©"Семь искусств"
  июль 2024 года

Loading

Физики-лирики, например, те ещё интеллектуалы!, приводят в пример наличие определённого расстояния удалённости индивидуально для каждой женщины, на котором эта женщина выглядит особенно привлекательной, на своём пике сложности. Вблизи — уже не разобрать, а издаля — особо не разглядеть.

Владимир Аршинов, Борис Лукьянчук, Анатолий Никольский, Владимир Рубанов, Андрей Шелудяков

           .           .           .           

СТРУНЫ СОЦИО,
СТРУНЫ ПСИХО,
СТРУНЫ ДУШИ…

Дело в том, что наш дорогой соавтор Владимир Арсентьевич Рубанов не дожил до нашей третьей по счету совместной статьи в журнале “Семь искусств” (две предыдущие:

https://7i.7iskusstv.com/y2020/nomer8_9/arshinov/; https://7i.7iskusstv.com/y2022/nomer12/arshinov/).

7 декабря 2023 года Рубанова не стало. И эта статья посвящается светлой памяти Владимира Арсентьевича…

В качестве ремарки отметим, статьи наши в целом дополняют друг друга с частичным смысловым перекрытием, более того, от статьи к статье ряд смысловых реперов полиморфно “плывёт”, а согласно Клоду Леви-Строссу, это явное свидетельство того, что устойчивого языка в такой проблемной области пока не оформилось, что делать?! То есть каждую статью можно читать вполне отдельно от других.

* * *

На рисунке 1 представлен загадочный Инь-Янь в исполнении профессора физики из Калифорнии македонянки Марии Спиропулу, которая с группой Калтеха осуществила симуляцию голографической кротовой норы-червоточины на самом настоящем квантовом компьютере Sycamore компании Google, точнее, сразу на паре компьютеров [1]. Жираф Пикассо — отсылка к его же «Девочке на шаре».

Рис. 1.

Рис. 1.

Кстати, строение Вселенной на мельчайших Планковских масштабах и огромных межгалактических — одно и то же, а именно — сетевая паутина, в основу которой в новейшей истории математической физики принято помещать струну или даже суперструну.

Квантовая теория струн возникла в 1968 году, когда молодой Габриеле Венециано (рис. 2) смог описать с помощью идеи квантовых струн сильное взаимодействие адронов [2]. Венециано открыл, что амплитуда парного рассеивания высокоэнергетических пионов весьма точно описывается одной из бета-функций, открытых Леонардом Эйлером в XVIII веке. Эта амплитуда, известная как амплитуда Венециано, интерпретируется сейчас как амплитуда рассеяния так называемых тахионов, соответствующих четырем открытым струнам. В современной интерпретации теории струн эти самые тахионы с отрицательной массой ушли со сцены. Работы Венециано стали отправной точкой исследований, направленных на объяснение механизма сильного взаимодействия на основе квантовой теории струн на расстояниях порядка одного ферми.

Рис. 2.

Рис. 2.

Появление квантовой хромодинамики по факту альтернативного объяснения механизма сильного взаимодействия, привело к временному снижению интереса к струнной теории до 80-х годов XX века. В 1984—1986 годах физики поняли, что теория струн могла бы описать все элементарные частицы и взаимодействия между ними, и сотни учёных начали работу над теорией струн как наиболее перспективной идеей объединения физических теорий. Первой суперструнной революцией стало открытие в 1984 году Майклом Грином и Джоном Шварцем явления сокращения аномалий в теории струн. В 1990 Эдвард Виттен (рис. 3) представил топологическую теорию струн — упрощённую версию, но со своей зеркальной симметрией. В послании к Международному математическому конгрессу в 1994 году Максим Концевич представил математическую гипотезу гомологической зеркальной симметрии, формализующей понятие зеркальной симметрии как утверждение об эквивалентности двух производных категорий: производной категории когерентных пучков на многообразии Калаби-Яу и производной категории Фукаи, строящейся по зеркально симметричному многообразию. Другими словами, зеркальная симметрия стыкует между собой два математических подхода: от геометрии алгебраической и от геометрии симплектической.

Рис. 3

Рис. 3

Из книги Шинтана Яу и Стива Надиса «Контур жизни. Математик в поиске скрытой геометрии Вселенной» [3]:

«Главная идея родившейся в результате наших усилий гипотезы SYZ (Строминджера — Яу — Заслоу) — показать, как возникает зеркальная симметрия и как создавать зеркальные многообразия. Базовый подход, который мы предложили, состоит в том, чтобы взять 6-мерное многообразие Калаби — Яу и разбить его на два 3-мерных подмногообразия, которые затем следует модифицировать особым образом и снова соединить воедино. В конце этой процедуры, если она проделана корректно, получится многообразие, зеркальное к первоначальному многообразию Калаби–Яу. Метод, предложенный Строминджером, Заслоу и мной, помогает осветить тонкую геометрическую связь между каждой зеркальной парой и дает, таким образом, указания на то, как работает зеркальная симметрия».

В нашей модели место симплектической геометрии, в некотором смысле, по праву наследования от математика Владимира Арнольда заняли монады Арнольда [4]. Владимир Арнольд шел здесь по стопам Готфрида Вильгельма Лейбница: — “Монада — это просто, это вам не суперструна!” В мае 2006 года в Президиуме РАН, “след в след” за физиком Дэвидом Гроссом, державшим пари, что суперсимметрия таки будет открыта, Арнольд прочитал свою лекцию про сложность конечных рядов нулей и единиц — которые из них сложнее в точном математическом смысле. Для выработки своего критерия сложности Арнольд придумал дифференциальную фабрикацию топологического портрета любого числа из ряда натуральных. Строим такой топологический портрет и сразу видим это натуральное число в топологическом свете — на рисунке 4 представлены топологические портреты для ряда натуральных чисел от 2-х до 13-ти (отсутствует единица, так как для дифференцирования нужно минимум два элемента, а числа выше 13-ти в топологическом виде уже не убирались на одном листке скорописи Владимира Игоревича). Каждое число представлено своим графом, состоящим из циклов, возможно, нулевых, и стекающихся на циклы деревьев. Циклы — это красные буквы О с индексом длины их орбиты, а деревянные структуры — это буква Т с индексом количества узлов в такой структуре. Регулярную эволюцию циклов можно выделить на геометрической прогрессии: 3, 6, 12… (рис. 4).

Рис. 4.

Рис. 4.

При небольшой концентрации внимания можно разглядеть, что числа нашей прогрессии n или длины наших конечных последовательностей двоичных ячеек, исследуемых на предмет их сравнительной сложности, совпадают с длиной в узлах наибольших орбит-циклов Т: 3, 6, 12…

Такая картина перемежаемости областей детерминированного хаоса сравнительно регулярными полосками порядка напоминает графический сценарий детерминированного хаоса по Фейгенбауму через удвоение периода “подкруткой” управляющего параметра исследуемой системы (рис. 5).

Рис. 5.

Рис. 5.

