Проведён сопоставительный анализ упоминания семи цветов небесной радуги, а также черного и белого цветов в стихах русских поэтов разных эпох: от XVIII века до наших дней.
СЕМЬ ЦВЕТОВ НЕБЕСНОЙ РАДУГИ В ЯЗЫКЕ ПОЭЗИИ
(окончание. Начало в № 2/2023)
- Цветовой конкорданс к поэзии И. Бродского
В ПКРЯ [24] в корпусе стихов И. Бродского было задублировано около трети стихов. Поэтому для их исследования пришлось удалять задублированные строки, в результате получился «малый конкорданс цвета к поэзии И. Бродского» из 468 цветов и уточнены частоты цветов, найденные в [23, 43]. Конкорданс называется «малый», поскольку в нём учтены только семь цветов радуги, а также чёрный и белый цвета. Как известно, конкорданс отличается от словаря тем, что в нём лексемы (в данном случае цвета) представлены в контексте строки и дают читателю возможность лучше понять их смысл.
Известный лингвист М. Гаспаров писал в предисловии к книге
Дж. Т. Шоу «Конкорданс к стихам А.С. Пушкина»: «Конкорданс — это расширенный словарь языка писателя. В нем на каждое слово и на каждую словоформу в его сочинениях приводится полный текст всех фраз или всех стихотворных строк, в которых встречается это слово или эта словоформа. Все мельчайшие оттенки значения каждого слова выступают при этом так исчерпывающе ясно, как ни в каком словаре» [38].
Приведём несколько примеров из «Малого конкорданса цвета к поэзии И. Бродского». Наиболее часто в стихах поэта встречается лексема «черный» 135 раз (ср. вместе с дублированными строками — 200 раз):
«Нет ничего постоянней, чем черный цвет».
И.А. Бродский. «Заблудившийся в дюнах, отобранных у чухны…» | Келломяки (1982) [5].
Лексема «белый» встречается 132 раза (ср. вместе с дублированными строками — 190 раз): «Так бело, что не может быть белей».
И.А. Бродский. «Снег идет — идет уж который день…» | Метель в Массачусетсе (1990) [5].
Лексема «красный» встречается 55 раз (ср. вместе с дублированными строками — 93 раза): «Ставя босую ногу на красный мрамор…»
И.А. Бродский. «Пленное красное дерево частной квартиры в Риме…» (1981) [5].
- Цвета российских поэтов ХХI века
Поэты: Р. Амелин (РА), А. Глазова (АГ1), В. Бородин (ВБ1), Л. Юсупова (ЛЮ), В. Банников (ВБ2), К. Корчагин (КК1), О. Васякина (ОВ), Г. Рымбу (ГР), К. Коблов (КК2), С. Могилёва (СМ), А. Азаренков (АА), А. Орлицкая (АО), М. Малиновская (ММ), А. Горбунова (АГ2).
Список 14 российских поэтов двух первых десятилетий XXI века был составлен тремя независимыми жюри, состоящими из литературных критиков [16, 35]. Жюри издательского проекта «Центрифуга» Центра Вознесенского в составе: Мария Степанова, Илья Данишевский и Лев Оборин выбрало из большого числа кандидатов четырёх поэтов для публикации книг. В их числе оказались: Ростислав Амелин, Анна Глазова, Василий Бородин и Лида Юсупова [35].
Главный редактор журнала современной русскоязычной поэзии «Воздух» Дмитрий Кузьмин (Латвия) предложил для исследования пять поэтов из России: Вадима Банникова, Кирилла Корчагина, Оксану Васякину, Галину Рымбу и Кузьму Коблова.
Литературный критик Юрий Орлицкий (РГГУ, Москва) отобрал для проекта четырёх поэтов из России: Станиславу Могилёву, Антона Азаренкова, Анну Орлицкую и Аллу Горбунову. Автор статьи добавил к ним Марию Малиновскую.
