавр и в мирт блеск ресторана
Вдавит плавкие следы.

В.Я. Брюсов. «Лестью солнца в лоск обласкан…» | Крым (7.09.1924).

Уже пуста была ограда,
Уже скакал по камням града ―
Над мутно плещущей Невой ―
С рукой простертой Всадник Медный.
Куда он мчал слепой порыв?
И, исполину путь закрыв,
С лучом рассвета, бело-бледный,
Стоял в веках Евгений бедный.

В.Я. Брюсов. «Над омраченным Петроградом…» | Вариации, на тему «Медного всадника» (28.10.1923)

7. Красный цвет в поэтическом языке В. Маяковского 

В работе [19] был приведён пример влияния внешнего события на поэтический язык поэта: октябрьской революции 1917 года на коэффициент эгоцентризма (КЭЦ) — отношения частот употребления личных местоимений «я» и «мы» в стихах В. Маяковского.

Таблица 5.3. Коэффициент эгоцентризма (КЭЦ) в стихах В. Маяковского (5 лет до и 5 лет после революции 1917 года).

Таблица 5.3. Коэффициент эгоцентризма (КЭЦ) в стихах В. Маяковского (5 лет до и 5 лет после революции 1917 года).

Изменения цветовой палитры поэта или частоты употребления цвета в ПЯ также могут служить возможным индикатором важных событий.

Из графика 5.1 (см. ниже) видно, что частота лексемы «красный» после 1917 года неуклонно растёт до 1928 года, а затем резко обрывается. Причины резкого увеличения частоты употребления в стихах В. Маяковского лексемы «красный» после 1917 года и резкого падения этой частоты после 1928 года хорошо известны из биографии поэта.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что между важными событиями в жизни поэта и изменениями в его поэтическом языке нет взаимо-однозначной причинно-следственной связи, её надо каждый раз подтверждать статистическими и филологическими аргументами.

График 5.1. Частота употребления лексемы «красный» по годам жизни В. Маяковского (ВМ).

График 5.1. Частота употребления лексемы «красный» по годам жизни В. Маяковского (ВМ).

Повторим: важно в каком контексте поэт использует «языковый индикатор», в данном случае лексему «красный», его смысл можно распознать по конкордансу поэта, по контексту его строк:

В расплаве меди домов полуда,
дрожанья улиц едва хранимы,
дразнимы красным покровом блуда,
рогами в небо вонзались дымы.

В.В. Маяковский. «Раздвинув локтем тумана дрожжи…» | За женщиной (1913).

В поцелуе рук ли, / губ ли,
в дрожи тела / близких мне
красный/ цвет/ моих республик
тоже/ должен/ пламенеть.

В.В. Маяковский. «В поцелуе рук ли, / губ ли…» | Письмо / Татьяне Яковлевой (1928).

8. Цвета поэтов второй половины ХХ века

Таблица 8.1. Цвета поэтов второй половины ХХ века, частоты их употребления и количество словоупотреблений (КСУ) [24, 43].

Таблица 8.1. Цвета поэтов второй половины ХХ века, частоты их употребления и количество словоупотреблений (КСУ) [24, 43].

Поэты: И. Бродский (ИБ), Е. Евтушенко (ЕЕ), Б. Слуцкий (БС), Д. Бобышев (ДБ), М. Айзенберг (МА), С. Гандлевский (СГ), А. Ерёменко (АЕ), И. Жданов (ИЖ), Б. Кенжеев (БК), А. Кушнер (АК), Е. Рейн (ЕР), О. Седакова (ОС), А. Цветков (АЦ), О. Чухонцев (ОЧ), Д. Самойлов (ДС). Список поэтов второй половины ХХ века составлен экспертами и взят из Поэтического корпуса русского языка [24].

Из таблицы 8.1 видно, что у поэтов второй половины ХХ века больше упоминаний цвета, чем у поэтов XVIII и XIX веков, в их поэтическом языке присутствуют оранжевый и фиолетовый цвета, но значительно меньше частота упоминания цвета, чем у поэтов Серебряного века.

В целом у поэтов второй половины ХХ века упоминание цвета (2453) в три раза меньше, чем у поэтов Серебряного века (8169), а частота упоминания белого цвета (697) чуть больше черного цвета (690).

В абсолютных величинах наибольшее число упоминаний цвета (468) у И. Бродского, и у него немного чаще встречается черный цвет (135), чем белый цвет (132). Отметим, что у И. Бродского за 38 лет творческой жизни более половины упоминаний лексемы «черный» приходятся на три года тяжёлых событий в жизни поэта: психушка, суд и ссылка. «Цветовая дыра» у И. Бродского — отсутствие фиолетового цвета.

Из семи цветов радуги красный цвет лидирует у И. Бродского (55),

Е. Евтушенко (49) и Б. Слуцкого (37), чем напоминает картину красного цвета у поэтов Серебряного века: М. Цветаева (251), В. Маяковский (167), А. Блок (126).

В относительных величинах наименьшее употребление черного цвета по сравнению с белым цветом (низкий ЧБК) наблюдается у Д. Бобышева (0,53), А. Кушнера (0,54), А. Ерёменко (0,55).

