©"Семь искусств"
    года

Loading

Поэтому любой разговор о «Норме» всегда начинается с «ну, как она, справилась?» И не надо даже спрашивать кто — потому что ясно: это та, которая пела Норму. Потому что это труднейшая партия для сопрано среди всех оперных партий…

Александр Журбин

УДАР ПО СОПРАНО, ИЛИ ОПЕРА «НОРМА» В НЬЮ-ЙОРКЕ

Наверное, разговор об опере «Норма» (которая идет в этом месяце в Метрополитен опере) надо начать с ее создателя — композитора Беллини.

Это уникальный человек. Даже среди великих композиторов он выделяется каким-то особым величием и редким даром. Про многих композиторов говорят: Он прекрасный мелодист! И это, конечно, относится и к Верди, и к Пуччини, и к Шуберту и к Чайковскому, и еще можно назвать много имен. (Но, кстати, далеко не все великие композиторы — великие мелодисты. Вряд ли мы назовем «мелодистами» Дебюсси, Вагнера или Стравинского, Хиндемита или Альбана Берга, хотя никто не будет оспаривать их великий дар и огромное значение).

А вот Винченцо Беллини Бог дал именно этот дар. Дар мелодиста. И в каждой его опере (а их всего 11) есть поистине гениальные мелодии —  длинные, протяженные, очень вокальные, трудные для пения, но когда поет хороший певец, то мы сразу ловим себя на мысли —  как здорово! Какая музыка! Какой мастер! И сразу запоминаем эту мелодию — это еще одно достоинство композитора. Музыка ложится в «музыкальную коробочку» в вашем мозгу, и остается там надолго, чаще всего навсегда.

Беллини прожил короткую жизнь… Он умер, не дожив до 34 лет, в расцвете сил и таланта. Интересно вспомнить что написали в его возрасте другие композиторы. Ну скажем Чайковский написал в возрасте 33 лет только оперу «Опричник», и если бы вдруг Петр Ильич внезапно умер, мы наверное даже и не вспоминали о нем. Вагнер написал в этом возрасте только «Тангейзера», Верди только «Набукко» и «Эрнани», Глинка только подбирался к «Жизни за царя», а Бородин свою единственную оперу «Князь Игорь» писал лет 15, а когда умер в возрасте 54 лет, опера была все еще незаконченной.

Единственные два имени могут соревноваться с Беллини. Это Моцарт и Россини.

Любопытно, что музыкой Беллини восхищались очень многие деятели искусств. Среди них Рихард Вагнер, который назвал оперу «Норма» «поистине гениальной» (тут надо учесть, что Вагнер терпеть не мог практически все итальянские оперы). Великий английский поэт Оден заметил, что «настоящий джентльмен не может уклониться от обожания музыки Беллини». А немецкий поэт Генрих Гейне сказал что музыка Беллини это как «нежный вздох среди танцевальных насосов»…

Особенно интересно, что поклонником Беллини был Стравинский, который не раз цитировал этого композитора в своих неоклассических произведениях, а когда в «ДИАЛОГАХ» Роберт Крафт задает ему вопрос: а кто по-вашему сочинил лучшие в мире мелодии, Стравинский мгновенно отвечает: «Ну, конечно, Беллини». А в другом месте (в «Музыкальной поэтике») он выразился еще более ярко: «Беллини унаследовал дар мелодии от Бога, даже не попросив о нем, как если бы с небес ему сказали: «Дарую тебе то, единственное, чего недостает Бетховену» …

***

Опера «Норма», безусловно, шедевр и высшее достижение Беллини. В ней все, начиная с «Увертюры» и кончая ультрамелодраматическим сюжетом подчинено одному — магии музыки. Да, это звучит сегодня старомодно, да, сегодня такое произведение кажется архаичным, но если вы пришли в зал хорошего оперного театра, и вы знаете этот сюжет, и знаете эту музыку, и внимательно слушаете (и читаете титры, если вы не понимаете по-итальянски), то этот сюжет вас что называется забирает, захватывает, вы погружаетесь в мир неведомых вам друидов, которые оказывается благородные и справедливые, и диких и коррумпированных римлян, которые всегда были в нашей умственной системе образцами достоинства и чести.

Сцена из оперы

Сцена из оперы

Либретто Феличе Романи — образцовое либретто тех времен и той эстетики. Хоть Романи работал и с Россини, и с Доницетти, но с Беллини у него получилось лучше всего.

Либретто основано на пьесе Александра Суме, которая шла в это время в Париже. Винченцо, еще совсем молодой, ему только 28, посмотрел этот спектакль, и понял — это его история… Тут же написал письмо Романи, и через полгода либретто было готово.

Ну и вскоре появилась музыка, и через полгода опера была поставлена. В Милане и в Париже заглавную роль пела самая главная дива тех времен Джудитта Паста. А потом эта партия стала главной и любимой для многих великих певиц, включая супердиву Марию Каллас.

Поэтому любой разговор о «Норме» всегда начинается с «ну, как она, справилась?» И не надо даже спрашивать кто — потому что ясно: это та, которая пела Норму. Потому что это труднейшая партия для сопрано среди всех оперных партий…

С этого и начнем…

В «Мет» на нашем спектакле пела певица Анджела Меед (не знаю, как лучше сделать транслитерацию ее фамилии, по-английски она Meade). Это певица американская, родилась она на северо-западе США, в штате Вашингтон, ей сейчас 50 лет. Она прошла сквозь огонь, воду и медные трубы оперных подмостков США и Европы, пела в Ла Скала и в театре Лисео, в театре Сан-Карло (Неаполь) и в театре Турина… Но основное место ее работы —  это театр в Нью-Йорке, любимая Метрополитен Опера. Здесь она сделала 10 ролей, здесь она хорошо известна местным операманам (а таких здесь очень много).