Поэты прислали автору репрезентативные корпуса своих стихов, по ним был проведён подсчёт частоты употребления основных цветов в стихах современных российских поэтов и результаты представлены в таблице 12.1. Максимальные абсолютные суммы употреблений слов (63902), всех цветов (411), лексем «белый» (110) и «черный» (102) наблюдается в стихах Аллы Горбуновой. Максимальное абсолютное значение употреблений лексемы «красный» (73) встречается у Г. Рымбу. Наименьшие относительные значения ЧБК наблюдаются у А. Глазовой, В. Бородина и К. Коблова: у них почти нет лексемы «черный» в стихах. Максимальное значение ЧБК наблюдается в стихах К. Корчагина: у него частота лексемы «черный» (38) в стихах в три с лишним раза превышает частоту лексемы «белый» (12): (38/12=3,17).
Однако все цвета содержатся в палитре только трёх поэтов: К. Корчагина, О. Васякиной и А. Горбуновой. У остальных современных поэтов в поэтическом языке имеются «цветовые дыры» — нулевые частоты употребления цветов: оранжевого, фиолетового и других. Практическая польза подобных исследований, в частности, заключается в том, чтобы обратить внимание современных поэтов на «цветовые дыры» в их поэтическом языке, а филологам облегчить поиск частоты упоминания цвета у поэта.
- Цвета русскоязычных зарубежных поэтов ХХI века
Главный редактор журнала современной русскоязычной поэзии «Воздух», поэт и литературный критик Дмитрий Кузьмин и автор статьи отобрали для исследования 10 следующих зарубежных поэтов: Дмитрия Строцева (ДС), Татьяну Скарынкину (ТС), Беларусь; Максима Бородина (МБ), Ольгу Брагину (ОБ), Антона Полунина (АП), Украина; Василия Карасёва (ВС), Латвия; Павла Банникова (ПБ), Казахстан; Шамшада Абдуллаева (ША), Узбекистан; Гали-Дану Зингер (ГДЗ), Израиль; Ларису Йоонас (ЛЙ), Эстония.
Поэты прислали автору репрезентативные корпуса своих стихов, по ним был проведён анализ частоты употребления основных цветов в стихах зарубежных поэтов и результаты представлены в таблице 11.1.
У известного русскоязычного поэта Шамшада Абдуллаева из Ферганы, Узбекистан [1, 2] максимальная абсолютная сумма употреблений цвета в стихах (161), хотя у него нет максимального количества словоупотреблений (25793). Для него характерно наличие высокой частоты желтого цвета (25), и полное отсутствие оранжевого (0).
У Дмитрия Строцева — ведущего современного поэта Беларуси, больше всего слов в поэтическом корпусе (43587), сумма употребления цвета в стихах 145, максимальная абсолютная частота употребления синего цвета (25), но отсутствует фиолетовый цвет.
Лариса Йоонас (количество словоупотреблений 16039) на первом месте по частоте употребления редкого у поэтов оранжевого цвета (4), и на третьем месте по абсолютному употреблению цвета в стихах (137).
Но сравнивая количество цвета в относительных частотах на 10 тысяч слов поэтического текста (ОЧ_10Т), например, Ш. Абдуллаева (ША) и Л. Йоонас (ЛЙ) получаем:
у ША: ОЧ_10Т = 161/(25793/10000) = 62,4 цвета на 10 тысяч слов;
у ЛЙ: ОЧ_10Т = 137/(16039/10000) = 85,6 цвета на 10 тысяч слов.
В стихах ЛЙ больше цветовых лексем, а кроме того, у неё использованы все 9 основных цветов, как у Максима Бородина, Антона Полунина, Гали-Дана Зингер. Сопоставим: из 14-ти современных российских поэтов все основные цвета встречаются только у трёх поэтов (3/14=21,4%), а из 10 зарубежных поэтов у 4-х поэтов (4/10=40%).
