©"Семь искусств"
    года

Loading

Первые христиане пожелали решительно отмежеваться от иудеев. Никейский собор принял ряд решений в этом направлении, постановив отмечать самый главный праздник — Пасху — так, чтобы она никогда не совпадала с иудейским Песахом. Для этого понадобилось определить ее уникальный день на основе сугубо астрономических параметров. Примитивные методы определения этого дня в конце концов привели к неудовлетворительным результатам, так что потребовалось разработать новые методы.

Виталий Мацарский

РАННИЙ АНТИ-ИУДАИЗМ — ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ?

«… автор этого сочинения не сделал ничего, достойного порицания…
Гипотезы его могут быть и несправедливыми,
могут быть даже невероятными…»
Осиандер, 1543 год

Вынесенная в заголовок постановка вопроса может показаться нелепой, даже абсурдной, но мы постараемся показать, что она не лишена смысла. Мы попытаемся на основе дошедших до нас исторических сведений реконструировать причинно-следственные связи и понять, что за ними стоит. Итак, приступим.

В качестве отправной точки возьмем год 325-й новой эры. В том году состоялся Никейский собор — первое большое собрание сторонников недавно возникшего и быстро распространявшегося христианства. Тут придется сделать небольшое отступление.

Участники этого высокого собрания не знали, что они заседают в 325-м году от Рождества Христова. Для них это был год 1078-й от основания Рима (Ab urbe condita), а для иудеев — год 4085-й от сотворения мира. Летосчисление от основания Рима использовалось до тех пор, пока ровно через 200 лет после Никейского собора Папа Римский Иоанн I не поручил некому ученому монаху скифского происхождения по имени Дионисий Малый (Dionysius Exiguus) продолжить составление пасхальных таблиц (зачем они нужны будет сказано ниже). Дионисий поручение выполнил, но при этом пошел еще дальше. Он решил, что негоже продолжать вести счет лет от основания Рима с его императорами, так жестоко преследовавшими первых христиан, и взялся определить, когда родился Иисус, чтобы начать новое летоисчисление от года его рождения.

Данных для этого было крайне мало, но всё же в Евангелии от Матфея сказано, что в год рождения Иисуса в Иудее правил Ирод Великий, а в Евангелии от Луки упоминалось, что Иисус стал проповедовать в возрасте около 30 лет. Дионисий предположил, что проповедовал он всего год, после чего был схвачен и казнен. Произошло это в канун иудейского праздника Песах, начинавшегося в 15-й день весеннего месяца нисана, в правление императора Тиберия. При помощи своих пасхальных таблиц и зная дату казни, Дионисий и определил (весьма условно) год рождения Иисуса, приняв его за первый год нового исчисления — от Рождества Христова, по латыни Anno Domini.

Новое летоисчисление прививалось медленно и с трудом. Кое-где на территориях современной Западной Европы принимать его совсем не спешили. Так, последней из перешедших на него стран стала Португалия — в 1422 году, когда там отказались от счисления от сотворения мира, по которому тогда шел 6685 год. В России счет тоже шел от сотворения мира, пока Петр I не повелел перешагнуть из 31 декабря 7208 года в 1 января 1700 года от Рождества Христова. Любопытно, что по российским представлениям мир был сотворен на 245 лет раньше, чем в Западной Европе.

Но вернемся к Никейскому собору. Созвал его римский император Константин I, прекративший преследования христиан и сам ставший христианином. Это религиозное течение как пожар охватило всю Римскую империю. При этом в нем образовались разного рода ответвления, секты, что грозило расколом. Дабы избежать этого и либо договориться, либо изгнать еретиков, и был созван первый в истории христианства Вселенский собор, продолжавшийся больше двух месяцев.

Для нас главное то, что Никейский собор знаменовал собой окончательный и полный разрыв с иудаизмом. «Да не будет у нас ничего общего с ненавистным иудейским народом: мы приняли от Спасителя другой путь», — заявил Константин I. В частности, выходным днем стало считаться воскресенье, а не суббота, как у иудеев, и был установлен универсальный метод определения времени празднования главного праздника христиан — Пасхи. Воскресенье в качестве выходного дня было установлено тем же императором Константином I четырьмя годами ранее, в 321 году.

