©"Семь искусств"
  май 2023 года

Loading

Идя на спектакль и уже подготовленный множеством нынешних фильмов и спектаклей за последние годы, я, конечно, ожидал какого-то «гомо поворота». Почему-то мне думалось, что именно наша плохая Золушка влюбится в — ну в одну из сестер? Или в мачеху? Или в Фею — Крестную? Ну что-то в направлении нормальных женолюбивых отношений с острова Лесбос…

Александр Журбин

ПЛОХАЯ ЗОЛУШКА

Александр ЖурбинНачать надо вот с какого момента.

12 июня 2022 года, то есть меньше года назад в Лондоне, в театре «Джиллиан Линн» состоялось закрытие мюзикла «Cinderella». Труппа, игравшая этот спектакль, собралась на прощальную вечеринку, но главный создатель этого спектакля, великий и ужасный Эндрю Ллойд Уэббер не пришел — хотя его ждали… Вместо этого он прислал письмо, которое зачитал режиссер спектакля Лоуренс Коннор.

Золушка замарашка (photo  by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Золушка замарашка (photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Письмо, как и должно быть в таких случаях, содержало в себе массу хвалебных слов обо всех участниках этого проекта, благодарности и надежды на скорую встречу в каком-нибудь другом проекте.

Но в одной фразе вдруг прорывается подлинная, а не формальная интонация. Композитор пишет: Я очень сожалею друзья, что втянул вас в эту авантюру. Это была очень ДОРОГАЯ ОШИБКА…

Да, спектакль «Золушка» в Лондоне провалился. Конечно, это была связано с Пандемией, и с тяжелой инфляцией в Великобритании, и общим упадком интереса общества к театру.

Золушка замарашка (photo  by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Золушка замарашка (photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Но все-таки многие спектакли выстояли, и до сих пор успешно идут. А «Золушка» закрылась навсегда.

Несмотря на это, та же постановочная команда, тот же коллектив продюсеров во главе с самим композитором, решили попробовать возобновить этот проект в Нью-Йорке, на Бродвее.

Не знаю, на что они рассчитывали.

Может на то, что публика в Нью-Йорке более вульгарная и грубая? Что здесь много туристов из Оклахомы и Аризоны? Или наоборот что здесь публика более изысканная и интеллектуальная, которая в состоянии будет оценить достоинства этой партитуры и постановки…

Слева королева, а справа Мачеха (photo  by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Слева королева, а справа Мачеха (photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

В любом случае, несмотря ни на что, 23 марта 2023 года, меньше чем через год после закрытия в Лондоне, этот спектакль открылся в на Бродвее в театре «Империал».

У меня нет никакого инсайда, но я подозреваю, что об этом была договоренность с самого начала, подписаны договора с профсоюзами, театрами, и т.д. И они решили рискнуть.

Только изменили название. Теперь это называется «Bad Cinderella» — «Плохая Золушка».

***

Да, это был не очень правильный ход. Для любого зрителя или критика такое название вызывает невольную реакцию: «Ах это плохая Золушка? Ну, посмотрим… Да, кажется действительно плохая…»

Во всяком случае, такое название не очень настраивает на позитив. Ну представьте себе, спектакль «Плохая Кармен»… или «Плохой Гамлет» или «Плохой Дон Кихот»? хочется ли вам посмотреть такой спектакль? Не думаю… Хотя, конечно, слово «Плохая» здесь употреблено в ироническом смысле. Конечно, Золушка не «плохая». Она задиристая, она задорная, она бойкая — но при этом очень хорошая и красивая…

Принц Себастиян (photo  by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Принц Себастиян (photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Но это ты обнаруживаешь потом… Но сначала надо купить довольно дорогие билеты.

Когда мы подошли к театру, нас удивило отсутствие толпы. Все кто ходят на бродвейские спектакли, знают, что минут за двадцать до начала спектакля всегда у входа очередь. Очень спокойная, организованная, «секьюрити» проверяют сумки и рюкзаки, контролеры «прожигают» «QR коды» на ваших билетах и показывают вам, куда идти.

Однако перед театром «Империал» никакой толпы не было.

«Плохой признак» — шепнул я жене.

Зал был почти полный… ну процентов на 80… Если учесть, что это совсем новый спектакль, и это субботний вечер — то пожалуй, это не густо…

Но посмотрим, решили мы.

Золушка гуляет (photo  by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Золушка гуляет (photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Все-таки, прежде чем начать разговор о спектакле, надо сказать несколько слов о его авторе, композиторе Эндрю Ллойд Уэббере.