Наименьшее значение ЧБК (0,23) у Максима Бородина: белый цвет почти в 4 раза чаще встречается в его стихах, чем черный, а черный цвет почти в три раза чаще встречается в стихах Антона Полунина (2,93).
- Цветовые потенциалы разных эпох русской поэзии
Серебряный век русской поэзии (XX-1) — наиболее живописен: цветовой потенциал — 545 упоминаний цвета в стихах на одного поэта.
- Языковая энергетика разных эпох русской поэзии
Языковая энергетика — это среднее количество словоупотреблений (КСУ) в поэтическом языке эпохи, приходящееся на одного поэта. Языковую энергетику также легко найти из таблиц 1.1–8.1 и [16], где XXI-РП и XXI-ЗП — данные российских и зарубежных поэтов XXI века.
Наибольшая языковая энергетика в Серебряном веке русской поэзии:
в среднем 85,8 тысяч слов в поэтическом языке одного поэта.
При сходстве графиков 12.1 и 13.1 — максимум в Серебряном веке, между ними есть существенные различия. Среднее упоминание цвета — цветовой потенциал поэтов второй половины ХХ века (ХХ-2) выше, чем цветовой потенциал поэтов XVIII–XIX веков. Современные российские поэты (ХХI-РП) имеют цветовой потенциал (108 цветов) почти как поэты XIX века (111 цветов), а цветовой потенциал зарубежных поэтов (94 цвета на одного поэта) больше, чем у поэтов XVIII века (69 цветов). По цветовому потенциалу современные поэты ХХ–ХХI веков на уровне поэтов XVIII–XIX веков.
Однако из графика 13.1 видно, что языковая энергетика поэтов XVIII, Золотого и Серебряного веков выше, чем у поэтов следующих поколений. Чем объяснить этот феномен — тема для размышлений [16].
Может сложиться впечатление, что поэты Серебряного века лидеры по всем критериям, но это не так. Например, по эгоцентризму — отношению частоты употребления в стихах личного местоимения «я» к личному местоимению «мы» лидерами являются поэты Золотого века: в стихах М. Лермонтова личное местоимение «я» встречается в 10 раз чаще, чем местоимение «мы» [19].
- Движение цветов радуги по волнам времени
Сведём цветовые лексические нормы (ЦЛН) разных веков в одну таблицу 14.1 и проследим движение девяти основных цветов по волнам времени: XVIII век; XIX — Золотой век; ХХ-1 — первая треть ХХ века, Серебряный век; ХХ-2 — вторая половина ХХ века; ХХI-РП — российские поэты начала XXI века; ХХI-ЗП — зарубежные поэты начала XXI века.
В каждом веке на первом месте (ранг 1) — самый частый цвет и его частота, на последнем месте (ранг 9) — самый редкий цвет и частота.
Из таблицы 14.1 видно, что лексема «белый» начиная с XVIII века неуклонно увеличивает свой ранг, достигает в Серебряном веке первого места (ранг 1) в цветовой лексической норме, и остаётся фаворитом цвета в стихах поэтов следующих веков.
Белый цвет 4 раза занимает первое место, начиная с Серебряного века до наших дней, и является лидером ранга 1.
Лидером ранга 2 является черный цвет (5 раз занимает второе место).
Лидером ранга 3 является красный цвет (5 раз занимает третье место).
Лидером ранга 4 является синий цвет (3 раза занимает четвёртое место).
Лидером ранга 5 является зелёный цвет (3 раза занимает пятое место).
Лидером ранга 6 является голубой цвет (3 раза занимает шестое место).
Лидером ранга 7 является жёлтый цвет (4 раза занимает седьмое место).
Лидером ранга 8 является оранжевый цвет (5 раза занимает восьмое место).
Лидером ранга 9 является фиолетовый цвет (5 раза занимает девятое место).
Таким образом, радуга русского поэтического языка состоит из девяти основных цветов, составленных по частоте их упоминания в стихах поэтов разных веков. Радуга русского поэтического языка отличается от небесной радуги не только по количеству цветов, но и по порядку их следования.