Здесь во избежание недопонимания следует отметить, что название выходного дня первых христиан не имело ничего общего с русским словом «воскресенье», намекающим на связь с Иисусом. На латыни дни именовались по планетам солнечной системы: первый день недели (наше воскресенье) назывался днем Солнца, понедельник — Луны, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, а суббота — Сатурна. Древнеримский лунно-солнечный календарь был установлен Юлием Цезарем и назывался юлианским. В Западной Европе он просуществовал до середины XVI века, а православная церковь пользуется им до сих пор.

Любопытно, что на Никейском соборе дата рождения Христа, похоже, даже не обсуждалась. Во-первых, до попытки ее установления Дионисием Малым оставались еще два века, а во-вторых, считается, что многие отцы христианской церкви категорически возражали против празднования «биологических» дней рождения мучеников, в том числе Христа. Они полагали, что если уж отмечать связанные с ними даты, то это должны быть дни принятия ими муки, которые, с точки зрения церкви, и были их настоящими «днями рождения».

Предполагается, что в раннем христианстве оставалось еще много языческого. В древнем Риме широко праздновался dies solis invicti nati (день рождения непокоренного солнца), приходившийся на день зимнего солнцестояния, 25 декабря. Возможно, постепенно он трансформировался в день Рождества Христова. Официально его начали отмечать лищь в IX веке. Сейчас, благодаря усилиям маркетологов, Рождество, пожалуй, потеснило более важный для христиан праздник Пасхи.

По поводу празднования Пасхи Никейский собор принял эпохальное и весьма дальновидное решение. Было постановлено, что по всей империи Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего не ранее дня весеннего равноденствия, причем этот день не должен совпадать с иудейским Песахом. Кроме того, началом весны постановили считать день 21 марта, так что Пасху нужно было отмечать не ранее этого дня. Дальновидным же это решение является потому, что позволяет определять день Пасхи на любой географической широте — от Австралии до Северной и Южной Америки, о существовании которых первые христиане не имели представления.

Вот тут мы и подходим к самой сути дела. Вчитаемся в это постановление повнимательнее. Оно определяет пять параметров. Новолуние и равноденствие есть параметры чисто астрономические, воскресенье же, день 21 марта и день Песаха определяются календарем, который также связан с движением небесных тел.

Учитывая трудности непосредственного наблюдения равноденствия, поначалу было решено, что день Пасхи будет определять патриарх Александрии и сообщать ее общинам. Но такая практика продолжалась недолго, и снова стала задача определения единой для всех даты Пасхи.

Для определения дня Пасхи требовалось прежде всего установить, когда наступают равноденствие и полнолуние. При этом нужно иметь в виду, что речь идет не о фактических астрономических событиях, а об условных, определяемых по специально созданным для определения даты Пасхи таблицам, называемым пасхалиями.

Достаточно точных методов непосредственных наблюдений не было, а созданная около 145 года величайшим астрономом античности Клавдием Птолемеем геоцентрическая система мира, хотя и позволяла вычислять движение солнца, луны и наступление равноденствий, но точностью также не отличалась. Ошибки и, возможно, даже подделки данных наблюдений у Птолемея были обнаружены еще в середине XVIII века. Так, например, современные расчеты показывают, что упомянутое им равноденствие наступило не 26 сентября 139 года, а примерно 30 часами раньше — расхождение весьма значительное.

Но приходилось довольствоваться тем, что есть. Было давно замечено, что для бытовых и сельскохозяйственных нужд лучше всего подходит лунный календарь, которым пользовались еще древние вавилоняне, а затем его переняли иудеи и греки. Для расчета даты Пасхи особенно удобным оказалось то, что каждые 19 лет полнолуния выпадали на один и тот же день недели. Это так называемый Метонов цикл — интервал времени, равный 6339 дням, 14 часам и 15 минутам, и соответствующий 19 тропическим годам. Этот интервал почти точно равен 235 средним лунным месяцам. Разница между 19 годами и 235 месяцами весьма незначительна, она составляет всего несколько часов, но все же она есть.

Таким вот циклом и пользовался в VI веке Дионисий Малый при составлении пасхальных таблиц. Поначалу они были составлены на 95 лет, но впоследствии были продолжены на период в 532 года, а потом их пересчитывали дальше и дальше. Расхождения между реальным равноденствием, даже определяемым просто на глазок, и условным, «пасхальным», постепенно накапливались и становились заметны. Эти расхождения время от времени поправляли, то добавляя, то отнимая какие-то дни недели, и регулируя число дней в месяцах и годах. В конце концов, народу было главное знать, когда нужно поститься и праздновать, а об этом их извещали отцы церкви.