Этот человек сыграл в моей жизни в каком-то смысле решающую роль. Хотя мы с ним встречались всего пару раз, мимолетно, и он меня вряд ли помнит.

Но я его запомнил хорошо. И многие его мелодии помню наизусть, и могу их петь или играть на рояле.

Потому что когда-то, много лет назад, в начале 70х ( да, 50 лет назад) я впервые услышал его рок-оперу «Jesus Christ Super Star». И прямо таки влюбился в это произведение… Изучил либретто, немного освоил английский язык ( моим школьным языком был немецкий) и стал всем моим друзьям и знакомым прокручивать эту музыку на своем катушечном магнитофоне. Это был такой «театр одного актера», где я нажимал кнопку паузы, и рассказывал: «а здесь слева вбегает Иуда»,. «а здесь мы в центре видим Понтия Пилата», «а это поет Кайафа», «а это танцует царь Ирод» — хотя я, конечно, этого спектакля никогда не видел, а увидел его только в 90х в «Мэдисон Сквэр Гардн». Но зрители мои были довольны, и потом говорили мне, что они как будто побывали на спектакле…

Принц Себастиян (photo  by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Принц Себастиян (photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Кстати параллельно с английским языком я усвоил некоторые основы христианства, которые мне в дальнейшем очень пригодились…

Короче, завершая эту историю, я вскоре после этого написал первую советскую оперу «Орфей и Эвридика»… Совсем непохожую на «Суперстар», однако же, под его влиянием!

Спасибо сэр Эндрю!

Я до сих пор являюсь поклонником его музыки, и пристально слежу за его творчеством, видел на Бродвее все спектакли с его музыкой. Последний, который я видел назывался «Школа Рок-Музыки» был классный, я смотрел его дважды, и водил на него своих внуков.

Последнее что скажу о нем: был момент в истории Бродвея, когда в бродвейских театрах ОДНОВРЕМЕННО шли 4 его спектакля: «Cats», “Sunset Boulevard”, “Phantom of the Opera” и «School of Rock» — В этот момент он достиг рекорда, который был в истории Бродвея только один раз, и это были великие создатели мюзиклов Роджерс и Хаммерстайн.

***

Ну, а теперь к «Золушке». То бишь к «Bad Cinderella»… Кстати, все ли знают что английская Cinderella, так же как и немецкая Ashenputtel, так же как и французская «Cendrillion», (и я уверен, на многих других языках так же) происходит от одного того же слова (на этом языке): Зола, пепел … то есть, «Золушка» буквально — это девушка копающаяся в золе. Специалисты утверждают, что этот сюжет был известен еще в древнем Египте…

Театр Империал (photo  by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Театр Империал (photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Сочинение Уэббера в данном случае построено на книге писательницы и актрисы Эмералд Феннел (например в любимом всеми сериале «The Crown» («Корона») она играла роль Камиллы, жены нынешнего короля Карла Третьего. Ее книга очаровала Уэббера, и он решился на новую работу.

Но тут что-то случилось (может быть болезнь его недавно умершего любимого сына Николаса, тоже композитора).

Но явно с вдохновением были проблемы… Обычное мелодическое богатство этого композитора, пусть даже и похожее на Пуччини, в этот раз практически отсутствует. Пожалуй только два номера «Easy to be me» ария Золушки, и ария Принца Себастьяна «Only you, lonely you» можно считать маленькими хитами, хотя они даже не приближаются к знаменитым мелодиям Уэббера. Хотя его профессионализм как композитора налицо: он умело развивает тему, почти никогда не использует примитивную куплетную форму, а главное любит и умело использует полифонию… то есть, то, без чего настоящий музыкальный спектакль не может существовать. Ювелирно сделанные несколько «Трио» Мачехи и двух ее дочек (здесь их зовут Мари и Адель), а также ансамбли с участием хора, и множества солистов. Прекрасно звучит оркестр, в этот раз Маэстро не доверил аранжировку никому, а сделал ее сам, и это о многом говорит.

Постер (photo  by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Постер (photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman)

Однако множество номеров пустых, написанных как будто по необходимости, банальные мелодии, стандартные гармонии — явно у автора был в этот момент какой-то кризис.

Вот например, Увертюра ко второму действию. Не могу не порадоваться — после этой Увертюры зажегся свет, и дирижер поклонился публике ( я видел множество Бродвейских спектаклей, но такого не видел никогда: это бывает в опере, но почти никогда в мюзикле). Однако надо признать — музыка этой Увертюры была довольно примитивной.

Что касается режиссуры и оформления — здесь все ОК. (режиссер Лоуренс Коннор, тот же, что и в Лондоне).

Но не более.

