Подобное смешение, скрещенье этих музыкальных потоков создает удивительный музыкальный коктейль. От которого любое, даже не очень тренированное ухо, получает удовольствие с самого начала, получает те самые «музыкальные витамины», которых так не хватает в современной музыкальной ноосфере.
ФОНТАН СЛЁЗ И ФЕЙЕРВЕРК МУЗЫКИ!
Опера «АЙНАДАМАР» наконец получила свою премьеру в самом главном оперном театре мира, Нью-Йоркской Метрополитен Опере.
Путь был длинным.
Впервые эта опера прозвучала в Танглвуде, в 2003 году, причем я почти уверен, что это было полу-концертное исполнение: ведь в Танглвуде нет полноценного оперного театра…
Второе рождение этой оперы произошло в 2005 году на Фестивале в Санта-Фе.
И это была уже другая редакция.
(Кстати, дирижером тогда был Мигуэль Харт-Бедойя, и именно он дирижирует этой оперой сегодня в Нью-Йорке. Видно, что он хорошо чувствует и знает эту музыку).
Потом прошло еще почти 20 лет, и спектакль «АЙНАДАМАР» появился на сцене Мет, опять же в обновленной редакции, с новыми декорациями, светом и звуком, с высококлассными солистами, хором и балетом.
Можно сказать, что этa итерация – окончательная…
Хотя кто знает – может композитор Освальдо Голихов захочет внести какие-то изменения перед премьерой где-нибудь в Японии, или в нечуждой этой опере Каталонии… Композитор — еще совсем молодой человек…
Два слова про Освальдо. Мы имеем честь быть с ним знакомыми лично, вернее так – он дружит с нашим сыном Lev ‘Ljova‘ Zhurbin Львом Журбиным, композитором и мультиинструменталистом, а мы иногда бываем на его концертах, и пожимаем ему руки.
Могу сказать – он действительно замечательный композитор, оригинальный, своеобразный, ни на кого не похожий. Вообще-то он – еврей из Аргентины, но его родители – родом из Украины, и в его творчестве удивительным образом смешались еврейские, славянские и испанские мотивы.
В опере «Айнадамар» это смешение отчетливо чувствуется. Еще добавим сюда французскую элегантность оркестровки, джазовые ритмы и гармонии, и конечно, музыку Фламенко, которая играет в ткани этой оперы особую роль.
Подобное смешение, скрещенье этих музыкальных потоков создает удивительный музыкальный коктейль. От которого любое, даже не очень тренированное ухо, получает удовольствие с самого начала, получает те самые «музыкальные витамины», которых так не хватает в современной музыкальной ноосфере.
***
Структура этого произведения проста, и она сразу открывается зрителям.
3 образа, 3 картины, 3 эпизода… Каждый эпизод идет примерно 25 минут, без антракта, все три эпизода связаны с испанским поэтом, когда-то очень популярным в России, его зовут Федерико Гарсия Лорка.
Первый эпизод называется «Мариана», здесь две главных героини: одна – это легендарная Мариана Пинеда, борец за свободу Испании еще в 30е годы 19 столетия. Лорка был восхищен этой женщиной и еще в юности написал о ней пьесу, которая так и называется – «Мариана Пинеда».
Эту роль играла уже в 30-е годы ХХ столетия знаменитая актриса и подруга Лорки Маргарита Хиргу. Играла она это в Мадридском театре.
Но действие этого Первого Эпизода в опере происходит в театре Солис в Монтевидео, столице Уругвая… Это 1969 год.
Здесь Маргарита Хиргу учит свою студентку, блистательную певицу Нурию (певица Елена Виллалон). Учит не только пению и актерству, но и рассказывает ей о своих встречах с Лоркой в мадридском баре. И мы переносимся в 30-е годы.
Зрители уже здесь, в первом эпизоде, немного запутываются. Судите сами, перед вами сразу три героини, Мариана, Маргарита и Нурия, потом к ним присоединяется поэт Федерико Гарсия Лорка (его роль играет тоже женщина, певица Даниела Мак, это так называемая «брючная роль») и вся эта история покрывает почти 150 лет испанской истории.
В конце эпизода появляется фашист (здесь употребляется слово «фалангист»), который позже, во втором эпизоде арестовывает, а после расстреливает Поэта.
Конечно, сразу во всем этом разобраться непросто. Наверное, все это соответствует действительности, но многим людям, не знающим истории Испании и биографии Гарсии Лорке понять все это довольно трудно.
Но может понимать и не надо. Ведь мы же в опере, многие считают, что надо наслаждаться музыкой, а сюжет – кого он интересует!