Однако к XVI веку, через тысячу лет после трудов Дионисия Малого, расхождения ни как-то поправлять, ни игнорировать уже стало невозможно, так они составили ни много ни мало, а целых 10 дней. Потому Папа Григорий XIII в 1582 году провел календарную реформу. Главной целью этой реформы было именно приведение в соответствие даты празднования католиками Пасхи с реальными, а не условными датами равноденствия и полнолуния. Для того, чтобы начало астрономической весны снова совпадало с календарным 21 марта, в 1582 году пришлось «выбросить» дни с 4 по 15 октября. Этим календарем до сих пор пользуются по всему миру, правда, православная церковь отказалась переходить на него и пользуется старым, юлианским календарем. Нужно ли говорить, что календарная реформа вызвала массу протестов, и Папе пришлось пригрозить отлучением от церкви тем, кто был с ней несогласен.

Новый календарь потребовал составления новых пасхальных таблиц. С этим успешно справились итальянский астроном Алоизий Лилий (1510 — 1576) и немецкий математик Кристофер Клавиус, или Клавий (1538–1612).

Система Птолемея продемонстрировала свою малопригодность, и ей требовалось найти замену. К счастью, Николай Коперник уже создал свою гелиоцентрическую систему мира, опубликованную в 1543 году под названием De revolutionibus orbium coelestiu (“О вращении небесных сфер”). Именно этим сочинением, видимо, и воспользовались для создания новых пасхалий упомянутые выше итальянский астроном и немецкий математик, что тоже было непростой задачей. Коперник вряд ли создавал свою теорию лишь для того, чтобы точнее рассчитывать пасхалии, но она пригодилась и для этого.

Хотя с мировоззренческой точки зрения система мира Коперника, поставившего в центр мира Солнце, а не Землю, была колоссальным шагом вперед, с математической точки зрения она была ненамного проще геоцентрической системы Птолемея. У Коперника, как и у Птолемея, все планеты равномерно двигались по круговым орбитам (по малому кругу, называемому эпициклом), а центр малого круга двигался по большому кругу, называемому деферентом. Правда, если Птолемею пришлось для всех планет ввести 73 таких круга, то у Коперника их было всего 34, причем для Луны их требовалось лишь 4, а для Земли — 3, что значительно упрощало расчеты. В 1551 году были опубликованы основанные на системе Коперника «Прусские таблицы» — сборник астрономических данных, легших в основу расчетов пасхалий Клавиуса. При этом Клавиус, будучи правоверным католиком-иезуитом, непогрешимо верующим в справедливость Священного Писания, саму систему Коперника не принимал, потому как она противоречила Писанию, помещавшему в центр мира Землю.

Поначалу высшие чины католической церкви отнеслись к труду Коперника, (кстати, посвященному им Папе Павлу I), весьма благосклонно, видимо, оценили его полезность для научно-обоснованного подхода к разрешению проблем с датой Пасхи. В предисловии к труду Коперника богослов и математик Осиандер писал:

«… автор этого сочинения не сделал ничего, достойного порицания; ибо задача астронома состоит в том, чтобы с помощью тщательных и искусных наблюдений составить себе понятие о движении небесных тел; после того он старается исследовать причины этих движений, а в случае невозможности найти оные придумывает гипотезы, на основании коих посредством геометрических теорем можно бы вычислить эти движения для будущего, а равно для прошедшего времени. Обоим этим условиям искусство автора удовлетворяет отлично. Гипотезы его могут быть и несправедливыми, могут быть даже невероятными; достаточно, если они приводят нас к вычислениям, удовлетворяющим нашим наблюдениям».

Однако позднее, когда теория Коперника стала распространяться всё шире, церковные чины спохватились и включили его труд в список запрещенных. Но было уже поздно. Теория Коперника оказывала какое-то чудодейственное, освобождающее, животворное влияние. Понявшим ее становилось ясно, что она позволяет выйти за рамки Священного Писания, которое многие, в первую очередь Галилей, стали рассматривать как аллегорию. На первый план стал выходить научный метод — сбор данных, их систематизация, выдвижение гипотез и их проверка опытом. Галилей был самым рьяным сторонником теории Коперника, которого называл своим учителем, и всячески ее пропагандировал. Стало ясно, что «умствования» позволяют проникнуть в тайны Природы, строить теории и проверять их на практике.