Любовь трагична, жизнь страшна.
Тем ярче белый на зеленом.
Не знаю, в чем моя вина.
Тем крепче дружба с Аполлоном,
Чем безотрадней времена.

А. С. Кушнер. «В траве лежи. Чем гуще травы…» | Аполлон в траве (1900-1999)

Цветовая лексическая норма поэтов второй половины ХХ века

Цветовая лексическая норма (ЦЛН) поэтов второй половины ХХ века находится из таблицы 8.1: наибольшую частоту употребления имеет белый цвет — 697 раз (ранг 1), затем идёт по частоте употребления черный цвет — 690 раз (ранг 2), красный цвет — 263 раза (ранг 3), синий цвет (213) и т.д., цвета в ЦЛН составлены по частоте употребления.

Таб. 8.2. Цветовая лексическая норма поэтов второй половины ХХ века

Таб. 8.2. Цветовая лексическая норма поэтов второй половины ХХ века

Сопоставляя ЦЛН поэтов второй половины ХХ века с ЦЛН поэтов Серебряного века, видим, что они совпадают по порядку употребления цветов (по рангам), но частоты употребления цветов в ПЯ поэтов Серебряного века намного выше. В палитре поэтов второй половины ХХ века присутствуют цвета оранжевый и фиолетовый, которых не было у поэтов XVIII и XIX веков, но они впервые появились в ЦЛН поэтов Серебряного века и представлены там значительно большими частотами употребления.

Эти результаты наводят на мысль сопоставить цветовые потенциалы и языковую энергетику разных эпох русской поэзии: XVIII, XIX веков, первой трети XX века (ХХ-1) и второй половины ХХ века (ХХ-2).

(окончание)

Print Friendly, PDF & Email
Share

Марк Яковлев: Семь цветов небесной радуги в языке поэзии: 9 комментариев

  1. Viktor Kagan

    С точек зрения и нейрофизиологии, и психологии приводимые данные весьма и весьма интересны. Спасибо. Жду продолжения.

    1. Марк

      Виктор, Вы абсолютно правы! Это исследование интересно не только для лингвистики, но и для психологии творчества. Внимательный читатель, вероятно, заметил, что выдающиеся поэты Пушкин, Цветаева, Бродский являются лидерами своего времени по упоминанию цвета в поэтическом языке (см. таблицы). Это не случайно и доказывает на конкретных фактах, что цвет связан с поэзией, растворённой между строк стихов.

      1. Aharon L.

        Извините, Марк, но «взаимо однозначная причинно-следственная связь» — это оксюморон. Выберите как-то, либо причинно-следственная, либо взаимо(?) однозначное(?) (соответствие).

    2. Aharon L.

      Возможно в психологии все-таки важны и личные обстоятельства. Например, у Маяковского «красный» рос с 1923 по 25 годы, когда он в последний (из 9) раз вернулся из-за границы, из США через Париж. А потом взлетел к 28, когда все это кончилось, а привычка уже возникла?

  2. Zvi Ben-Dov

    «Голубой, зеленый, синий, красный,
    Желтый, белый, снова голубой,
    Уж ты, сад мой, самосад прекрасный,
    До чего ж цветасты мы с тобой!
    На поляну гляну, на кусты на,
    Что цветут вот так же, так же вот,
    Как и сам бы я расцвел у тына,
    Созерцая тихий небосвод.»

    https://www.rulit.me/books/ocherki-i-pocherki-read-350572-16.html
    А.Раскин, Очерки и почерки

  3. Инна Беленькая

    Я подумала. что речь пойдет о синестезии — по аналогии с цветомузыкой. Но никакого о ней упоминания нет в статье. Хотя поэзию, лирику объединяет с музыкой многое. По-моему, лингвистика здесь подменяется статистикой, которой в статье чересчур. Возможно, такой подход к поэзии правомерен, кому-то он будет по душе, а кому-то абсолютно чужд — дело вкуса. По мне так, это сопоставимо с тем, как кто-то стал бы обрабатывать частотность употребления ноты «фа» в симфониях Гайдна по сравнению с ее употреблением в симфониях Сергея Прокофьева.

    1. Яков

      Дорогая Инна,
      речь идёт о науке «лингвистика», а наука — это не «дело вкуса», и не дело субъективных мнений, а дело объективных фактов. Пик белого цвета у Пушкина в 1833 году, или обрывающийся график красного цвета в стихах В. Маяковского в 1929 году — говорят о многом и, возможно, связаны с событиями в жизни поэтов.
      Вы подали хорошую идею, только нота «фа» — это «буква музыки», а что является «словом музыки» или «строкой музыки»? Их тоже интересно сравнить у разных композиторов.
      Посмотрите мою книгу «От Пушкина до поэтов XXI века», вышедшую в прошлом году:
      https://www.litres.ru/ya-m-margolis/ot-pushkina-do-poetov-xxi-veka-sopostavitelnyy-anal-68061301/

      1. Инна Беленькая

        Я не поняла, так Яков Марголис и Марк Яковлев — это все вы? Един в двух лицах?

        1. Яков

          Един в двух лицах — науки и поэзии, как двуликий Янус — бог димиург, создатель чувственно воспринимаемого мира! Почитался как божество всех начинаний 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.