Здесь показаны последовательные расширения орбит циклов и рост кустистости деревьев нашей выделенной геометрической прогрессии (рис. 6).

Рис. 6.

Рис. 6.

А это несколько “опережающая” схема “коммуникативного излучения”, аналогично атому Бора. Когда коммуникация из 12-ти участников обрушивается до коммуникаций на шестерых, и далее на троих, “коммуникативный заряд” излучается вовне или, соответственно, наоборот, если идти в обратном порядке, то поглощается (рис. 7).

Рис. 7.

Рис. 7.

А здесь схема уже электронных уровней атома водорода, где сами уровни — числа натурального ряда. Серии поглощений — переходы с одного “опорного” нижнего уровня на верхние “более энергичные” уровни (рис. 8).

Рис. 8.

Рис. 8.

Условно разобьём плоскость на пространство социальное и пространство психологическое. Социальное пространство представлено пространством коммуникаций или пространством историй справа со стороны читателя, а вот пространство психологическое — оно слева, пространство модулей именно тех коммуникаций-историй, которые справа. Такое “левое” пространство ещё называется пространством представлений, пространством действия и пространством параметров. В пространстве справа, которое социальное, активно участвуют наши индивидуальные сознания в своих различных ролевых облачениях, а вот наш внутренний мир складывается в единое пространство подсознания слева — коллективное бессознательное по Карлу Юнгу (рис. 9).

Рис. 9.

Рис. 9.

То есть если справа мы сами играем роли в разных сюжетах, то слева уже сами сюжеты играют между собой в нашем внутреннем представлении, и таких представлений очень много — сколько нас, столько и представлений. И они как-то складываются между собой в коллективную игру, как складываются наши сознания в коммуникации справа, снаружи. Складываются по-разному, но точно складываются, потому мы и сосуществуем. Здесь будет интересна отсылка к “мотивной” статье математика Константина Николаевича Тынянского, опубликованной в журнале Республики Адыгея “Труды ФОРА” [5]. Дело в том, что переход от пространства коммуникаций к пространству их модулей и в обратную сторону можно представить как “интерфейс” между крайними ортодоксиями математики, по Тынянскому: топологией и алгеброй, на их “стыке” — там, где кончается алгебра-слой в пространстве коммуникаций и, следуя своей проекции, отображается в точку в пространстве модулей, где начинается уже топология-база. Мотивы здесь как поиск универсальной топологии Гротендика/универсального алгебраического слоя при фиксированных определениях алгебры/топологии. Таким образом роли в пьесах и пьесы в ролях “прозрачны” друг для друга своими “мотивами”. Как тут не вспомнить Пушкинско-Моцартовское: “Там есть один мотив… Я всё твержу его, когда я счастлив…”

Наша “топологическая хирургия” будет базироваться на следующих Трёх Слонах или Трёх Китах, или Трёх Черепахах — вопрос личного предпочтения (рис. 10).

Рис. 10.

Рис. 10.

Теперь подробности. Допустим, мы играем сообща в какой-то отдельно взятой коммуникации, например, на шестерых: Незнайка, Цветик, Гунька, Пончик, Пилюлькин, Ворчун. Вместе мы сила! И каждый видит маски всех окружающих его пятерых. А вот своей конкретно маски он не видит. То есть, как бы своя маска выносится за скобки и с обратным знаком «минус» равна тогда сумме всех оставшихся масок, которую видит каждый участник, находясь под своей маской в такой коммуникации-сюжете-пьесе-проекте (рис. 11). Нет, можно в маске и в зеркало, конечно, посмотреть, но никакое серьёзное дело не позволит одновременно смотреть на себя в зеркало, чтобы непрерывно. Или смотришь, или делаешь.

Рис. 11.

Рис. 11.

Главное, что мы взяли у Арнольда — это его предельные монадные циклы в каждом элементе монады. Владимир Игоревич участвовал на правах «второго» в разработке знаменитой КАМ-теории «на троих». Теория Колмогорова-Арнольда-Мозера — это динамическая теория в механике. Вот и мы с помощью монад Арнольда запускаем такую эволюцию в коммуникации. И для нас важны динамические циклы «на троих», «на шестерых», «на двенадцатерых» — фокус-группа для социальных исследований. Двоичные деревья стекаются на предельный цикл, как и принято в качественной теории исследования поведения динамических систем по Анри Пуанкаре. Самое неожиданное в операторе Арнольда, когда он превращает “по мановению волшебной палочки” любую конечную бинарную последовательность в граф из объектов и стрелочек-морфизмов, что этот Ньютонов оператор дифференцирования как две капли воды похож на дифференциальный оператор в волновом квантовомеханическом уравнении Шрёдингера (рис. 12).

Рис. 12.

Рис. 12.

Теперь основная схема взаимодействия социо и психо «со стороны». Театральные и кинодраматурги эту «сторону» зрителя отлично отработали, и мы можем сопереживать понравившимся нам персонажам, уютно расположившись в мягком глубоком кресле партера, и наблюдать: «Как волны головы ломают, И мы сочувствуем слегка Погибшим, Но издалека…» Социо или социум здесь опять справа, где «актёры», а вот психо или психология слева, на стороне «пьес». Перекрёстно пьесы справа на стороне актёров представлены струнами, а точнее бранами, мембранами, чтобы можно было названия пьес на этих бранах прочитать. Таким же образом на стороне пьес слева представлены актёры в виде таких же струн-бран. На струнах пьес справа отмечены шариками маски актёров, кто участвует в этих пьесах, а слева такими же шариками на струнах уже актёров представлены маски целиком пьес, в которых эти актёры участвуют. Таким образом, чтобы собрать все маски одного актёра № 3 из разных пьес с его участием в правой полуплоскости, мы проводим вертикальное сечение и со всех пересечённых горизонтальных струн-пьес извлекаем маски этого конкретного актёра, если в этих пьесах эти маски, конечно, есть, и получаем полный спектр коммуникативных возможностей этого актёра в виде полного перечня его масок. Так же и с пьесами. Чтобы собрать все маски пьесы № C слева, мы опять проводим вертикальное сечение уже от этой пьесы № С в левой полуплоскости и собираем полный набор ролей пьесы № С со всех пересечённых горизонтальных струн-актёров, занятых в этой пьесе, как полный перечень ролей самой пьесы № С (рис. 13).

Рис. 13.

Рис. 13.

Вот вычислительные возможности нашей линейной модели. Мы составляем прямоугольную матрицу: строки — пьесы, столбцы — актёры. Матрица бинарна: если актёр участвует в пьесе, то единичка на пересечении строки пьесы и столбца актёра, если не участвует — то нолик. Тогда чтобы извлечь репутацию актёра во всех пьесах, учтя значимость самих пьес по количеству занятых в них участников, надо нашу матрицу умножить на столбец этого актёра, и сложив потом все строки получившегося столбца, мы сразу получим рейтинг Итого. Рейтинг не нормирован, чтобы отнормировать, надо поделить полученный абсолютный рейтинг на сумму рейтингов всех актёров (рис. 14).