Впрочем, далее либретто построено так, что мы начинаем понимать, о чем речь (автор либретто — известный драматург Дэвид Хенри Хванг, автор знаменитой пьесы «М. Баттерфляй»).
Второй Эпизод называется «Федерико», и понятное дело, посвящен нашему герою-поэту. Дело переносится в 1936 год, год, когда Лорка был убит «фалангистами». Это начало Гражданской войны в Испании, страшные несколько лет, приведшие к установлению в Испании фашистского режима.
Надо отметить, что Лорка не был борцом, не был бойцом, и не очень участвовал в политической жизни…
Детали его убийства до сих пор неизвестны, в опере нам показывают легенду, которую придумала Маргарита Хиргу. И мы видим, как троих людей ведут в Айнадамар (в переводе слово «Айнадамар» это «фонтан слез». Но не ищете это слово в испанском словаре: это слово арабское).
В Айнадамаре их расстреливает все тот же фалангист Алонсо – (певец Альфредо Тейада, обладатель мощного, хриплого голоса). Мощный финал Второго Эпизода – кульминация Гражданской войны.
Наконец Третий Эпизод называется «Маргарита». Тут на полную катушку разворачивается исполнительница роли Маргариты Хиргу – певица Энджел Блю.
Можно смело сказать, что эта певица стала главной звездой Мет Оперы. Мы ее видели уже в трех спектаклях, а что с ней станет после исполнения заглавной роли в опере «Аида» даже трудно представить.
И она действительно хороша, во всех смыслах. И вокально, и артистически, и внешне… И для некоторых ролей – ну, например Аиды — она просто создана!
В роли Маргариты в опере «Айнадамар» у нее нет таких вокальных, концертных номеров, которые обычно есть в классических операх. Однако ее финальная ария – поистине шедевр, и авторский, и артистический…. Волшебные высокие ноты несутся вверх и заполняют огромный зал Метрополитен Оперы. Это гимн Свободы! И дух Федерико здесь присутствует не случайно.
Блистательный финал.
**
Стоит поговорить о том, какой это все-таки жанр. Мне кажется, это все-таки ближе к оратории, большой кантате.
По содержанию близко к оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре», или скажем к оратории «Саул» Генделя… Там тоже есть герои, есть действие, развитие, сюжет, поэтому подобные оратории ставят в оперных театрах.
Однако от этого жанр не меняется, и оратория не превращается в оперу. Я считаю, что опере присущи определенные приемы, идущие со времен Монтеверди, когда есть Арии и Дуэты, Терцеты и Хоры, когда есть страсти и есть любовь.
Увы, в «Айдарамане» нет любви в привычном смысле слова, здесь открыто показывают, что главный герой Федерико Гарсия Лорка был гомосексуалом, в одном месте его даже называют презрительным словом “faggot”.
Поэтому вместо возлюбленной у него есть подруга, Маргарита Хиргу, которая и является главной героиней этой оперы. Именно ей достаются главные музыкальные номера, и главные аплодисменты.
Прекрасно играет оркестр… Великолепная инструментовка, много разных испанских и латиноамериканских инструментов. Однако иногда вместо оркестра мы слышим аккомпанемент двух гитаристов, что не очень подходит к оперной сцене и огромному залу.
Отсутствие ярких оперных номеров полноценно замещается танцами.
Танцев здесь много, и смотреть на них – огромное удовольствие. Режиссер спектакля и балетмейстер – Дебора Колкер, по профессии пианистка, создала на сцене волшебный мистический мир. Ее родители – евреи из России, много лет назад эмигрировали в Бразилию. У Деборы есть свой балетный коллектив, завоевавший множество международных наград, а на сцене Мет она дебютантка.
Отмечу так же замечательную сценографию – и свет, и костюмы сделал лондонский дизайнер Джон Бозор. Невероятные декорации, световые и 3D эффекты, когда по сцене движутся огромные лошади, какие-то скульптуры, сделанные из света — бесконечные чудеса!
***
Генеральный менеджер Метрополитен оперы Питер Гелб держит свою линию, и мне кажется, довольно успешно. Каждый сезон – 5 или 6 новых опер, которые впервые появляются на сцене Мет Оперы. И народу в зале полно, свободных мест практически не бывает.
А еще в этом сезоне нам предстоят оперы Джона Адамса «Антоний и Клеопатра», «Моби Дик» Джейка Хегги, и еще несколько новых опер намечено на следующий сезон.
В общем, не заскучаешь! Постепенно создается аудитория, которая привыкает ходить на новые оперы.
И это — прекрасно!
ФОТО — MARTY SOHL
Спасибо за ликбез, уважаемый Александр!