Анджела Меед

Анджела Меед

Норма — безусловно ее коронная роль (как, впрочем, у любой певицы, которая отваживается спеть «Норму» на сцене). Она пела эту партию здесь много раз, начиная с 2010 года.

Кстати роль Нормы не имеет ограничений в возрасте. Если  неудобно смотреть на Джульетту, которой за 50 (у Шекспира —  14) или на Татьяну за 60 (у Пушкина —16). Хотя всегда есть оперная условность, и если певица хорошо выглядит, и голос звучит, то в паспорт никто не заглядывает.

Так вот, госпожа Меед была прекрасной Нормой. Яркой, страстной, а к концу оперы просто душераздирающей. Сцена с несостоявшимся убийством ее собственных детей была настоящей сценой из какой-нибудь древнегреческой трагедии… К счастью Беллини со своим либреттистом не пошли по пути пьесы Еврипида «Медея», и сохранили детям жизнь (в первом варианте оперы Норма таки убивала своих детей)…

Но там трагедий и так очень много… А финал оперы, когда Норма и ее муж-изменник добровольно идут на костер и сгорают в огне — в каком-то смысле беспрецедентный оперный финал. Хотя оперном жанре убийств и самоубийств очень много, и оперные зрители давно к этому привыкли.

Анджела Меед была превосходна и как актриса, и как певица… И в начале оперы, когда звучит «Каста Дива» — одна из десятки мировых оперных шлягеров, мы получили громадную дозу прекрасного вокала и великой музыки.

Но вообще-то мне хотелось услышать Соню Йончеву. Она певица еще молодая, ей только 41. Недавно мы ее слушали в опере «Федора», и при том, что эта опера довольно «вампучная» и нелепая, но болгарская певица показал высокий класс в заглавной роли этой оперы.

Однако услышать Соню Йончеву оказалось непросто. Даже невозможно. Потому что отпев первый спектакль, она вдруг «захворала» и больше в этом спектакле не участвовала.

Пели другие певицы, в том числе упомянутая мною Анджела Меед.

Ну если честно, здесь есть интрига. Я это знаю, как говорится, «из воздуха», никакого инсайда у меня нет, с госпожой Йончевой я не знаком.

Но вот открытая информация.

На следующий день после сезонной премьеры оперы «Норма», в газете «Нью-Йорк Таймс», как и положено, появилась рецензия. (эта газета никогда не пропускает премьеры в «Мет», как, впрочем, и никакие другие заметные события в культурной жизни Нью-Йорка и окрестностей).

Рецензию написал критик Закари Вульф (Zachary Woolfe) это известный оперный критик в Нью-Йорк Таймс). Он молодой, но уже очень влиятельный человек. Статья эта сразу о двух премьерах (подчеркиваю, это премьеры этого сезона, не мировые премьеры) Так вот, так случилось, что практически с интервалом в один день были представлены две оперы, два так сказать «гвоздя репертуара» — «Травиата» и «Норма».

И в центре обеих этих опер — женщина с трагической судьбой и с очень трудной вокальной партией. В партии Виолетты была Энджел Блю, а в партии Нормы — Соня Йончева.

И, конечно, напрашивается сравнение — кто лучше?

Критик Закари Вульф выносит однозначный вердикт: лучше Энджел Блю. Это прекрасная певица, афро-американка, с волшебным сопрано, недавно мы ее слушали с камерным оркестром, в барочном репертуаре. Она действительно очень хорошая певица, Виолетта — ее дебют на сцене Мет.

Критик назвал пение Йончевой бесцветным и далее продолжил, что ее голос «не ужасный, но совсем не подходит для этой музыки».

Насколько я понял, г-жа Йончева просто взбесилась… Она написал жалобу — да-да, жалобу и в дирекцию театра, и в редакцию газеты. Смысл этой жалобы понятен: «я тут у вас в Нью-йорке, в глуши, сижу, корячусь, напрягаюсь, пою труднейшую в мире партию, а тут какой-то мальчишка меня ругает, да уже не в первый раз. Все ухожу, больше у вас не пою…»

И действительно, больше не пела. Не знаю, разорвала ли она контракт, заплатила ли неустойку, или просто взяла справку у врача о каком-нибудь фарингите или ангине…

Ну что поделать, она больше не поет эту партию.

Но я рад, что я послушал эту оперу с другой певицей… И получил массу удовольствия.

И перефразируя известную пословицу «ars longa, vita brevis» (искусство вечно, а жизнь коротка), я бы сказал так: Музыка вечна, а исполнители приходят и уходят.

Мы еще много столетий будем помнить «Casta Diva», но как звучал голос Малибран, или даже Галины Вишневской, мы уже не помним.

Поэтому — да здравствуют великие композиторы, сочинившие для нас великие оперы! Виват!

Следующая опера в Мет, которую мы смотрим — «ФАЛЬСТАФ», последняя опера великого Верди.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Александр Журбин: Удар по сопрано, или Опера «Норма» в Нью-Йорке: 7 комментариев

  1. Arkadiy Abramov

    Нет критика сегодня(старого или малого), который предпочел бы кого-либо певице Блю.

  2. Роман

    Пушкинской Татьяне было не 16 а 13 лет
    …..
    Уничтожать предрассужденья,
    Которых не было и нет
    У девочки в тринадцать лет!
    Глава четвертая, строфа VIII

    1. Илья

      Враньё! Татьяне (по Лотману) в момент знакомства с Онегиным не менее 17 лет.

Добавить комментарий для Ефим Левертов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.