Рис. 14.

Рис. 14.

Таким же образом можно посчитать и рейтинг самой пьесы. Предварительно нужно транспонировать нашу матрицу для удобства расчёта, в противном случае, если не транспонировать или не менять строки со столбцами местами, нам пришлось бы умножать не на столбец, а на строку, что записывается длиннее. Итак, мы применяем ту же процедуру умножения к транспонированной матрице. Теперь строки — это актёры, а столбцы — это пьесы. Умножаем транспонированную матрицу справа на столбец выбранной пьесы и в таком же порядке, как и в случае с актёрами, мы получаем рейтинг уже самой пьесы и тоже неотнормированный (рис. 15).

Рис. 15.

Рис. 15.

Основная идея здесь в следующем. Лев Семёнович Выготский однажды заметил, что на деле мысль имеет своё особое строение и течение, переход от которых к строению и течению речи представляет большие трудности [6]. Ричард Фейнман подытожил мысль Выготского, когда на замечание студента о некорректности высказывания отрезал: — Слушайте, что я думаю, а не что говорю (рис. 16)!

Рис. 16.

Рис. 16.

И вот ещё что. Чаты GPT с помощью нейросетевых числовых алгоритмов весьма эффективно управляются со словарным контентом. Как-будто алгебра чисел действительно “слышит” “алгебру слов” (рис. 17).

Рис. 17.

Рис. 17.

Итак, пикантность ситуации в том, что актёр в любой пьесе не видит своей маски, поэтому единая маска пьесы для него предстаёт в виде перечня всех занятых в пьесе масок без его собственной. Но все остальные актёры видят его маску, как он сам видит маски всех остальных. И вот все о его маске что-то думают, и мнения у них не совпадают, как правило, и не совпадают мнения целиком труппы из разных пьес. И мы тоже о себе что-то думаем. И наше мнение совсем не обязано с чем-то совпадать, как и наше мнение о других. Здесь представлена точка зрения конкретного персонажа — Незнайки (рис. 18).

Здесь мы коснулись чрезвычайно серьёзного вопроса, возможно, непомерно раздутого философически — проблема самоидентичности отдельно взятой личности. В наших коммуникациях нет такой “раздутой” личности или субъекта. Каждый субъект складывает мнения о себе окружающих. Внутренняя пустота, если ты не стоишь в это время перед зеркалом, а если даже и стоишь, что ты можешь сам про себя такого сказать, о своей внутренней содержательности?! Говорят вот, что и муравей легко справляется с “зеркальным тестом” Гэллапа-младшего. Как-будто муравей живёт в эвклидовом пространстве только с одной параллельной по знаменитой аксиоме. А если бы этот муравей жил в не эвклидовом пространстве, а в пространстве Лобачевского-Бойяи?! И увидел бы он тогда сразу целый отряд муравьёв в качестве своего мнимого прообраза…

Так вот эта внутренняя пустота заполняется мнениями окружающих. Другое дело, что ты с такими мнениями можешь и не согласиться. А, собственно, почему ты должен быть согласен?! Не согласен и не согласен… Можешь, например, поменять свои коммуникации — делай же что-нибудь для ощущения своего внутреннего баланса, возможно, даже ошибочного… А это ещё с чьей точки зрения посмотреть?!

Рис. 18.

Рис. 18.

И мы сразу можем построить вектор-трансформер, совсем как в чате GPT, коммуникативной близости Незнайки к другим персонажам из разных незнайкиных коммуникаций по степени убывания такой близости. Персонаж под № 2 присутствует сразу в трёх незнайкиных коммуникациях — он лидер по степени близости к Незнайке. Возможно, это Пончик. Далее идёт персонаж № 3, который присутствует в двух незнайкиных коммуникациях, и одна из этих коммуникаций — «на троих». Далее идут персонажи № 4 и № 6, присутствующие в двух незнайкиных коммуникациях «на шестерых». Коммуникация «на шестерых» сложнее коммуникации «на троих» по Арнольду, поэтому степень близости с Незнайкой меньше на более длинной коммуникативной орбите цикла. И дальше располагаются персонажи под №№ 5, 7, 8, присутствующие только в одной с Незнайкой коммуникации. То есть мы точно оцениваем степень коммуникативной близости каждого коммуницирующего персонажа с главным выбранным нами персонажем, чьими глазами мы в данный момент смотрим вокруг.

Но более далеко идущий вывод от такого векторного совпадения наших статистических комбинаторных ухищрений с языковыми трансформерами в том, что мы органично «вошли» в пространство «обыкновенного» языка, в его лингвистику и семантику. И здесь «кончается искусство, и дышат почва и судьба…» (рис. 19). Рассказывайте интересные истории, господа!

Рис. 19.

Рис. 19.

Если теперь мы встанем на точку зрения другого персонажа, коммуникативная картина изменится. Здесь мы на стороне персонажа под № 2 в исходной нумерации от Незнайки. Но когда мы смотрим на мир глазами персонажа Ворчуна, то коммуникативный расклад действительно другой из коммуникаций уже Ворчуна, к тому же сама нумерация съехала в перестановочной группе Галуа (рис. 20). Но дело в том, что есть ещё Юнговская синхронизация. И чтобы такая синхронизация имела место, приходится постулировать существование так называемых коммуникативных волн. Здесь мы поступаем как настоящие физики: чтобы явление стало явью, его надо выдумать и правдоподобно описать. Вот чем отличается правда от выдумки по версии автора Пигмалиона?! Выдумка должна быть правдоподобна, а правда, она и так есть!

Рис. 20.

Рис. 20.

Прежде чем перейдём непосредственно к самим волнам (рис. 21), задумаемся на минуту, сколько заинтересованных “земных” глаз смотрят на нас и нашу планету, и каждая пара думает по-своему. Мы к этому ещё вернёмся, как эти пары могут складываться “в едином порыве” на культурной и цивилизационной волнах.

Рис. 21.

Рис. 21.

Декларируем строение таких коммуникативных волн. Речь идёт о так называемых активностях в коммуникации. Участники коммуникации могут как-то проявлять себя, и тогда они активны — единички, а могут быть пассивны — и тогда нолик, бинарно. Вот, если участников коммуникации шестеро, то в исходном состоянии возможно какое-то сочетание активностей — ряд нулей и единичек на шесть позиций. И вот такое исходное состояние может распространяться вовне в социум снаружи по правилу дифференцирования Ньютоном по времени. Тогда будет распространяться фрактальная волна — горизонтальный фронт такой фронтальной волны распространяется сверху вниз, как кадры киноплёнки. Получающаяся дискретная рябь на поверхности социума (по головам) известна в теории хаоса как коврик Серпинского, в общем, не синусы с косинусами, как в чистых тонах гармонических колебаний (рис. 22). Такие фрактальные коммуникативные волны могут иметь разные моды при одном и том же исходном базисе, от разных рядов активностей участников.