Так отнеслись и к теории Коперника. Ее стали проверять. Тщательнейшие наблюдения за движением планет выполнил датский астроном Тихо Браге (1546 —1601). Но он не мог расстаться с прежними представлениями и предложил свою гибридную модель, согласно которой Солнце и Луна обращаются вокруг Земли, а все остальные планеты — вокруг Солнца. Тем самым удавалось примирить Священное Писание с моделью Коперника, и у Браге нашлось немало сторонников.

Ассистент Браге Иоганн Кеплер (1574—1630) проанализировал данные наблюдений своего шефа и обнаружил три закона небесной механики для гелиоцентрической системы, обессмертившие его имя: закон эллипсов, закон площадей и гармонический закон. Любопытно, что Галилей не обратил на эти законы ни малейшего внимания, хотя они были открыты еще при его жизни. Кеплер отрицал и взгляды Джордано Бруно о множественности миров. Он по старинке полагал, что существует сфера неподвижных звезд, которая состоит из льда или из кристалла.

Тем не менее, на основе законов Кеплера Исаак Ньютон смог создать теорию всемирного тяготения, опубликовав в 1687 году трактат «Математические начала натуральной философии» — вершину Первой научной революции. Она получила и наблюдательное подтверждение, о чем Ньютон так писал первому Королевскому астроному Англии Джону Флемстиду по поводу его наблюдений движения Луны:

«Я полагаю, что опубликовать ваши наблюдения совместно с моей теорией было бы гораздо полезней для вашей репутации, чем хранить их до смерти, или же опубликовать их без такой служащей им рекомендацией теории. Ведь такая теория явится демонстрацией их точности, и вы будете признаны самым точным наблюдателем в мире».

Еще во времена Ньютона в Западной Европе стали создаваться научные общества, в которые объединялись естествоиспытатели, занимавшиеся самыми разными проблемами. Самое известное из них — Лондонское Королевское общество, где председательствовал сам Исаак Ньютон. Вскоре стало ясно, что труды естествоиспытателей, натурфилософов, как они себя называли, могут иметь и практическое применение. Научная революция пошла полным ходом.

Подведем итоги, проследив цепочку изложенных выше событий. Первые христиане пожелали решительно отмежеваться от иудеев. Никейский собор принял ряд решений в этом направлении, постановив отмечать самый главный праздник — Пасху — так, чтобы она никогда не совпадала с иудейским Песахом. Для этого понадобилось определить ее уникальный день на основе сугубо астрономических параметров. Примитивные методы определения этого дня в конце концов привели к неудовлетворительным результатам, так что потребовалось разработать новые методы. Наилучшие результаты давала гелиоцентрическая модель Коперника. Ее опытная проверка привела к созданию теории тяготения Ньютона, его системы мира и к общему взрыву научной активности.

Особо отметим, что ни в одной другой цивилизации или религии не было потребности в определении некой даты на основе чисто астрономических параметров с точностью до нескольких часов одного дня в году, причем этот день сдвигался от года к году, так что приходилось прибегать к довольно сложным расчетам. Именно поэтому наука, в современном понимании этого слова, возникла только в Западной Европе, где полностью возобладало христианство с его требованием определения даты Пасхи. В истории не принято прибегать к сослагательному наклонению, но сам собой вытекает вывод о том, что если бы ранние христиане не были анти-иудаистами, современная наука могла бы вовсе не возникнуть.