Автор будет благодарен читателям, если они придумают осмысленную фразу из 9-ти слов для запоминания 9-ти цветов радуги русского поэтического языка. Каждое слово фразы должно
начинаться с первой буквы цвета радуги русского поэтического языка: Б, Ч, К, С, З, Г, Ж, О, Ф. Аналогично тому, как «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
В связи с тем, что белый и черный цвета лидеры поэтической радуги, возникает следующий вопрос: сколько поэтов чаще упоминают черный, чем белый цвет (Ч > Б), а сколько поэтов чаще упоминают белый, чем черный цвет (Б > Ч)?
Подсчёт между черным и белым цветами вёлся как в шахматах: если у поэта больше черного цвета, чем белого, то колонка Ч > Б получает одно очко, если наоборот, то одно очко получает колонка Б > Ч. Если у поэта одинаковая частота упоминания лексем «черный» и «белый», то каждая колонка получает по пол-очка.
В целом из 74 поэтов у 44 поэтов в стихах чаще упоминается лексема «белый» (А. Кантемир, М. Ломоносов, М. Лермонтов, А. Дельвиг, П. Вяземский, А. Блок М. Цветаева, А. Белый и другие), у 30 поэтов лексема «черный» (Г. Державин, А. Пушкин, О. Мандельштам, А. Ахматова, И. Бродский и другие).
- Ода белому цвету
О символике и семантике белого цвета в русской культуре (литературе, живописи, музыке, архитектуре) и, в частности, в русском поэтическом языке, можно говорить бесконечно [8, 10]. Но почему фаворитом в русском поэтическом языке (ПЯ) стал именно белый цвет?
Ответов на этот вопрос, ассоциаций и объяснений также бесчисленное множество: от белого света до белого савана. Одна из интересных гипотез, почему белый цвет является лидером в русском ПЯ, связана с тем, что в России полгода зима: первый снег выпадает в октябре, а последний снег тает в апреле. Отсюда и стихи у русских поэтов о зиме и белом снеге на протяжении трёх веков русской поэзии.
И под арфой тихогласной
Наливая алый сок,
Воспоем наш хлад прекрасной:
Дай Зиме здоровье Бог!
Г.Р. Державин. «Что ты, Муза, так печальна…» | Зима (1803 -1804)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
А. Пушкин «Евгений Онегин», гл. V, 1826.
Неслучайно Борис Бугаев — поэт и выдающийся исследователь языка русской поэзии, взял себе псевдоним Андрей Белый, и упоминал белый цвет чаще, чем черный на протяжении всей своей творческой жизни. Вот как писал о белом снеге и белом цвете Андрей Белый:
Призывно грустный шум ветров
звучит, как голос откровений.
От покосившихся крестов
на белый снег ложатся тени.……………………………………
пунцово-красным огоньком.
Под ослепительной луною
часовня белая, как днем,
горит серебряной главою.
А. Белый. «Призывно грустный шум ветров…» | Призыв (1901)
Звездеет воздух/ Белый;
И веют в воздух/ Сосны;И веет колос/ Спелый;
И веет волос/ Росный.
А. Белый. «Звездеет воздух / Белый…» | Иди (1931)
И во второй половине ХХ века поэты обращаются к зиме:
В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест — белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки…
И. Бродский «Конец прекрасной эпохи», 1969 [5].
Проверить гипотезу о том, что белый цвет в русском ПЯ связан с русской зимой и белым снегом «легко»: надо также, как в русском ПЯ, взять стихи 70 итальянских поэтов за 700 лет итальянской поэзии — от Данте до наших дней, и определить какой цвет в их стихах встречается чаще. Чего уж проще? 😊
- Заключение и итоги
Проведён сопоставительный анализ упоминания семи цветов небесной радуги, а также черного и белого цветов в стихах русских поэтов разных эпох: от XVIII века до наших дней.