И как-то все нерадостно, очень шумно, очень громко — хотя по идее это ведь одна из самых радостных и легких сказок на свете: Золушка находит свою хрустальную туфельку, и находит своего Принца (по английской традиции его зовут Prince Charming — то есть Принц Очарование.)

Да, здесь, в спектакле на Бродвее, конечно, тоже happy end.

И Золушка таки находит своего Принца.

Только он не Принц Очарование, а Принц Себастиан. (артист Джордан Добсон)

А Принц Очарование (осторожно: спойлер) — появляется лишь в конце. И он очарован совсем другим…

Да, вы уже догадались… Наш Принц Очарование (артист Камерон Лойал) приводит с собой очаровательного юношу. И он женится именно на нем.

Ну, а наша Золушка не возражает: ведь младший брат Себастиан оказывается в ее объятиях.. И свадьба состоится скоро.

Вот такой хэппи энд.

Идя на спектакль, и уже подготовленный множеством нынешних фильмов и спектаклей за последние годы, я конечно ожидал какого-то «гомо поворота». Почему-то мне думалось, что именно наша плохая Золушка влюбится в — ну в одну из сестер? Или в мачеху? Или б Фею — Крестную? Ну что-то в направлении нормальных женолюбивых отношений с острова Лесбос…

Но я ошибся.

Гомо-эротические отношения возникли неожиданно, ближе к концу, и неожиданно толпа зрителей возликовала… Раздались бурные аплодисменты, переходящие в овацию.

Ни фига себе — подумал я, неужели они все…? Или просто привыкли к этому, и без этого уже никак?

Актриса играющая Золушку — ее зовут Линеди Дженао — хороша собой. Она этнически «латино», и это всячески подчеркивается, во всех пресс релизах сказано, что впервые в мюзикле Ллойд Уэббера главную роль будет играть девушка из Латинской Америки. Она прекрасно поет, и выразительно играет. Конечно, понятное дело, поначалу она замарашка, как и положено Золушке, но на балу, когда она надевает шикарное платье, мы видим что она просто красотка, смуглая звездочка.

Что касается Мачехи (артистка Кароли Кармелло) и Королевы (Грэйс Мак Лин) — то на мой взгляд они обе перебирают. Может это и уместно в этом, во многом карикатурном и ненатуральном спектакле, но все-таки так чрезмерно «плюсовать» как говорят в России, все таки не стоит, иначе это превращается в детский утренник во Дворце культуры.

Хотя качество их пения и движения безукоризненны, видно что они много лет на Бродвейской сцене…

***

Ну что ж, бывают неудачи. И на старуху бывает проруха.

Хотя сэр Эндрю по теперешним понятиям еще совсем не старик, он недавно ответил свой 75 летний юбилей. Я верю, что он себя еще покажет. И выдаст еще что-нибудь в духе «Phantom of the opera”. И опять поставит рекорд, такой же, который поставил «Фантом»: он игрался более 35 лет каждый день, 8 раз в неделю и был сыгран 13 925 раз подряд. Невероятный и уникальный случай!

Так что пожелаем Маэстро здоровья и удачи!

Жизнь продолжается!

Print Friendly, PDF & Email
Share

Александр Журбин: Плохая Золушка: 4 комментария

  1. A.B.

    «Не знаю, на что они рассчитывали.
    Может на то, что публика в Нью-Йорке более вульгарная и грубая? Что здесь много туристов из Оклахомы и Аризоны? Или наоборот что здесь публика более изысканная и интеллектуальная, которая в состоянии будет оценить достоинства этой партитуры и постановки…»
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Они рассчитывали, что будет много туристов из Москвы, или —
    в крайнем случае — из Редь-кино. Ошиблись, однако жизнь продолжается.

  2. Зоя Мастер

    Зритель голосует долларом. Судя по рецензии, в этом случае он решил потратить деньги на что-то другое, более традиционное.
    Не поняла, чем автору текста насолили «вульгарные туристы из Оклахомы и Аризоны». За что их так?

  3. Zvi Ben-Dov

    Хотя сэр Эндрю по теперешним понятиям еще совсем не старик, он недавно ответил свой 75 летний юбилей. Я верю, что он себя еще покажет.
    ______________________________

    Зависит от того, как он сам себя ощущает. То, что для одного всего 75 лет — для другого целых три четверти века.
    По поводу же «Плохой Гамлет» — есть и такой режиссёрский подход. Наверняка и «Плохой Дон-Кихот» есть — просто лично я о нём не слышал, но могу вполне себе представить, помня о «Шматрице»:
    https://www.youtube.com/watch?v=wm5_StTpqFs

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.