Это другая мода фрактальной волны — другой рисунок ряби активностей на поверхности социума, другой орнамент коврика. Вообще говоря, при исходном базисе на шестерых есть только четыре разных моды в спектре фрактальных волн. Базис с большим числом участников породит и большее спектральное разнообразие, причём, с увеличением числа участников количество мод будет только неограниченно возрастать, поэтому с математическим хаосом расширяющемуся сообществу вполне можно справляться по части соперничанья с хаосом в метриках сложности.

Если вернуться к диалогу пространства коммуникаций и пространства их модулей, то можно принять пространство коммуникаций, например, за пространство электрических взаимодействий, а вот пространство модулей тогда будет демонстрировать магнитные эффекты от таких электрических взаимодействий. Переговариваться друг с другом такие «электричество» с «магнетизмом» будут «электромагнитно», точнее, коммуникативно.

Рис. 22.

Рис. 22.

А сейчас нам вновь потребуется великий памятник конфуцианской философии Гадательная Книга Перемен — И-Цзин [7] и красивая математическая идея монад Арнольда (рис. 23). По формальному признаку устройства гексаграмм монада Арнольда на шесть позиций, как и шесть чёрточек в столбиках гексаграмм, прерывных и непрерывных, иней и яней, ноликов и единичек, так вот монада Арнольда как раз является пространством модулей для матрицы 8х8 гексаграмм И-Цзин. Сама монада Арнольда как граф состоит из 64-х узлов — разных коммуникативных состояний на шесть участников, рядов ноликов и единичек — активен/пассивен — и 64-х стрелочек из одного коммуникативного состояния в другое, его производную, чем повторяет волновое уравнение Шрёдингера из квантовой механики. Таким образом, монада Арнольда ещё и категория в точном математическом смысле. То есть строки коммуникативных состояний монады изоморфны столбцам гексаграмм И-Цзин, можно взаимнооднозначно отобразить их друг на друга не в смысле философском, а в смысле формальном как бинарные последовательности. Монада Арнольда на шесть позиций связывает в четырёхкомпонентный граф все 64 гексаграммы Книги Перемен — чем не культурный код?!

Рис. 23.

Рис. 23.

По философии И-Цзин каждая отдельно взятая гексаграмма — идивидуальная судьба. Исходно каждая гексаграмма набрана из двух триграмм. Толкование самих триграмм следующее: нижняя триада — это внутреннее развитие, верхняя триада — реализация в социуме своих психологических задумок. То есть этап кульминации происходит на смене нижней триады на верхнюю, после третьей черты гексаграммы, если считать от низа. Отсчёт ступенек самой гексаграммы идёт снизу, от Земли, вверх в Небо.

Мы попробуем объединить по законам монадной коммуникации гексаграммы шестерых участников в одну общую историю (рис. 24). Объединять будем не судьбоносно, а чисто формально — математически. Таким образом в наш граф монады войдут все гексаграммы, кроме двух, «энергетически» исходной с шестью Янями, и «энергетически» пустой с шестью Инями. В самой монаде самая наполненная Янями гексаграмма при дифференцировании по Ньютону переходит в самую пустую гексаграмму с шестью Инями-нулями. И это последняя нулевая гексаграмма уже никуда не переходит, переходит лишь в себя, образуя нулевой цикл. Остальные 62 гексаграммы окажутся в активной игре.

Рис. 24.

Рис. 24.

Мы пойдём с нижней строчки, на каждом последующем шаге последовательно расходуя свободную энергию намерения страждущих, а пока переберём все возможные перестановки одного Иня среди пяти Яней. На следующей ступеньке гексаграммы мы переберём все перестановки уже двух Иней среди четырёх Яней. Далее, на третьей ступени, в игре окажутся уже три Иня и три Яня — на линии кульминации всей истории, потом, на четвёртой строчке, мы получим антисимметричную ситуацию со второй ступенью, теперь четыре Иня и два Яня, и далее — антисимметричная ситуация со второй строчкой — пять Иней и один Янь. Эта известная событийная череда любого сюжета: перипетии, завязка, кульминация, развязка и финал. Начали!

Да, это кстати, монада на шесть бинарных позиций — перебор всех возможных состояний активностей (рис. 25). Граф содержит четыре устойчивых предельных цикла динамического коммуникативного процесса — по циклу на каждый компонент связности (один цикл нулевой) — на эти предельные циклы стекают древовидные веточки из трёх коммуникативных состояний. Вот такие веточки с основаниями на предельном цикле и можно принять за ролевые маски. При увеличении ряда бинарных позиций последовательности предельные циклы будут удлиняться в своих орбитах и древовидная структура, стекающаяся на циклы, тоже будет расти и густеть к своим вершинам, что ранее уже было показано. Второй шестерной цикл на рисунке удобно считать теневым смысловым циклом, который в целом дублирует ему двойственный. Любая содержательная точка зрения, по глубокому убеждению Нильса Бора, ничуть не должна уступать в своей содержательности своей же альтернативе.

Рис. 25.

Рис. 25.

Итак, перипетии. Заметим, высветились коммуникативные состояния трёх масок, крайние веточки, эти крайние узлы самые сложные в метриках сложности монад по Арнольду. В монаде сложнее те состояния, которые лежат в бассейнах циклов с большей длиной орбиты, исчисляемой в количестве узлов, если же два сравниваемых состояния попадают в один бассейн, то сложнее то, которое выше по дереву. То есть начали раскручивать общую историю гексаграмм с самых сложных позиций из трёх ролей. Стрелочки из центра указывают направления на задействованные деревья активности или маски (рис. 26).

Рис. 26.

Рис. 26.

Следующая ступень — завязка, мы видим возгонку в более сложную позицию с устойчивого цикла навстречу стрелочкам, но уже трёх других ролей (рис. 27). Всего же различных ролей — шесть.

Рис. 27.

Рис. 27.

Третья ступень — апофеоз всей истории, её кульминация, конструктивная деструкция или деструктивная креативность по французским эссеистам Уэльбеку и Бегбедеру и инновация в первоисточнике Шумпетера. Задействован дуальный по каждой веточке букет самых сложных крайних позиций в монаде. Эффект обострения сложности. Причём, в отличие от перипетий, когда были озвучены веточки ролей поодиночке, теперь активны обе симметричные позиции на веточках. То есть ситуация перегрета с возможностью любого последующего сценария — его развития как в положительную, так и в отрицательную стороны (рис. 28).

Рис. 28.

Рис. 28.

И опять, опять возгонка, и опять на других трёх ролях. Разрешать патовую ситуацию кульминации, катарсиса по-древнегречески, приходят уже другие люди, обозначившиеся в крайних сложных позициях в перипетиях (рис. 29). И это есть развязка катарсиса. «Мишке там сказали: — Нет! Ну, а мне: — Пжалста…». Заплетают Гордиев узел одни, а рубят совсем другие, — Александр Македонский. Эндрю Гроув, технический директор Intel, считал иначе: — В хаосе выживают только параноики! [8].

Рис. 29.

Рис. 29.