По иронии судьбы, именно потомки древних иудеев сейчас настолько успешно двигают вперед современную науку, что среди самых-самых умных, к коим причисляют Нобелевских лауреатов, их около четверти, при том, что народ, к которому они принадлежат, составляет лишь 0,2% населения земли. Такие дела.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Виталий Мацарский: Ранний анти-иудаизм — возможная причина научной революции?: 19 комментариев

  1. Ari Belenkiy

    Виталий, слабая статья, много неоправданных предположений. Вот, например, это:

    «Система Птолемея продемонстрировала свою малопригодность, и ей требовалось найти замену. К счастью, Николай Коперник уже создал свою гелиоцентрическую систему мира, опубликованную в 1543 году под названием De revolutionibus orbium coelestiu (“О вращении небесных сфер”). Именно этим сочинением, видимо, и воспользовались для создания новых пасхалий упомянутые выше итальянский астроном и немецкий математик, что тоже было непростой задачей. Коперник вряд ли создавал свою теорию лишь для того, чтобы точнее рассчитывать пасхалии, но она пригодилась и для этого. »

    Ключевое слово тут «видимо» — это значит все это написано «на коленке», без знания фактов. Ведь хорошо известно, чем пользовалась комиссия Папы Григория 13-го, возглавляемая Клавиусом, которая установила новый календарь в 1582 г. — а именно «Альфонсинскими таблицами», составленными в Испании в 13-м веке. Поэтому григорианский год оказался на 25 секунд длиннее тропического и весенний эквинокс стал сползать с 21 марта на более раннюю дату. Поэтому уже через 120 лет, в 1700 г, Исаак Ньютон понял что надо бы уточнить григорианский алгоритм — и предложил свой собственный календарь.

    Все это известно довольно давно, вот хотя бы наша работа с со-автором, опубликованная в Журнале Королевского Общества в 2005 г.: https://royalsocietypublishing.org/doi/abs/10.1098/rsnr.2005.0096

    Это так сказать, замечание вскользь. А главное что «система мира» не имеет прямого отношения к календарю. Для календаря важны средние соотношения — тропический год и синодический месяц. Система мира — что вращается вокруг чего — совершенно не важна. Кстати, год Коперника был на 4 секунды длиннее чем Альфонсинский — и хотя та самая комиссия его рассматривала, но решила не использовать, в частности потому, что Коперник верил в переменный тропический год (в теорию «дрожания эквиноксов»).

    Или вот такой пассаж:
    «Тем не менее, на основе законов Кеплера Исаак Ньютон смог создать теорию всемирного тяготения, опубликовав в 1687 году трактат «Математические начала натуральной философии» — вершину Первой научной революции. Она получила и наблюдательное подтверждение, о чем Ньютон так писал первому Королевскому астроному Англии Джону Флемстиду по поводу его наблюдений движения Луны: «Я полагаю, что опубликовать ваши наблюдения совместно с моей теорией было бы гораздо полезней для вашей репутации, чем хранить их до смерти, или же опубликовать их без такой служащей им рекомендацией теории. Ведь такая теория явится демонстрацией их точности, и вы будете признаны самым точным наблюдателем в мире».»

    «Писать» то Ньютон писал, но фокус в том что Теорию Луны он так и не создал. Это был полный провал, хотя Галлей позже доказывал, что теория Ньютона чуть лучше чем таблицы Кеплера. Но этот самый Флемстид, с которым Ньютон полностью рассорился, обнаружил, что отклонения теории Ньютона от реальной луны слишком большие — несколько арк-минут (долей градуса), хотя Ньютон претендовал на теорию с ошибкой на порядок меньше.

    Подробное обсуждение неудачи Ньютона есть в книге Николаса Коллестрема от 2001 г: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/0963-6625/10/1/702

    Есть такое обсуждение и в нашей статье (с тем же со-автором) в английском астрономическом журнале Обсерватория в 2016 г: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/0810/0810.4948.pdf

    Мне кажется, что недавно я обращал Ваше внимание на эту статью. А список литературы, который Вы приводите, не имеет к существу вопроса никакого отношения.

    1. В.М.

      Спасибо большое, Ари. Всегда полезно получить аргументированный втык от знающего человека.

  2. Mikhail Goldentul

    Интересно и неожиданно, чувствуется обширное знаие и переработанные источник и хотелось бы хотя бы несколько ссылок, библиографию так сказать.

    1. В.М.

      To Mikhail Goldentul

      Рад, что соображения показались интересными. Литература очень обширна. Привожу лишь некоторые ссылки.

      Lewis Ayres — Nicaea and Its Legacy, An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology-Oxford University Press, USA (2004)

      Geza Vermes — Christian Beginnings, From Nazareth to Nicaea — Yale University Press (2013)

      История раннего христианства. Хрестоматия / Сост. А.Д. Пантелеев. — Санкт-Петербург, 2014.