Четырьмя независимыми жюри выбраны шесть групп ведущих поэтов: XVIII века (10 поэтов); XIX века (10 поэтов пушкинской поры); первой трети ХХ века (15 поэтов Серебряного века); второй половины ХХ века (15 поэтов) и первых двух десятилетий XXI века — 14 российских поэтов и 10 русскоязычных зарубежных поэтов (всего 74 поэта с 3,7 миллиона словоупотреблений).
Введены новые понятия «цветовая лексическая норма» (ЦЛН) — наиболее упоминаемые цвета в стихах поэтов данной эпохи, и «черно-белый коэффициент» (ЧБК) — отношение частотности упоминаний лексем «черный» и «белый» в стихах поэтов. Для каждого поэта по репрезентативным корпусам стихов найдены частотности цветов, их суммы, и определены ЦЛН эпох и ЧБК поэтов.
Установлена радуга русского поэтического языка из 9-ти основных цветов, расположенных по частоте их упоминания в стихах поэтов: белый, черный, красный, синий, зелёный, голубой, жёлтый, оранжевый и фиолетовый. Радуга русского поэтического языка отличается от небесной радуги не только большим количеством цветов, но и порядком следования цветов.
Определено, что из 74 выбранных поэтов у большинства поэтов белый цвет встречается чаще (у 44-х поэтов), чем черный цвет (у 30-ти поэтов). Показано, что белый цвет увеличивает свой ранг в ЦЛН от XVIII века (лидер — красный цвет) к XIX веку (лидер — черный цвет). Белый цвет становится лидером в самом живописном Серебряном веке русской поэзии и остаётся таковым до нашего времени. Приведены наблюдения возможной связи событий в жизни поэтов с частотой упоминания цвета в их стихах (белый цвет у А. Пушкина, красный — у В. Маяковского, черный — у И. Бродского).
Подтверждено статистически и показано на примерах, что Серебряный век является лидером по цветовому потенциалу и языковой энергетике, а в палитре поэтического языка триада цветов белый-чёрный-красный является основной на протяжении трёх веков русской поэзии (ср. с тремя квадратами К. Малевича: чёрный, белый, красный). Полученные результаты позволяют, в частности, находить, «цветовые дыры» в языке поэтов (какие цвета не использовались поэтом), или быстро определять по приведенным таблицам частоты упоминания цветов в языке ведущих русских поэтов XVIII–XXI веков.
Литература
- Абдуллаев Ш. Неподвижная поверхность. Книга стихов. Предисловие А. Скидана. М.: Новое литературное обозрение, 2003. — Серия «Поэзия русской диаспоры».
- Абдуллаев Ш. Перед местностью. Книга стихов. М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2017.
- Абрамзон Т.Е. Цифровые методы современной филологии: возможности и ограничения // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха: сборник материалов IV международной. молодежной научно-практической конференции, 18-20 сентября 2018 г. / науч. ред. С.В. Рудакова. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2018. — C.
- Ахматова А.А. Собрание сочинений в 6 томах, изд. Эллис Лак, 1998.
- Бродский И.А. Собрание сочинений в 6 томах, Лениздат, 2015.
- Васильев Н.Л., Жаткин Д.Н. Словари поэтического языка поэтов XIX века. М.: Флинта; Наука, 2013-2018.
- Гаспаров М.Л. Точные методы анализа грамматики в стихе. Славянское языкознание. XII Международный съезд славистов, доклады российской делегации, Краков, 1998.
- Дерюгина А. Цветовая символика и цветообозначения в поэтическом сборнике А. Белого «Золото в лазури». Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Приволжский научный вестник, 2015.
- Есенин С. Полное собрание сочинений в 7 томах. Голос, 1995.
10. Злыднева Н. Белый цвет в русской культуре XX века. Признаковое пространство культуры / Отв. ред. С.М. Толстая. — М.: Индрик, 2002, с. 424-431.