А здесь уже финал. Те участники, которые пришли потом, после тех, кто «по уши вляпался”, поменяли свои состояния на такие же сложные, им, исходным, полностью симметричные, согласно монадной философии. Без видимого прибытка, зато живы! На самом деле, прибыток тоже обозначился, ситуация-то кардинально поменялась в результате катарсиса (рис. 30). Владимир Пропп обнаружил, что практически все русские сказки развиваются по одному и тому же сюжету, меняясь лишь в подробностях.

Кстати, сюжет можно и развернуть, начав постепенно заменять ини янями и сымитировав тем самым алгоритм «Обратного распространения ошибки», что так модно сегодня в нейросетях. Результат будет тем же самым — сюжет-палиндром.

Рис. 30.

Рис. 30.

На языке кванторов всеобщности и существования переворот истории в кульминации можно интерпретировать следующим образом: в ситуации социально-психологического равновесия статистического характера квантор общности доминирует над квантором существования — если составим вместе оба квантора справа налево, получим составной квантор сосуществования (рис. 31).

Рис. 31.

Рис. 31.

Когда доминирование квантора всеобщности — для всех, над квантором существования — есть хоть один, переворачивается с ног на голову, и символические ёлки превращаются в пальмы (рис. 32), и доминировать начинает квантор существования — есть хоть один непохожий на других, над квантором всеобщности: — Делай, как я! Всеобщность социума, по определению, не может не измениться в таких условиях.

Дело здесь весьма непростое в таком инновационном кульбите «с ног на голову». Этот приём нарушает великую эргодическую гипотезу, на которой держится весь наш физический статистический мир. Владимир Арнольд поясняет эту гипотезу от Пуанкаре таким образом, собственно, откуда ёлочки и взялись: приходишь в еловый лес, садишься на стульчик около маленькой понравившейся ёлочки и ждёшь, когда она вырастет на твоих глазах. А можно поступить иначе и пойти погулять по этому еловому лесу, замечая все стадии роста, только уже на разных ёлочках. Два таких подхода полностью эквивалентны как раз в условиях эргодичности, когда среднее по времени состояние любой ёлочки совпадает со средним по всему ансамблю этих ёлочек. Условие эргодичности системы приводит к довольно любопытным следствиям, например, что одну систему нельзя разложить на две несвязных между собой подсистемы, или любое состояние эргодической системы когда-нибудь со сколь угодно высокой точностью обязательно повторится, правда время для такого повтора вполне может соперничать со временем жизни всей нашей Вселенной, не беда.

Рис. 32.

Рис. 32.

То есть, разбирая пролегомены перемен, рождённых в хаосе, мы натолкнулись на весьма нетривиальный факт-рецепт, как приготавливать эти самые перемены в таком вот хаотическом скляре на кульминационном пике сложности в любой истории. С этим сложностным пиком вообще морока (рис. 33).

Рис. 33.

Рис. 33.

Цивилизации возникают, развиваются и рассеиваются. Период жизненного цикла цивилизации — примерно полторы тыщи лет по Льву Гумилёву. Культурный же цикл культуролог Андрей Флиер ограничивает 300-400-ми годами, как 300 лет династии Романовых, например. Юрий Лотман характеризовал процесс достижения пика развития культурного слоя, как культурный взрыв, аналогичный Большому Взрыву в космологии. Физики-лирики, например, те ещё интеллектуалы!, приводят в пример наличие определённого расстояния удалённости индивидуально для каждой женщины, на котором эта женщина выглядит особенно привлекательной, на своём пике сложности. Вблизи — уже не разобрать, а издаля — особо не разглядеть. Это похоже на процесс размешивания молока в кофе. Вначале две разделённые субстанции, как по Джеймсу Бонду — не перемешивать!, в конце — полностью однородный раствор. Значит где-то в процессе такого перемешивания обнаружится тот самый пик сложности кофейно-молочной гидродинамической турбулентности.

Сложность, а лучше, сложностность — чрезвычайно важная характеристика для культурного кода. Мир сложен. Датский учёный Дэйв Сноуден насчитал 4 квадранта разных по своему качеству сложностей: простая, вычислимая, невычислимая и хаотическая (рис. 34).

Рис. 34.

Рис. 34.

И на этом пике сложности, по всей видимости, мир переключается на свою зеркальную копию, как нам демонстрирует Великая Книга Перемен, точнее, монадно извлечённый её модуль. Физика та же, а мир изменился! И это всего лишь отдельная локальная история, которая выплеснула из себя уже инопланетян, как тут не вспомнить про многомировую версию Вселенной Хью Эверетта III-го, третьего мушкетёра-аспиранта из когорты, нет, не Льва Дурова из отечественной кинопостановки, а самого Джона Арчибальда Уилера! Двое остальных — это небезызвестный Ричард Фейнман и астрофизик Кип Торн, основной эксперт-консультант фильма «Интерстеллар» про кротовую нору в Чёрной дыре (рис. 35), которую и простимулировала на квантовом компьютере упомянутая в самом начале македонянка Мария Спиропулу.

Рис. 35.

Рис. 35.

А это, прошу прощения за рекламу, наша книжка, изданная в Издательстве ИИНТЕЛЛ НСМИИ РАН (Научного Совета по методологии ИИ и когнитивным исследованиям) в 2019 году (рис. 36). Авторы те же: Доктор философских наук, Доктор физико-математических наук, Доктор технических наук, Доктор политических наук и, пардон, просто Доктор…

Рис. 36.

Рис. 36.

В заключение покажем, как можно кодировать пространство коммуникативных модулей или собирать кодовый остов Пьесы пьес на примере Семантического орнамента Владимира Арсентьевича Рубанова в укороченной прямоугольной проекции (рис. 37).

Рис. 37.

Рис. 37.

Принцип такой — представлены 5 столбиков из пар гексаграмм — привет И-Цзину! Как в И-Цзине две триграммы, поставленные друг на друга — триграмма внутреннего цикла развития, нижняя, и поставленная на нее триграмма внешнего воплощения внутренне достигнутого. Здесь триграммы расширены до гексаграмм — гексаграмма внутреннего поиска и гексаграмма внешнего внедрения. То есть основное смысловое движение — это возгонка смысла по 12 ступеням пары гексаграмм снизу вверх. Собственно, число 60 — главный многолетний цикл Китайского календаря: 5 пар гексаграмм — 60 смысловых кодов-слов существительных.

Теперь две главных топологических трансформации для наших пяти пар гексаграмм (попробуем обойтись без орбифолдов): свертываем в трубку нашу матрицу-таблицу, приклеивая верхний край к нижнему, и смыкаем право с левым, на таком торе смысловая связность должна сохраняться при дискретных сдвигах любых из пяти полосок друг относительно друга.

