©"Семь искусств"
  октябрь 2024 года

Loading

Хуго Конрат задумал познакомить Г. Малера с Э. Элгаром, чтобы связь между композиторами способствовала творческому обмену и исполнению их музыки в Вене и Лондоне. С Малером и его женой Альмой у семьи Конрат были близкие отношения. Альма училась в школе с младшей дочерью Хуго Эрикой, девочки подружились и с того времени регулярно общались. С композитором Эдвардом Элгаром Конрат познакомился в Лондоне, поскольку часто там бывал по роду своей профессии.

Людмила Беккер

РАЗОРВАННЫЕ ЗВЕНЬЯ ИСТОРИИ НЕМЕЦКОГО ИСКУССТВА XX ВЕКА; СКУЛЬПТОР ИЛЗЕ ФОН ТВАРДОВСКИ-КОНРАТ

Людмила БеккерИстория искусств за время своего существования устроена таким образом, что в ней постоянно недостает звеньев в цепочке последовательности ее реальных событий.

Конечно, если не задавать вопросы и не искать пропущенные звенья, то ярких личностей, создавших шедевры искусства, достаточно, а от отсутствия тех или иных фактов никто не пострадает. Вот если представить, что таким образом можно построить дом, мост или еще какое-либо сооружение, то подобное намерение немедленно вызовет ужас.

Ладно, со строительством сооружений понятно. А книжка с вырванными страницами подойдет? История искусств на самом деле представляет собой именно такую книгу.

Но! Не случайно знаменитое выражение из романа “Мастер и Маргарита” писателя M.Булгакова “рукописи не горят” выдержало испытание временем и прижилось в музыке как “партитуры не горят”.

Произведения искусства уничтожить очень легко и просто, но проходит время и их пепел, как птица Феникс, неожиданным образом оживает.

В поисках материалов об Иоганнесе Брамсе в последний период его жизни в Вене случайно наткнулась на фотографию его памятника на Центральном венском кладбище с рассказом о скульпторе, создавшем его. История эта настолько меня потрясла, что вместо того, чтобы наслаждаться летними удовольствиями в парках на окружающих наш дом озерах и на пляжах северного побережья Атлантического океана, утонула в трагической истории почти столетней давности.

Я была на этом кладбище, на нем похоронены великие венские композиторы.

Рядом с мемориалом И. Брамса находится могила с великолепным памятником его друга И. Штрауса-сына и его жены Адель. Имена скульпторов этих шедевров моего внимания не привлекли, поскольку были мне неизвестны, а имена на памятниках композиторов, совсем наоборот, волновали и тревожили воображение звучанием их музыки.

Автором монумента И. Брамса оказалась женщина по имени Илзе фон Твардовски-Конрат, Ilse Beatrix Amalia von Twardowski-Conrat. И хотя ей было всего 23 года, заказ на памятник получила она, поскольку была знакома с композитором.

Ну, думаю, интересно каким образом она была знакома с Брамсом, если композитора не стало в 1897 году, а Илзе на тот момент было 17 лет. Следовательно, подумала я, надо искать связи через родителей. История родителей Илзе похожа на многие истории людей еврейского происхождения, принявшие протестантство, чтобы иметь возможность занять достойное положение в обществе и дать дочерям, Илзе, Филиции (Лили) и Эрике, высшее образование. Кроме того, девочки были не только музыкально образованы, но невероятно талантливы. Особенно выдающимися способностями обладали старшая Илзе, ставшая скульптором, и младшая сестра Эрика, посвятившая свою жизнь истории искусства. Судьба этих выдающихся женщин заслуживает не только внимания, но и глубокого проникновения и понимания контекста исторических событий в обществе, повлиявших на их полные трагического драматизма судьбы.

I. Начало

Хуго Конрат, бизнесмен, поэт и композитор, приехав в Вену из Бреслау (сегодня Вроцлав, Польша) сумел приобрести квартиру в престижном квартале Вены на Walfishgasse 12, недалеко от Венской оперы, в которой по его приглашению собирались выдающиеся композиторы. Особенно близкие дружеские отношения у семьи сложились с Густавом Малером, его женой Альмой и Иоганнесом Брамсом.