- Корчагин К. В поисках тотальности. Статьи о новейшей русской поэзии. Изд-во «Кабинетный учёный», Москва-Екатеринбург, 2020.
- Корчагин К. Поэтическое мы от авангарда 1920-х годов до новейшей политической поэзии // Критика и семиотика. 2019. № 2.
- Корчагин К. «Все вещи мира», изд-во НЛО, 2017.
- Ляшевская О.Н., Шаров С.А.Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009.
- Марголис Я. Количественный анализ словарей и транзита русскоязычной поэзии // Научный рецензируемый журнал «Libri Magistri», 2020, № 4 (14), с. 46-75.
- Марголис Я. Транзит языка русских поэтов XXI века во времени и в пространстве // Научный рецензируемый журнал «Libri Magistri», 2021, № 1 (15), с. 11-49.
- Марголис Я. Транзит имён существительных русского поэтического языка от Пушкина до нашего времени. // Научный рецензируемый журнал «Libri Magistri», 2021, № 1 (15), с. 50-76.
- Марголис Я. Лексические нормы Золотого и Серебряного веков русской поэзии. // Научный рецензируемый журнал «Libri Magistri», 2021, № 3 (16) (в печати).
- Марголис Я. Эгоцентризм поэтов разных эпох. Сопоставительный анализ. // Научный рецензируемый журнал «Libri Magistri», 2021, № 3 (16) (в печати).
- Материалы к Частотному словарю языка А.С. Пушкина. Институт русского языка, Институт языкознания, сектор структурной и прикладной лингвистики. М.: Проспект, 1963.
- Обзор работ Г. Хьетсо за 1973-1985 годы. Состав. В. Баевский // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1986. № 5.
- Пиперски А. Частотность в языке. ПостНаука, 2016.
- Полухина В. Словарь цвета поэзии Иосифа Бродского. НЛО, 2016.
- Поэтический корпус русского языка (ПКРЯ), новая цифровая версия в Национальном корпусе русского языка (НКРЯ), 2018.
- ПушкинА.С. Собрание сочинений в 20 т. М.: Художественная литература, 1948.
- Рудакова С.В. «Крылатый счастья миг…»: феномен счастья в лирике К.Н. Батюшкова // Научный рецензируемый журнал «Libri Magistri», 2021, № 1 (15), с. 148-166.
- Русскоязычная поэзия в транзите, исследовательский проект университета Трира, Германия, рук. Х. Шталь (Henrieke Stahl), 2017 — 2021.
- Синтаксический словарь русской поэзии XVIII века: в 4 т. / [под ред. Н. В. Патроевой]. Том 1, 2: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов. — СПб.: изд-во Дмитрий Буланин, 2018.
- Словарь языка Пушкина в 4-х томах, отв. ред. акад. В.В. Виноградов, 1956 — 1961 (1-е изд.), 2000 (2-е изд.), Москва, «Азбуковник», 2000.
- Словарь языка русской поэзии XX века. Том I-VIII, сост: Л. Л. Шестакова (отв. ред.), А. С. Кулева (ред.), А. В. Гик — М.: Издательский Дом ЯСК, 2001-2019. (Studia philologica). Ин-т русского языка (ИРЯ) РАН.
- Словарь поэтического языка Марины Цветаевой в 6-ти томах, составители И.Ю. Белякова, И.П. Оловянникова, О.Г. Ревзина, Дом-музеем Марины Цветаевой, 1996-2004.
- Фрумкина Р.М. О статистическом исследовании словарного состава текстов А.С. Пушкина. Материалы к Частотному словарю языка Пушкина. Проспект. М., 1963, с. 5.
- Фрумкина Р.М. Статистические методы изучения лексики. М., 1964.
- Цветаева М.И. Собрание сочинений в семи томах. Изд-во Эллис Лак, 1997-2015 гг.
- «Центрифуга», издательский проект Центра Вознесенского, М., 2020.