Второе движение: делаем нашу матрицу прозрачной и теперь смыкаем верх с низом с полуповоротом — получаем ленту Мебиуса, в два раза удлиняя период полного прохода — отрабатываем инвариант в виде двойного поворота вокруг своей оси, на таком инварианте держится в квантовой физике вся теория спина. Здесь интересно, что пары гексаграмм меняются во втором полупроходе гексаграммами симметричных пар относительно оси центральной пары, которую можно предварительно менять, скользя по топологии тора. Итак, смысловая связность должна сохраняться во всех таких топологических метаморфозах — можно проверять!

Литература и Интернет-ресурсы

  1. Physicists observe wormhole dynamics using a quantum computer, November 30,2022: https://www.caltech.edu/about/news/physicists-observe-wormhole-dynamics-using-a-quantum-computer .
  2. Брайан Грин, Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории, М. Изд-во ЛИБРОКОМ, 2017, а также: http://protein.bio.msu.ru/~akula/Phis/LF2.htm
  3. Шинтун Яу, Стив Надис, Контур жизни. Математик в поиске скрытой геометрии Вселенной, «Альпина Диджитал», 2019.
  4. В.И.Арнольд, Топология алгебры и гидродинамика арифметики, лекции 1,2, Дубна, июль 2003: https://www.youtube.com/watch?v=f0UZiOGqzfQ https://www.youtube.com/watch?v=JmzPP5SiG7s .
  5. К.Н. Тынянский, Мотивы (Новый подход к определению универсальной теории когомологий), Журнал Труды ФОРА, Республика Адыгея, №6, 2001 год. http://fora.adygnet.ru/files/120/13.PDF
  6. Л.С. Выготский, Мышление и речь, Государственное социально-экономическое издательство, Ленинград, 1934.
  7. Ю.К. Шуцкий, Китайская классическая «Книга Перемен», М.: Наука, 1993.
  8. Эндрю Гроув, Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания, М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2000 г.
Print Friendly, PDF & Email
Share

Владимир Аршинов и др.: Струны социо, струны психо, струны души…: 18 комментариев

  1. Андрей Шелудяков

    Оператор Лапласа, который раскладывается в произведение в двумерном случае, я приволок из лекции Сергея Петровича Новикова для школьников в Дубне в 2007 году: https://www.mathnet.ru/rus/present125

  2. Ася Крамер

    Основная идея здесь в следующем. Лев Семёнович Выготский однажды заметил, что на деле мысль имеет своё особое строение и течение, переход от которых к строению и течению речи представляет большие трудности [6]. Ричард Фейнман подытожил мысль Выготского, когда на замечание студента о некорректности высказывания отрезал: — Слушайте, что я думаю, а не что говорю (рис. 16)!
    ——-
    Как это замечательно сказано! И самое интересное, что еще совсем недавно, многие способны были и угадывать, и понимать, что собеседники думают и что говорят. Но в эпоху всеобщего опрощения и упрощения языка до уровня смайликов это умение почти исчезло. В остальном тексте — наслаждаюсь сложностью и красотой Человеческой мысли!

    1. Zvi Ben-Dov

      Ничего хуже нет, когда «глухие» слушают и слышат(!) то, что другие думают. Паранойя и «ейная родственница» конспирологияя как раз об это…
      Уж лучше смайлики 🙂

      1. Андрей Шелудяков

        Замечательно! Вы таки настаиваете на «словарном материализме»! Познаваемый мир жёстко очерчен границами языка, словарные лейблы висят на всём, до чего только можно умственно дотянуться, и если не знаешь, что говорить — надо молчать, по доктору Людвигу Витгенштейну! А как же партизан Второй Мировой, кибернетик и писатель Итало Кальвино: «Различные эстетические теории утверждают, что поэзия есть дело вдохновения, сходящего из неведомо откуда, бьющего из неведомо каких глубин чистой интуиции, Голос Времени, которым Дух Мира разговаривает с поэтом, отражение социальных структур, с помощью какого-то неизвестного оптического явления проецирующееся на страницу. Но в таких теориях всегда остаётся пустота, полоса тьмы между причиной и следствием. Каким путём душа, история, общество или его подсознание превращаются в серию черных линий на листе бумаги? Не говорили ли нам, что литература целиком связана с языком и представляет лишь перестановку из ограниченного числа элементов и функций? Но разве напряжение в литературе не стремится постоянно вырваться из этой конечной окрестности? Не пытается ли язык сказать нам что-то, что не может сказать, то, чего он сам не знает? Всё целеполагание литературы — вырваться за пределы языка, литература пробивается за крайние пределы того, что ещё можно сказать словами. Зов и притяжение того, чего в словаре нет»?! Или тот же Умберто Эко с Клодом Леви-Строссом? «В одном итальянском интервью Клод Леви-Стросс заметил, что нет смысла ставить вопрос о структуре произведения искусства: произведение можно рассматривать как некий кристалл, отталкиваясь от спровоцированных им ответов адресата. Если последняя структура существует, то она не может быть определена: не существует такого метаязыка, который мог бы её охватить. А если она как-то выявляется — то она не последняя. Последняя структура – это та, что оставаясь скрытой и неструктурируемой, порождает всё новые и новые свои ипостаси. Отправляться на поиски последнего основания коммуникации – значит, искать его там, где оно уже не может быть определено в структурных терминах.» Я знаю, что он знает, что я знаю… Теоремы Гёделя Вас не смущают?! Гильберта вот смутила. Что, чужая мысль настолько витиевата, что совсем уж нельзя догадаться?! Или то же «коллективное подсознание» напрочь отсутствует, разве что какие-то архетипчики иногда попадаются… И человек сам собой управляет?! Помилуйте! Искусство начинается с выдуманных событий и мнимых личностей, а в мире наиболее важны именно те вещи, которые недоказуемы и вообще маловероятны! Разве нет?

  3. Андрей Шелудяков

    Просто расткрыл рот от удивления и совершенно, прошу прощения, забыл закрыть. Замечательный, по-моему, опыт настоящей «тейбл ток» с самим ИИ. Мне показалось, что совместные комменты привнесли новое качество наряду с однажды заявленными. Это здорово, по-моему. По большому счёту, авторы в таком нагромождении мыслей и недомыслей хотели привлечь внимание к огромной проблеме «тёмной материи мышления». По Фейнману, законы природы угадываются! Так, может, давайте погадаем «на кофейной гуще» сообща?! Тем более время в самой широкой своей трактовке, преломленное человеческой памятью, представляет, с нашей точки зрения, тоже не менее серьёзную проблему. Поиграем?!

    1. Zvi Ben-Dov

      «Поиграем?!»
      __________

      Поступим, как в анекдоте:

      «- Милый, давай займёмся любовью…
      — Хорошо, дорогая. Ты пока начинай, а я потом присоединюсь…»
      🙂

  4. M. Nosonovsky

    «наши пьесы — это детективные позитроны по отношению к нам самим»

    Я считаю, что за дефективныx позитронoв нужно выпить! Как духовный сын афро-кубинского бога Чанго и инициированный адепт Орунмилы , поднимаю стакан кубинского рома Havana Club (из дьюти-фри в Домодедово) за исправление всех дефективных позитронов: Летакен олям бе-малхут Шаддай, леhаавир гилулим мин ha-арец в ha-алилим карут йекрутун!