Ноты “Цыганские песни” И.Брамса на стихи Х.Конрата

Ноты “Цыганские песни” И.Брамса на стихи Х.Конрата

Для цикла “Цыганские песни” Брамса, ор.103, состоящий из 11 песен, Хуго Конрат перевел тексты народных венгерских песен на немецкий язык.

Ниже перечислены названия восьми из этих песен в переводе на русский язык:

“Гей, цыган, ударь по струнам”; “Ходят волны по реке”; “Знаете, когда подружка бывает мне всего милей”; “Боже, ты видишь, как я раскаиваюсь”; “Смуглый парень в пляске бурной”; “Три розочки в ряд”; “Вспоминаешь ли ты иногда?”; “Слышишь, грустно шепчет ветер”.

Цикл “Цыганских песен” ор. 103 получил огромную популярность настолько, что И.Брамс вскоре добавил к ним еще четыре песни ор.112:

“Куда ни пойду”; “Месяц прячет лик свой в тучах”; “Красные вечерние облака”; “Дорогая ласточка, маленькая ласточка”.

Впоследствии интерес к этому циклу песен проявил немецкий писатель Стефан Цвейг.

Писатель приобрел манускрипт, написанный рукой И.Брамса, для своей коллекции. После смерти С.Цвейга наследники передали эту коллекцию в дар Британской библиотеке.

Хуго Конрат принял активное участие в очень интересной музыкальной истории благодаря дружбе и общению со многими выдающимися композиторами XIX века.

Вот что мне удалось отыскать в документах сообщества британского композитора Эдварда Элгара, Elgar Society Journal, Vol.20 No.2 — August 2017.

Хуго Конрат задумал познакомить Г. Малера с Э. Элгаром, чтобы связь между композиторами способствовала творческому обмену и исполнению их музыки в Вене и Лондоне. С Малером и его женой Альмой у семьи Конрат были близкие отношения. Альма училась в школе с младшей дочерью Хуго Эрикой, девочки подружились и с того времени регулярно общались. С композитором Эдвардом Элгаром Конрат познакомился в Лондоне, поскольку часто там бывал по роду своей профессии.

Первый шаг в этой истории был сделан 25 октября 1905 года.

Х.Конрат пишет письмо Алис Элгар, жене композитора:

“Я спросил моего корреспондента в Германии, примут ли они статью о Др.Элгаре и, не раннее как сегодня, получил положительный ответ, который прилагаю.

Теперь, дорогая Миссис Элгар, прошу Вас организовать интервью с Др.Элгаром.”

Интервью состоялось в Лондоне в Langham Hotel. Позже, 7 января 1903 года Алис записала в своем дневнике: “Мистер [ Sidney] Loeb послал в “Neue Music Zeitung”, с портретом и 1-ой частью, статью об Э.“

Первая часть статьи Х.Конрата была опубликована на двух первых страницах (с портретом Э. Элгара на титульном листе) в Neue Musik-Zeitung 24 Декабря 1902 года.

Вторая часть статьи была опубликована через две недели в следующем номере.

Статья Х.Конрата была очень хорошо написана и отличалась подробным описанием жизни и творчества Эдварда Элгара. В ней он передал самые лучшие свои впечатления о композиторе.

Особенно важным для читателя статьи был тот факт, что ее автор присутствовал на первом исполнении знаменитых “Enigma Variations” под управлением Ханса Рихтера, известного австро-венгерского дирижера. Концерт состоялся 19 июня 1899 года в St. James Hall в Лондоне. Следующим звеном в цепочке действий на пути создания связи между двумя композиторами было заинтересовать Малера личностью Элгара.

Х. Конрат знал насколько Малер был впечатлен своей поездкой в Лондон в 1892 году.

При встрече с Г. Малером, обсуждая с ним впечатления от Лондона, Конрат получил возможность подарить ему свою статью об Элгаре.

Теперь Конрату предстояло организовать исполнение музыки Элгара в Вене.