      Le calcul des dates de Pâques. P. ROCHER, INSTITUT DE MÉCANIQUE CÉLESTE ET DE CALCUL DES ÉPHÉMÉRIDES – OBSERVATOIRE DE PARIS

      The Life of Sir Isaac Newton. By David Brewster

      Гинзбург, В.Л. — О теории относительности — Наука (1979), Глава «Гелиоцентрическая система и общая теория относительности (От Коперника до Эйнштейна)».

  3. Гоммерштадт

    Начиная с Никейского Собора, Император Константин постановил очистить церковь от ее еврейской составляющей. Он объявил о том, что для церкви было бы неправильным следовать обычаям евреев. Он писал: «Пусть у нас не будет ничего общего с евреями, которые на самом деле – наши враги. До Никейского Собора христиане посещали синагоги и праздновали еврейские праздники, после Никейского Собора прилагались усилия, чтобы освободить христианство от этих последних связей. Тем, кто продолжал соблюдать еврейские обычаи, была объявлена анафема (отлучение или проклятие), которая, в конце концов, развилась в преступление против закона, наказываемое смертью.
    Римляне долгое время считали евреев специфическими за их «странности», но после еврейского восстания против Рима и жестокого его подавления в 70-м г. н.э., римляне стали открыто презирать все, что было связано с евреями. Официально евреи были признаны «побежденным народом, враждебно настроенным против Рима». Принятие Никейских постановлений не было моментальным и повсеместным. На протяжении столетий дополнительные церковные соборы объявляли необходимостью запрещение тем, кто продолжал свое еврейское наследие.
    https://blogs.7iskusstv.com/?p=114169

    1. В.М.

      Гоммерштадту: Всё, что Вы написали, видимо, верно, но не имеет ни малейшего отношения к приведенным мной соображениям о возможных последствиях принятия Никейским собором решения о дате празднования Пасхи.

  4. Benny Blus

    Интересная статья, которая дополняет известное мне понимание этой же способности христианского Запада сделать научную революцию:

    Западно-христианский «приоритет веры над делами» создаёт у думающих людей (верующих и атеистов) внутренний конфликт, разные решения которого являются одной из глубинных причин многих главных достижений (в том числе и научной революции) и многих главных недостатков западно-христианской цивилизации.

    На глубоком уровне в иудаизме вера над разумом, а в христианстве между верой и разумом есть встроенный конфликт: спасение души и свобода воли в первую очередь реализуется через веру, и только потом — через дела. Или по другому: в христианстве Сатана воспринимается как во многом независимое от Бога зло, от которого можно освободиться только верой. В иудаизме же Сатана это «зло сейчас», полностью подчинённое и служащее Богу ради «добра потом». От власти Сатаны в иудаизме можно избавиться именно угодными Богу делами.

  5. Гоммерштадт

    Первые христиане пожелали решительно отмежеваться от иудеев. Никейский собор принял ряд решений в этом направлении, постановив отмечать самый главный праздник — Пасху — так, чтобы она никогда не совпадала с иудейским Песахом.
    Христианская пасха привязана к иудейскому Пейсах. Пейсах начинается 14-го Нисана, полнолуние, Исход из Египта; в этом году 5-го апреля вечером, первый седер. Песах зканчивается на 8-й день, второй седер, вчера 12-го преля. По еврейской традиции, второй седер сязывают с приходом Мессии. По христианской традиции, казнь Иисуса состоялась 14-го Нисана утром, после этого его воскресение. По христианской традиции, Пасха начинается в первое воскресение после нчала еврейского пейсах. По католическому календарю, пасха в этом году начинается в ближайшее воскресение, 15-го апреля.
    Никейский собор положил начало европейскому религиозному антисемитизму, который продолжается до сих пор. Ранние христиане представляли собой иудейскую секту. Первым государством, принявшим христианство, была Армения — религиозный антисемитизм там отсутствует. Грузия приняла христианство параллельно с Римской империей, но независимо — религиозный антисемитизм там отсутствует, аналотично другие ранние христиане.
    РАННИЙ АНТИ-ИУДАИЗМ — ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ? — этот вопрос полностью на совести автора. Например, Исаак Ньютон был глубоко религиозным христианином, но иудаизм признавал, как первооснову.
    .

    1. В.М.