    «Условие эргодичности системы приводит к довольно любопытным следствиям, например, что одну систему нельзя разложить на две несвязных между собой подсистемы»

    Изверги, хоть бы зацепку дали, о чем. Две системы, обе эргодичные с перемешиванием/стиранием, формально объединили их — какие проблемы?

    Синхрония у вас по Юнгу, как у Паули?

    После такой статьи только в синагогу молиться на шаббат, как там в каббалат-шаббатном тексте:
    כִּ֤י הִנֵּ֪ה אֹיְבֶ֡יךָ יְֽהֹוָ֗ה
      כִּֽי־הִנֵּ֣ה אֹיְבֶ֣יךָ יֹאבֵ֑דוּ
        יִ֝תְפָּרְד֗וּ כׇּל־פֹּ֥עֲלֵי אָֽוֶן׃
    (Это я про позитроны, если что).

    1. Андрей Шелудяков

      Дефективные позитроны — про них, пожалуй, и Уилеру с Дираком не стыдно будет рассказать! Настоящая находка. Тут хочу ещё времени инвариант второго порядка из пространства — спин привинтить, чтобы время тоже думало своим спинным мозгом, не только электроны. Но проблемы со статистикой. Спин целый или полуцелый, бозе или ферми?! Да, синхронизация, как у Паули с Юнгом. Что не раскладывается в Лапласово произведение — крайне неудобно, я согласен. Булгаков ещё упоминал божка Вицли-Пуцли, за него тоже надо бы махнуть по рюмашке! Спасибо!

      1. Zvi Ben-Dov

        Мне тяжело было понять этот комментарий и передо мной выло два неравнозначных варианта:
        1. Пол-литра
        2. Обратиться к ИИ за переводом с русского на… русский
        С первым у меня в последние лет десять дело плохо — отсутствует необходимая подготовка. Поэтому пришлось обратиться к ИИ. Вот его «перевод»:

        Этот комментарий, кажется, полон научных и литературных отсылок! Давай разберемся.

        Дефективные позитроны: Позитроны — это античастицы, обладающие положительным зарядом, а “дефективные” может означать, что они имеют какие-то особенности или необычное поведение.
        Уилер и Дирак: Это известные физики. Уилер (Джон Арчибальд Уилер) и Дирак (Пауль Дирак) внесли значительный вклад в физику элементарных частиц и квантовую механику.
        Времени инвариант второго порядка из пространства: Это звучит интересно! Вероятно, речь идет о некоторой симметрии во времени, связанной с пространством.
        Спин привинтить: Здесь автор использует метафору, чтобы сказать, что нужно учесть спин (внутренний момент) при рассмотрении времени.
        Бозе или ферми?: Это отсылка к бозонам (частицам с целым спином) и фермионам (частицам с полуцелым спином). Они имеют разные статистические свойства.
        Синхронизация, как у Паули с Юнгом: Вероятно, это связано с принципом исключения Паули (который запрещает двум фермионам находиться в одном квантовом состоянии) и аналогией к архетипам Карла Густава Юнга.
        Лапласово произведение: Это, вероятно, отсылка к вероятностным распределениям и методам Лапласа.
        Булгаков и Вицли-Пуцли: Михаил Булгаков — российский писатель, а “Вицли-Пуцли” — вымышленный божок из его произведения “Мастер и Маргарита”.
        В общем, комментарий полон игры слов, аллюзий и научных терминов. Возможно, автор хотел поделиться своими мыслями о физике, литературе и философии. 😊

        Опыт расшифровки комментов с помощью ИИ мне настолько понравился, что я и сам буду его (опыт) дальше использовать, и другим рекомендую 🙂

      2. M. Nosonovsky

        У Паули с Юнгом все же не синхронизация, а синхрония. Как и у Воеводского.
        Термин «синхрония» много где используется кроме того («диахрония и синхрония», например).
        С Вицлипуцлем и Кетцалькоатлем надо поосторожнее, они забористые ребята с грибами и текилой, мне так ближе афро-карибцы с ромом и сигарами.
        Про лапласово произведение не понял (по мне это про разложение определителя по строке, а не эргодичность, но у вицлипуцлей наверно все наоборот, они, может, антиподы из подземного мира).

    2. Андрей Шелудяков

      У нас есть какой-то ансамбль участников. Автор вытаскивает какую-то историю между этими участниками. Но таких историй может быть пруд пруди, и все они разворачиваются одновременно. Понять, которая из них более актуальна или интересна, другими словами, которая из них главнее — то есть сидишь в кафе, мимо снуют люди, а ты не знаешь, в опасности ты или нет?! , может сейчас из-под стойки напротив рванёт?! и от кафе вместе с тобой ничего не останется?! а есть какие-то сопутствующие признаки, например, «пиджаки» на кухне, как в фильме Тони Скотта «Шпионские игры» с Робертом Редфордом и Брэдом Питтом, то есть Что происходит?! Здесь и сейчас?! Вот как автор нас убеждает, что он выбрал самую главную историю здесь и сейчас? Ну пусть даже неявно, по-хемингуэевски, когда о главном ни слова! Да автор просто ни о чём другом нам не говорит, ни о какой другой истории, и мы должны купиться, поверить, что да, это самое существенное во всём параллельно происходящем пусть даже в своей потенции, чтобы тратить на это всё наше внимание. Вот тогда используемая эргодическая гипотеза поджимает снизу, что нет никаких более мелких интригующих подгрупп в нашем заранее заявленном ансамбле, которые бы на что-то такое, в отличие от общего хоровода сподвиглись. Если только наоборот — раздвинуть границы ансамбля. А тогда появятся новые спектральные последовательности в виде «коммуникативных волн» на треугольном коврике Серпинского по временной перспективе… очень многословно, прошу прощения!

  5. Андрей Шелудяков

    Спасибо большое за Ваш комментарий. Я очень разволновался, что вообще нет комментариев. Раньше хоть ругали, а теперь полная зловещая тишина. И вот наконец! Возможно, не всё понял из Ваших слов, но очень интересно. Про недомысли. Ввиду отсутствия научного знания про сами мысли, и в том числе про само знание и то же воображение, по-Эйнштейновски, можно назвать всю их совокупность Тёмной материей мысли. Выводы Ваши вполне справедливы, в том числе и в чисто пародийном аспекте. Когда-то мне казалось, что к хорошему произведению невозможно написать пародию, поскольку эта пародия уже должна содержаться в самом произведении, самопародия. У Вас пародия вполне состоялась, значит качество самого опуса оставляет желать лучшего. Есть куда двигаться. За время написания самой статьи возникло второе допущение в дополнение к так называемому пространству модулей, что пьесы играют сами с собой во времени нам навстречу, на опережение. То есть если мы играем свои роли в прямом времени — из прошлого в будущее, от причин к следствиям, то сами пьесы играют нас из будущего в прошлое, от следствий к причинам, собственно, в чистом детективном жанре, античастица электрона позитрон — это электрон, движущийся вспять во времени. То есть наши пьесы — это детективные позитроны по отношению к нам самим. В физике это называется обратными задачами рассеяния, в матанализе — когда мы переходим от череды дифференцирований к полосе обратных интегрирований, в первом случае сложность регулярно понижается, во втором — регулярно повышается, в синергетике энтропия сменяется на негэнтропию, а мы всего лишь пытаемся различить контуры структур будущего, следствия возникновения которых из этого будущего долетают до нас уже в настоящем. Спасибо большое за Ваше внимание!