Элгар никогда раннее не посещал Вену, хотя известно из его письма Хансу Рихтеру 29 октября 1899 года о том, что для него огромное удовольствие когда-нибудь вместе с женой приехать в Вену, чтобы побывать у Рихтера в гостях.

Этому плану не суждено было случиться, Рихтер в конце января 1900 года покинул столицу Австрии, заняв пост главного дирижера Halle Orchestra в Манчестере, Англия.

И все-таки музыка Э.Элгара в Вене была исполнена.

В 1900 году австрийский дирижер Фердинанд Лёве основал Венский симфонический оркестр на базе оркестра венского концертного общества.

В программе первого концерта в Вене 18 февраля 1903 года в Большом (Золотом) зале Венской филармонии были исполнены Enigma Variations Э.Элгара.

Музыка Элгара в результате заняла прочное место в репертуаре оркестров Вены и Германии, доказательств, что на них присутствовал Г.Малер нет.

Жизнь Малера была полна драматических событий, у него был свой график концертов, но в 1911 году в Нью Йорке он исполнил Enigma Variations Э.Элгара.

До сегодняшних дней музыковеды исследуют общие черты музыки Густава Малера с музыкой Эдварда Элгара. Главную роль в этом сыграл Хуго Конрат.

II. Илзе фон Твардовски-Конрат, скульптор

Портрет Илзе Твардовски-Конрат

Портрет Илзе Твардовски-Конрат

Любовь к музыке родителей и атмосфера в доме, посещаемом самыми выдающимися венскими композиторами, создали великолепный фундамент, на котором выросли девочки.

Музыка была частью жизни детей, а у старшей из них Илзе еще обнаружился интерес и талант к рисованию.

Илзе Конрат, получив прекрасное образование, была принята в Kunstgewerbeschule в Вене, основанной в 1867 году.

Она училась у знаменитых скульпторов Josef Breitner в Вене, а в Брюсселе у Charles van der Stappen. Для девушек в Академии искусств были огромные ограничения, не считая факта, что принимали их в небольшом количестве. Такие же условия Илзе Конрат поставили и в Брюсселе. Искусство скульптуры считалось мужское иерархией, поэтому Илзе следовало записаться в класс живописи, а скульптурой можно было заниматься в специально отведенное для нее время. Девушки, зачисленные официально в престижные школы изобразительного искусства, получали уроки с мастерами-преподавателями, но только в частном порядке. Уроки скульптуры и рисование обнаженной натуры вместе с юношами в одном зале им не позволялось.

Первой моделью Илзе Конрат для серьезного занятия скульптурой стал выдающийся немецкий композитор Иоганнес Брамс, с которого она могла сделать наброски его портретов еще при жизни композитора. После смерти Брамса в 1897 году Илзе приступила к работе над его бюстом. Ментором, а позднее и другом, в работе над скульптурой композитора стал Charles van der Stappen, известный бельгийский скульптор, благодаря которому Илзе была принята в Королевскую академию изобразительных искусств, Académie royale des Beaux-Arts de Bruxelles — École supérieure des Arts (ARBA-ESA).

В академии она познакомилась с выдающимся бельгийским архитектором Виктором Орта(Victor Horta). Интерес к новому стилю в архитектуре Аrt Nouveau безусловно способствовал дружбе двух художников.

В 1901 году, получив заказ на памятник И.Брамса для его могилы на Центральном венском кладбище, Илзе обращается за советом к Виктору Орта.

В создании дизайна памятника В. Орта принял активное участие, но целиком идея принадлежала Илзе Конрат.

Вот как описывает смысл композиции ее автор (перевод Л.Б.), Газета “Ostdeutsche Rundschau”, 7 мая 1903 года стр.2.:

“Муза держит лиру, будто святой алтарь, исчезающий в небе, как если бы она хотела вернуть небесам драгоценный камень. Вуаль, слетающая с лиры вниз; это бессмертная музыка мастера, что останется жить вечно. Юноша прижимает падающий кончик вуали к губам, громко звучащий голос наследия композитора, оставленное человечеству, ниспосылает утешение.”