      Уважаемый г-н Гоммерштадт,

      Ваш комментарий ускользнул от моего разумения. Вы пишете: «По христианской традиции, Пасха начинается в первое воскресение после нчала еврейского пейсах. По католическому календарю, пасха в этом году начинается в ближайшее воскресение, 15-го апреля.»

      Насколько мне известно, весь католический мир во главе с Папой Римским уже отпраздновал в этом году Пасху в прошедшее воскресенье 9 апреля.

      Вы не привели никаких возражений по существу астрономических и календарных аргументов. Вы можете быть с ними несогласны — Ваше право, но при чём здесь моя совесть?

      Хотя «Исаак Ньютон был глубоко религиозным христианином», это не помешало ему создать картину мира, в которой Всевышнему просто не было места, и кроме того он много лет тайком занимался алхимией, которую церковь, мягко говоря, не поощряла.

  6. Бормашенко

    Здесь, как кажется, очень важно вспомнить, что еврейский лунно-солнечный, очень сложный календарь, наверняка христианским ученым был известен. Этот календарь тысячелетиями не требует корректировки (на эту тему написана блестящая работа Профессора Гендельмана «Все врут календари», ее легко найти в сети). Истоки этого календаря — непроницаемая историческая загадка, но это отдельная история. Так, вот, как кажется, христианам было принципиально важно, чтобы было «не как у евреев», и пришлось изобретать свой собственный календарь, основанный лишь только на солнечном цикле, и потому неизбежно требующему корректировки. Еврейский календарь с его 19-летним циклом, совпадающим с циклом движения центра масс Солнечной Системы — просто чудо, чудесное порождение человеческого гения и наблюдательности.

    1. В.М.

      Вы правы, Эдуард. Первые христиане должны были знать об еврейском календаре и даже позаимствовали из него 19-летний цикл. Но решили и от календаря отмежеваться. Они, похоже, действовали прямо по тексту коммунистического гимна: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

      Вот этот бунтарский настрой, возможно, и породил стремление к познанию окружающего мира вместо толкования древних текстов, и в конце концов привел к научной революции.

  7. Бормашенко

    Замечательный текст. Спасибо.
    «Летосчисление от основания Рима использовалось до тех пор, пока ровно через 200 лет после Никейского собора Папа Римский Иоанн I не поручил некому ученому монаху скифского происхождения по имени Дионисий Малый (Dionysius Exiguus) продолжить составление пасхальных таблиц (зачем они нужны будет сказано ниже)».
    Дионисий Малый не был монахом скифского происхождения. «Скифские монахи» — собирательное наименование группы из четырех монахов, подданных Византийской Империи. Скифами они были. Это игры языка.
    Еще раз спасибо. Очень интересный взгляд на вещи.

  8. В.М.

    Спасибо за отзывы. Есть стимул копать дальше. Проблема очень обширная и многогранная. Я попытался потянуть лишь за одну ниточку.

  9. Борис Дынин

    Очень интересно. Действительно, проблема календаря, как она возникла в результате отмежевания христианства от иудаизма, вызывала проблемы, решение которых должно было сыграть важную роль в становлении новой науки. Автор эрудированно раскрыл эту тему. Ее, думаю, можно расширить. Тот факт, что христианство возникло в лоне иудаизма и впоследствии изолировалось от него, вызвало задачу разработать теологию, радикально противопоставляющую христианство иудаизму, и в процессе ее развития также возникали интеллектуальные предпосылки новой науки, как, например, схоластика. Так проблема астрономических вычислений дополнялась проблемой категориального аппарата мышления о мире. Были и другие истоки современной науки: в ремеслах, технологии, торговле и пр.
    Интересно сравнить этот процесс с процессом «отпочкования» ислама от иудаизма. Но это особая тема.
    Так или иначе, автор исследовал важный момент в истории науки.

  10. Vern59

    Во-первых, автор эпиграфом показал, что ни на чём не настаивает
    Во-вторых, спасибо автору за очень интересную статью

  11. Zvi Ben-Dov

    Осталось «присобачить» к евреям и обосновать появление и развитие науки в исламском мире (у них Рамадан до сих пор «гуляет» по календарю, причём без поправок в виде дополнительного месяца) и, потом, объединить эту теорию с приведенной автором.

Добавить комментарий для В.М. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.