- Частотный словарь языка М. Ю. Лермонтова / Под ред. В.В. Бородина, А.Я. Шайкевича; Сост. Авдеева А.А., Бородин В.В., Быкова Н.Я., Козокина С.М., Гордеева Н.А., Макарова Л.А., Шайкевич А.Я. // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» — М.: Сов. Энцикл., 1981.
- Частотный словарь языка Пушкина, ИРЯ, машинопись 403 с., 1963, URL: https://bit.ly/36twtI5
- Шоу, Дж. Т. Конкорданс к стихам А. С. Пушкина. Том 1, 2. Предисловие М.Л. Гаспарова. М.: Языки славянской культуры, 2000.— 641 с.
- Kјetsaa A Norm for the Use of Poetical Language in the Age of Puškin: A Comparative Analysis / Universitetet i Oslo. Slavisk-baltisk institutt. Meddelelser. № 33. 1983;
- Kјetsaa A Quantitative Norm for the Use of Epithets in the Age of Puškin // Russian Romanticism. Stockholm, 1979;
- Margolis J. Quantitative analysis of dictionaries and transit of Russian poetic language. University Trier, Abstract, Germany, 2.12.2020, URL: https://bit.ly/2KZsUBp
- Oerthel F., Tuschl S. Statistische Datenanalyse mit dem Programmpaket SAS. Universität Passau, R. Oldenburg Verlag, München, Wien, 1995.
- Patera Т. A Concordance to the Poetry of Joseph Brodsky, Books 1-6, The Edwin Mellen Press, 2002 (Slavistik, McGill University, Montreal, Canada).
- Shaw J. T. Pushkin: A Concordance to the Poetry, Slavica Publishers, 1985.
Mark Jakoblev SEVEN COLORS OF THE SKY RAINBOWIN THE LANGUAGE OF POETRY
Abstract
The goal of this article is the comparative analysis of the frequency of usage of the colors white, black, and the seven colors of the rainbow in the poems of Russian poets from the 18th century to our day.
The poets analyzed have been selected by four independent juries and include 10 poets from the 18th century, 10 from the epoch of Pushkin in the 19th century, 15 from the first half of the 20th century (the Silver Age of Russian poetry), 15 from the second half of the 20th century and 24 from the 21st century of whom 10 live outside Russian (overall 74 poets with 3.7 million tokens). The new concepts of the “Lexical Color Norm” and the “Black and White Coefficient” are introduced. The first describes the colors most mentioned in a given epoch and the second is the relation between the relative usage of the colors black and white. Based on the representative text corpus for every poet the frequency of use of the colors are found, as well as their sum and the Lexical Color Norm, and the Black and White Coefficient.
A rainbow of the Russian poetic language is found ordered by the most frequently used in the poems of the poets: white, black, red, blue, green, sky blue, yellow, orange and violet. It turns out that of the 74 selected poets for 44 the token White appears more often than the token Black. It is found that White increases its rank from the 18th century (most frequent color Red) to the 19th century (most frequent Black) to become the most frequently mentioned color in the Silver Age and remain so until today. Some hypotheses are given to connect events in the life of poets to their usage of a particular color (White for Pushkin, Red for Mayakovsky, Black for Brodsky). Based on statistics as well as concrete examples it is shown how the Silver Age leads among the epochs in color potential and language energy and that the triad of White-Black-Red remains the most basic during the three analyzed centuries. The results allow to find “color holes” in the language of a poet (which colors are not used by the poet) or to quickly find the frequency of color usage for the leading Russian poets based on the provided tables.
Весьма поучительно было прочесть научный комментарий к наименее рациональному (и при этом весьма эффективному) использованию языка — к поэтической речи.
На наш взгляд одно из больших достоинств работы Марка Яковлева в том, что наконец-то даются количественные оценки труда авторов. Удачно выбран объект — что может быть выразительнее цвета (особенно белого)
Работа интересная и актуальная. Др химии Б. Филановский