Мемориал И.Брамса

Мемориал И.Брамса

Венская ежедневная газета “Die Zeit” 6 мая 1903 года, стр.4, поместила публикацию с детальным описанием памятника по случаю празднования его открытия:

“Мраморный монумент, сделанный Илзе Конрат, состоит из невероятно жизненного, чрезвычайно красиво выполненного бюста мастера в позе, в которой венская публика, посещающая концерты, видела его во время концертов в директорской ложе большого зала филармонии: его великолепная голова, обрамленная длинными волосами и бородой, задумчиво опирается на правую руку, а левая рука держит партитуру, лежащую на парапете. Бюст стоит на элегантном, с простыми серьезными линиями, пьедестале, архитектурно связанным с рельефом стены, похожей на гобеленовый занавес, из которого свободно стоящий бюст четко выступает. На рельефе стены изображен солнечный холм, к вершине которого идет стройная обнаженная женщина с высоко поднятой в руках лирой; мерцающая на ней вуаль несется вниз, падая с лиры, конец которой скорбящий юноша страстно подносит к губам”

Памятник был установлен 7 мая 1903 года к 70-летию со дня рождения композитора.

Первая публичная работа Илзе Конрат принесла ей признание и является выдающимся художественным произведением венского Art Nоuveau начала XX века.

Илзе стала первой женщиной в Австрии, достигшей высокого положения как художник и скульптор. В 1901 году на VIII Международной выставке в Мюнхене Илзе была удостоена Die Goldene Medaille II.Classe за скульптуру “Nasse Haare” (Мокрые волосы), изображающую обнаженную женщину, правая рука которой держит мокрые после мытья волосы, открывая тонкий профиль своего лица; изящно наклонившись, женщина держит в левой руке полотенце, готовое упасть к ее ногам. Ниспадающие в руке волосы, левая грудь и изгиб линии полотенца в левой руке образуют единую линию движения тела и гармонируют с прекрасной фигурой женщины.

Чтобы представить уровень выставки и значение награды Илзе, я отправилась на поиски участников выставки и обнаружила среди них известные многим имена художников. Одним из тех, кто получил такую же награду как Илзе был русский художник Борис Кустодиев, удостоенный золотой медали за “Портрет художника Ивана Билибина”, австрийский художник, основатель движения “Сецессион” Густав Климт со знаменитой картиной “Judith I”(Юдифь). После успеха на Мюнхенской выставке работы Илзе Конрат были приняты на выставках группы Сецессион, а также Венецианском биеннале.

В память о дяде Фердинанде Коне (Ferdinand Cohn), основателе современной микробиологии, Илзе создает бронзовый памятник и мемориальную скамейку под названием “Der veredelnde Gärtner”, установленные в Южном парке Бреслау, городе, где он родился. В образе Садовника-селекционера, в момент погружения дерева в землю, изобразила его Илзе, поскольку Фердинанд Кон был по образованию ботаником.

Памятник Фердинанду Кону в Бреслау

Памятник Фердинанду Кону в Бреслау

Впоследствии монумент был уничтожен нацистами.

В 1910 году была создана Женская ассоциация художников Австрии, Илзе избрана вице-президентом ее, активно принимает участие во всех престижных выставках в Европе.

Но вскоре покидает ассоциацию и уезжает в Лондон, где выходит замуж за Эрнста фон Твардовски, генерал майора прусской армии. Твардовски, потомок польских дворян, был на 30 лет старше Илзе, предоставил жене полную творческую свободу.

С 1910 до 1914 года супруги живут в Риме.

Поиски документов о жизни семьи Илзе и Эрнста Твардовский очень трудная задача. Книги, которые удалось мне найти, содержали неточности и ошибки.

Наконец моя настойчивость была вознаграждена.

Последнее время стало модным отмечать день чего-то, в Мюнхене, например, 2-ого Марта отмечают День архивов.

Так вот, в этом году в программу празднования Дня архивов включили новый раздел под названием “Истории из архивов города”. Программа представляла собой чтение архивных источников, характеризующих типичных “Жителей Мюнхена за рубежом” в период XX века. Причины для отъезда из Мюнхена были самые разные, — отпуск, профессиональные интересы или политические причины, заставившие жителя покинуть родной город.