    1. Zvi Ben-Dov

      Зёрна вашей статьи упали на хорошо унавоженную почву. Слово «навоз» в данном случае отражает. 🙂 Именно в этом причина моего «потока сознания» в виде стёба.
      Посмотрите эту дискуссию об аналогах времени и пространства в мире эмоций и образов.
      https://www.metodolog.ru/node/1456

      1. Андрей Шелудяков

        Вы знаете, мне очень понравился Ваш термин, понятие или как ещё назвать — «недомысли». Как назовёшь, так и поплывёшь в этом самом, что «отражает». Что касается Вашего покорного слуги, мне как раз всегда хотелось убежать каких-то аналогий между пространством и временем в их физическом аспекте и миром «эмоций и образов». Физика — это во многом картинки, Уилер даже обмолвился, что не представляет, как мыслить без картинок?! То есть преимущество что-то нарисовать — это, по-моему, величайшая в истории культуры вещь, наряду с придуманными событиями и мнимыми личностями от Юрия Кнорозова. Для меня идеальным было бы вообще не выходить из тени. Но постоянно оставаться в «тёмной материи мысли» тоже невозможно: — «Как же тебя понять, когда ты ничего не говоришь?! » По-моему, Ваши недомысли — как раз замечательный инструмент, суперпозиция из частично оформленных образов, можно даже прибечь к аналогии из математики в виде полувычислимых функций. У Юрия Ивановича есть замечательная лекция «Ренормализация и теория вычислимости» в ПОМИ от 2009 года: https://www.mathnet.ru/php/seminars.phtml?presentid=313&option_lang=rus
        Мне глупо настаивать, но, вообще говоря, было и две предыдущих наших статьи, ссылки на которые приводятся в самом начале перечисления «зёрен», которые куда-то потом попали. У зёрен в их исходниках встречается порой и своя плодородная почва. Я бы с удовольствием и дальше продолжил разговор на заданную Вами тему. Спасибо Вам большое!

        1. Zvi Ben-Dov

          «…мне как раз всегда хотелось убежать каких-то аналогий между пространством и временем в их физическом аспекте и миром «эмоций и образов». »
          _________________________________________

          А я как раз всегда ищу аналогии между разными областями человеческой деятельности и… нахожу.

  6. Zvi Ben-Dov

    С трудом продрался сквозь всё это и подумал:
    «А не «сварганить» ли и мне что-нубудь этакое? Не смешать ли мне ИИ, элементы Каббалы и затравку для безумной космогонической/космологической теории «в одном флаконе» недомыслей?»
    Вот, что получилось — судите сами…

    Приход Машиаха и «воскрешение мёртвых»

    Толкователи Танаха во все времена не владели системным подходом — за исключением, может быть, РАМБАМа.
    К величайшему сожалению они не обладали (и теперь не обладают) … воображением — и это при достаточно развитой еврейской мифологии.
    Эйнштейн в своё время написал, что «Воображение важнее, чем знания…». Это верно не только для Науки, но и для… религиозной мифологии.
    Например, как и когда придёт Машиах и (главное) — кто (или что) это будет?
    Есть старая идея с белым ослом, но идея в романе Песаха Амнуэля «Люди Кода» гораздо интереснее. А сейчас с развитием НТП (научно-технический прогресс) в роли Машиаха вполне может выступить ИИ (искусственный интеллект), который явно изменит этот Мир.
    Или идея о «воскрешении мёртвых»… Наши «мудрецы» додумались до того, что евреи умершие (и похороненные) в различные эпохи прибудут на «место воскрешения» по тоннелям под землёй, как на метро.
    Но зачем такие сложности? Давайте представим, что ИИ научился управлять временем и получать информацию о каждом (еврее и не только), когда бы он ни жил, что эта информация может использоваться для этакого «воскрешения».
    А если пойти ещё дальше…
    Например, эта информация станет частью общего (всемирного) искуственного разума и при этом сохранится индивидуальность каждого.
    Ну чем вам не «слияние с Творцом».
    Самое интересное состоит в том, что такой «миф» ничуть не хуже, чем те (мифы), которые изучают в йешивах и на «курсах» Каббалы.

    Пространство, время и большие взрывы или сумасшедшая космология

    В «нашей» Вселенное время одномерно, а пространство трёхмерно.
    Но в «других» вселенных может оказаться так, что трёхмерно, например, время, а пространство одномерно.
    А может оказаться и так, что с какой-нибудь «другой» Вселенной у нас одна и та же ось времени, но или разные оси пространства, или совпадают одна или две.
    Оси (и плоскости) пространства и времени могут и не совпадать, а, например, пересекаться/соприкасаться в «точке» или по «линии», а могут вообще н соприкасаться с осями «нашей» Вселенной, но пересекаться или соприкасаться с осями другой.
    Такие «пересечения» могут представлять собой этакий «проход», но не для материи, а для энергии или информации.
    Возможно, в наших снах мы «гуляем» по «другим» вселенным, даже не подозревая об этом.
    Интересно, что происходит при смене осей пространства и времени или при неожиданном слиянии у двух вселенных?
    Возможно, что-то вроде Большого Взрыва, но… без взрыва.
    А чёрные дыры — может они точки пересечения осей времени-пространства разных вселенных. Если это так — почемы мы не обнаружили до сих пор «чёрные линии» или даже «чёрные плоскости»?
    Неужели их нет?

    Ну и простенькая задачка — «на закуску»

    Когда религия вступает в противоречие с наукой

    Жил был страшно религиозный учёный. Нарушение Шаббата без уважительной причины было… смерти подобно.
    Но «грянул гром»…
    Он проводил важнейший в его жизни биологический опыт, который продолжался в течение года и должен был открыть колбу с культурой как раз в Шаббат.
    В случае если не открыть — культура погибнет и надо будет повторять опыт.
    Можно, конечно, найти «шабес-гоя» учёного, который откроет колбу вместо него, но:
    1. Наш учёный хранил всю информацию об опыте в секрете и за оставшееся время «шабес-гоя» не научить, что надо делать с культурой после того, как колба будет открыта — даже инструкцию написать можно не успеть;
    2. Учёный хочет сделать это сам. Он параноик — никому не доверяет и боится, что его Нобелевскую украдут.
    В принципе в особо сложном и громоздком оборудовании для исследования культуры из колбы нет — главное тщательно соблюдать все шаги и параметры процесса.
    Как быть?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.