В 2024 году героиней дня была Илзе Твардовски-Конрат.

Благодаря Антону Лёффелмайеру(Anton Löffelmeier), возглавляющему Department 1 архивов города Мюнхена, открылась возможность прочитать документы, представленные посетителям в День архивов в Мюнхене. Итак!

Эпизод 2: Отчет скульптора Илзе фон Твардовски-Конрат о путешествии в каменный город Петра, сегодня Иордания, весной 1914 года. От руки написанный манускрипт [1937-1942] и напечатанная дочерью Илзе Элизабет Кахман копия, примерно в 1980 году

(DE-1992-NL-TWA-08)

Путешествие на Ближний Восток Илзе и Эрнста фон Твардовски началось весной 1914 года, в течении которого они получили приглашение от Генерального консула Австрии в Риме, переведенного на службу в Бейрут несколькими месяцами позже.

Из Бейрута их путешествие продолжилось в Дамаске, а в Петру (ныне Иордания) Илзе отправилась с группой туристов без мужа, оставшегося в Дамаске по состоянию здоровья.

Описание этого путешествия Илзе написала от руки, примерно через 20 лет, для своей дочери Элизабет, предполагается в период между 1937 и 1942 годами. Элизабет напечатала этот документ и другие памятные истории о своей матери через много лет на машинке.

Все эти документы можно открыть и прочитать на немецком языке в ссылке, там же находятся интересные фотографии.

В 2018 Марика Шмидт создала документальный фильм, основанный на письмах и документах Илзе Твардовски-Конрат и ее дочери Элизабет. Режиссер намеренно не использовала в своем фильме свидетелей того времени. Марику Шмидт, как и меня, поразила уникальность жизни и судьбы героини. В это трагическое для истории Германии время было довольно много талантливых женщин художниц, достигших огромного успеха и признания, у каждой из них своя история и судьба.

Название фильма “Dabei bin ich erst richtig ich selbst, wenn ich arbeite — Ilse von Twardowski-Conrat” (Я чувствую себя самой собой только когда я работаю — Илзе фон Твардовски-Конрат) это творческий и жизненный девиз Илзе.

Поиски фактов жизни и творчества моей героини можно сравнить с просеиванием золотого песка в Клондайке, приходится не только искать и находить, но проверять и соединять события ее жизни и их даты.

Уже в начале октября 1914 года Илзе с мужем переезжают из Рима в Мюнхен.

Супруги первое время много путешествуют по Германии, а в 1920 году у них рождается дочь Элизабет. Время для Германии, после окончания Первой мировой войны, экономически очень тяжелое, заказов у Илзе нет. И тут ей на помощь приходит Илзе Леембругген, дочь известного австрийского банкира и промышленника Леопольда фон Либен.

История семьи Илзе Леембругген невероятно интересная, их поддержка художников в тяжелое для них время огромный вклад в изобразительное искусство Австрии и Германии.

Благодаря ее финансовой помощи у Илзе фон Твардовски-Конрат появились заказы на крупные скульптурные формы и монументы, она вновь успешно участвует в международных художественных выставках в городах Европы.

Автопортрет 1927 год

Автопортрет 1927 год

К сожалению, 12 января 1928 года, в возрасте 78 лет умирает муж Илзе.

На пенсию мужа она могла бы вполне достойно жить, но жизнь вне творчества не в правилах Илзе.

С помощью друзей она открывает собственную студию, теперь она не только выполняет заказы, но и занимается свободным творчеством. Ее работы появляются на выставках Мюнхена, Берлина, Гамбурга, Лондона и Парижа.

Наступает 1933 год. В истории цивилизации произошел жестокий поворот, к власти в Германии пришел национал-социализм. Впервые в жизни Илзе столкнулась с антисемитизмом. Новые власти наносят ей первый удар.

В 1935 году ее лишают всех званий и права заниматься своим творчеством в Мюнхене.

С помощью друзей она переезжает в Мюнхен-Валдтрудеринг. Ей приходится принять тяжелое решение, — сохранить только сделанные для заказчиков скульптуры, остальные уничтожить, а студию ей помогли продать друзья.

Загадкой остался для меня период работы И.фон Твардовский на Фабрике художественного фарфора. Эта тема осталась для меня открытой.

Сведения о датах работы Илзе на Фабрике художественного фарфора в Мюнхене противоречат один другому. Просто поразительно насколько небрежно обращаются с датами жизни Илзе Конрат авторы ее биографий, вероятно они их не проверяют, а перепечатывают. В одном источнике, на интернет странице Венского университета, было указано время работы на фарфоровой фабрике 1917 год, в другом, словарь биографий Австрии, в 1920 году, в то время как землю под будущую фабрику ее владелец купил в 1927 году, а создавать продукцию фабрика начала в 1935 году.

До этого времени фабрика не существовала.

Довольно легко нашла историю создания фарфоровой фабрики в Аллак(х)е (Allach), пригороде Мюнхена, она есть в Википедии и на русском языке.

Имена художников, воплотивших свою, по их мнению, художественную идею, можно прочитать по ссылке. Коротко о сути деятельности предприятия по выпуску фарфоровой скульптурной миниатюры. Фабрика была создана группой художников как небольшое частное предприятие в 1935 году. Впоследствии, в 1936 году продукцию фабрики перевели в район концентрационного лагеря Дахау, а неофициальным владельцем фабрики становится Г.Гиммлер. Фабрика просуществовала до 1945 года, после чего была закрыта навсегда. Продукция фабрики сегодня продается в интернет-магазине как антиквариат мрачной страницы в истории искусства в Германии.

Известно, что в тяжелое после Первой мировой войны время, Илзе оказывала помощь фрау Шмуттерер, а после смерти мужа, когда она осталась одна с дочерью Элизабет, эта дама заботилась о девочке, как родная бабушка. С приходом нацистов, сын фрау Шмуттерер, Ханс Шмуттерер, стал успешным офицером в СС и поначалу ему удавалось уберечь Илзе от расправы. И вот что меня особенно потрясло.

Общество и друзья вокруг Илзе были лояльны новой власти, она и представить не могла, чем эта история может для нее обернуться. В отличии от большинства ассимилированных евреев Австрии и Германии, которые сохраняли память о своем происхождении, Илзе была олицетворением художника нового времени, свободного в своем творчестве от всяких ограничений. Ее скульптуры отличаются высоким мастерством, накопленным со времен итальянского Ренессанса, но при этом обладают новыми современными средствами выразительности.

Общие творческие интересы на протяжении жизни связывали Илзе с бельгийским архитектором Виктором Орто, создателем искусства Art Nouveau в Бельгии.

В письмах два выдающихся художника обмениваются впечатлениями о ситуации в искусстве, с которой им приходится сталкиваться. Мне удалось найти письмо Виктора Орто (Victor Horto) Илзе, датированное 14 марта 1938 года. Привожу отрывок из него в переводе на русский язык: “работу архитектора постигла совсем иная судьба, по крайней мере у нас; чем он лучше, тем больше он находит жильцов, которые искренне воображают, что им придется его улучшить; добавлять свою крупицу соли и зачастую… какую крупицу и какую соль! Так что радость творчества дома вскоре иссякает, и мы порой сожалеем о приложенных усилиях».

Здесь оригинал письма на французском языке:

https://www.lepavillondelalitterature.com/infusions/lettre-a-ilse-conrat-twardowski/

Вся жизнь художника Илзе фон Твардовски-Конрат была посвящена исключительно искусству, без любимого дела для нее жизни не существовало. Она не воспользовалась предложением подруги предоставить ей убежище, не желая подвергать ее семью смертельной опасности.

Ханс Шмуттерер спасти от надвигающейся катастрофы близкую семье женщину больше не мог без риска для своей жизни.

Первая повестка на депортацию пришла Илзе 17 июля 1942 года, но по неизвестным причинам была отменена.

Последний удар от властей пришел с повесткой о депортации 6 августа 1942 года.

Через несколько дней, 9 августа, приняв сильную дозу снотворного, Илзе не стало.

С этого момента скульптор Илзе фон Твардовский-Конрат в истории изобразительного искусства Австрии и Германии первой половины ХХ века больше не существует.

Все ее имущество власти конфисковали.

Могила Илзе Твардовски-Конрат

Могила Илзе Твардовски-Конрат

Мемориальный памятник семье Конрат, 1906 год

Мемориальный памятник семье Конрат, 1906 год

Благодаря титаническому труду многих людей ее имя стало известно в ХХI веке. Из всего того, что было ею создано, сохранились только скульптуры, сделанные для частных заказчиков. Их можно посмотреть в ссылках.

В 2013 году в городе Trudering-Riem, где Илзе прожила с 1935-1942 года, ее именем была названа площадь Ilse-von-Twardowski-Platz

III. Эрика Титце-Конрат

Судьба младшей дочери Хуго Конрата Эрики на первый взгляд не столь противоречива и трагична, как у Илзе. После окончания школы, в 1900 году она становится не только первой женщиной принятой в Венский университет на факультет философии, а также, защитив диссертацию, получает ученую степень Доктора философии (Ph.D) в истории искусства в 1905 году. Эрика обучается у основателей первой Венской школы истории искусств (Weiner Schule der Kunstgeschichte) Франца Викхоффа и Алоиза Ригля.

К этому времени она выходит замуж за Ханса Титце, с которым ее объединяет абсолютно все, в том числе интерес к современному искусству. Эрика и Ханс Титце внесли огромный вклад в сохранении памятников австрийского искусства и архитектуры. Эрика находилась в Италии, где изучала историю Венецианского рисунка, о чем написала книгу, в то время, когда гитлеровская Германия напала на Австрию. Хансу пришлось скрыться из Вены и он приезжает к ней в Италию. В 1939 году семья находит спасение в Америке, в 1944 году становятся ее гражданами. Несмотря на огромные заслуги и труды, к тому времени Эрика и Ханс Титце авторы множества книг по истории искусства, достойной их уровня академической позиции они не получили.

Было несколько предложений для консультации в Музее искусств Толидо в штате Огайо и в Метрополитен музее в Нью Йорке. В 1954 году Ханс Титце получил приглашение с лекциями на один семестр в Колумбийский университет, но, умирая от рака, курс лекций закончить не сумел. Заканчивать курс пришлось Эрике. Она получила приглашение в Колумбийский университет еще дважды, в 1955 и 1956 годах, эта работа была ее единственной академической позицией за все время жизни в США.

Сюжет подобных историй продолжает разыгрываться на сцене мирового политического театра в настоящее время; драматургами, режиссерами и актерами в этом театре служат ВСЕ…

Источники

1. Фабрика фарфора в Алла(х)ке существовала с1935 до 1945 годов:
https://www.kunsthandel-dachau.de/?lang=de&page=Antikquitaeten-Allach-Porzellan
2. Лист монументов Илзе Твардовски-Конрат:
https://monuments.univie.ac.at/index.php?title=Ilse_Twardowski-Conrat#cite_note-3
3. Бюст портрет Х.Ибсена, к первой немецкой постановке “Пер Гюнта” с музыкой Э.Грига, Вена, 9-10 мая 1902 года:
https://www-abebooks-com.translate.goog/book-search/author/twardowski-conrat-ilse?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=en&_x_tr_hl=en&_x_tr_pto=sc
4. Рецензия на фильм об Илзе фон Твардовски-Конрат Марики Шмидт:
https://marikaschmiedt-com.translate.goog/film-ilse-von-twardowski-conrat/?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=en&_x_tr_hl=en&_x_tr_pto=sc
5. Документы из архива Мюнхена о поездке по Ближнему востоку:
https://stadtarchiv—blog-muenchen-de.translate.goog/archive/1011?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=en&_x_tr_hl=en&_x_tr_pto=sc#more-1011
6. Twardowski-Conrat-Ilse-Petra-Reisebericht-komplett-DE-1992-NL-TWA-08.pdf
7. Хуго Конрат, Эдвард Элгар и Густав Малер
https://www.elgarsociety.org/wp-content/uploads/2022/03/ESJ-Aug-2017-final-for-web.pdf
8. Биографический словарь Австрии
https://www-biographien-ac-at.translate.goog/oebl/oebl_T/Twardowski_Ilse_1880_1942.xml?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=en&_x_tr_hl=en&_x_tr_pto=sc
9. Статьи посвященные открытию мемориала И. Брамса на Центральном кладбище в Вене 7 мая 1903 года
https://friedhofskunst-wordpress-com.translate.goog/2020/11/15/das-brahms-grabmal-von-ilse-conrat-bildhauerinnen-am-zentralfriedhof-1/?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=en&_x_tr_hl=en&_x_tr_pto=sc
10. Эрика Титце-Конрат, Mahler foundation
https://mahlerfoundation.org/mahler/contemporaries/erica-tietze-conrat/
11. Портрет “Ханс Tитце и Эрика Титце-Конрат,” Оскар Кокошка,1909, находится в МоМа в Нью Йорке
https://www.moma.org/collection/works/80190
12. Страница памяти Ханса и Эрики Титце, сайт Венского университета
https://gedenkbuch.univie.ac.at/en/person/hans-tietze

Share

Людмила Беккер: Разорванные звенья истории немецкого искусства XX века; скульптор Илзе фон Твардовски-Конрат: 5 комментариев

  1. Natalia Kasperovich

    С огромным интересом прочитали новый очерк Людмилы Беккер.
    Замечательное серьёзное исследование.
    Открыли для себя новое имя и новую судьбу.
    Большое спасибо.
    Александр Городницкий и Наталья Касперович

  2. Грета Брескина

    Известно, что когда человек тонет, то отталкивание от дна помогает всплыть на поверхность. Вы., Милочка, утонув в трагической истории почти столетней давности и дойдя до дна этой истории, оттолкнув- шись от него, всплыли на поверхность с необычайно интересным ма-териалом о полных драматизма судьбах двух выдающихся женщин : талантливого художника и скульптора Илзе фон Твардовски- Конрат и ее младшей сестры Эрики Титце- Конрат, посвятившей всю свою жизнь Ис тории искусства. Ваша удивительная скрупулезность в поисках достоверности фактов вызывает всегда полное доверие к любому вашему исследованию, а это сейчас большая редкость. Я очень ценю и уважаю это ваше качество и не устаю вами восхищать-ся. Желаю вам дальнейших успехов в новых поисках.

  3. John Van Drie

    I really liked this article! What a wonderful story! I am enthusiastic about the general idea of discovering these lost connections, and unappreciated influences; I admire the rigorous scholarship, going back to archival documents to support your statements. Your love of the topic comes through in your writing!

  4. Alla Tsybulskaya

    Мой комментарий достаточно подробный был удален из-за лимита времени. Я не согласна с этим принципом. Человек имеет право подумать, и выверить текст.Но, если таковы условия, то спешу написать, что взволнована текстом Людмилы Беккер. Она совершила благородное дело: из забвенья воскресила личность чрезвычайно талантливой женщины- скульптора, погибшей из-за Холокоста. Но Илзе Тварловски- автор памятника Брамсу- совершила героический поступок, завершивший её жизнь. Она покончила жизнь самоубийством, чтобы не пострадали её близкие, пытавшиеся её спасти. Автор Людмила Бккер провела кропотливейшую работу в своих исследованиях этой судьбы. Это и обращения в различные общества, где требовалось знание иностранных языков, и тщательная проверка фактов с обнаружением ошибок. Но широкому кругу даже образованных людей не было ничего известно об этой уникальной женщине скулпторе. И огромная благоларность Людмиле Беккер за этот очерк, написанный легким пером, эмоционально и взволнованно.

    1. Alla Tsybulskaya

      Все ошибки в буковках из-за вынужденной спешки.
      Мне крайне обидно, что выверенный и более подробный текст был отвергнут из-за лимита времени. Каков этот лимит, мне не сообщали. И зачем он, тоже.Кому мешает, что я пишу отзыв, выверяю написанное, и не отправляю скомканным и с ошибками?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.