Задавая себе вопрос «зачем жить», я нахожу два ответа — ради удовольствия и ради познания. Помощь другим, бескорыстная, искренняя, тоже в конце концов приносит удовлетворение, а значит, и удовольствие. Но ведь и познание приносит удовольствие. Значит, я живу ради удовольствия.
ЗАПИСКИ С КОВРИКА ДЛЯ ЙОГИ
Слово «медитация» в последние годы стало невероятно популярным. Многие мои знакомые «медитируют» — да-да, именно так, в кавычках, — не догадываясь о том, что это означает в классической Йоге. Процесс остановки потока сознания сложен и требует предварительных немалых усилий и определённой физической подготовки, прохождения (длительной практики) первых пяти ступеней Йоги, от Ямы до Дхараны. Вот с Дхьяны и начинается медитация в классическом её понимании.
Но, несмотря на всё это, даже небольшие относительно регулярные усилия в занятиях йогой приносят свои плоды. Один из таких плодов — те мысли, внезапные озарения, которые приходят в процессе практики, в том числе при попытках чистых сосредоточения и созерцания, то есть как раз тогда, когда пытаешься от мыслей избавиться. С определённого момента я начал их записывать. Ниже — часть из них.
И ещё несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Карл Ясперс в своём «Введении в философию» написал воодушевляющие фразы, которые мне хотелось бы тут привести:
«Греческое слово философ (philosophos) по своему значению противоположно слову Sophos. Это слово, philosophos, значит: любящий познание (знание) — в отличие от того, кто, овладев познанием, называет себя знающим. Такой смысл слова сохраняется до сих пор: поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии… <…> Философия означает — быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос.
<…> Всякая философия определяется посредством своего осуществления. Чтобы узнать, что такое философия, надо пытаться философствовать».
Будем считать, что ниже — как раз такие попытки.
***
Однажды, делая йогу, я понял, что можно быть счастливым, даже если ничего особенного в моей жизни не произошло и я ничего не добился.
*
Представьте себе миллион зеркал, отражающих солнечный свет и думающих, что они и являются этим светом. Так и наши души — они отражают Божественный свет, будучи уверенными, что сами его излучают.
*
Однажды я проснулся и понял, что моё «Я» куда-то исчезло. Я ничуть по этому поводу не расстроился и продолжил жить обычной жизнью, не задумываясь о том, кто же утром ест яичницу, пьёт кофе, чистит зубы и ходит в туалет. Я не был ни Чжуан Цзы, ни бабочкой; я не был никем. Именно не был, потому что если бы я был никем, это уже означало бы, что я был кем-то, и это бы уже отграничивало меня от мира. В таком вот состоянии небытия удалось провести целый день. А ночью пришёл Чжуан Цзы и рассказал о том, как они с Набоковым в Монтрё ловили бабочек. Мы много смеялись, и «Я» постепенно вернулось.
*
Начитавшись безумных новостей и вновь углубившись в себя в йоге, понял вдруг, что бессмысленно гнаться за признанием в этом бесконечно меняющемся мире, а самая главная, незыблемая ценность — это я сам.
*
Всё нужно стараться делать весело и с хорошим настроением. Особенно умирать.
*
Так же, как ночью нужно лечь спать, чтобы начать с новыми силами новый день, нужно однажды лечь и умереть, чтобы потом проснуться и с новыми силами начать новую жизнь. С чистого листа. Ну, почти с чистого.
*
В нашем мире действия, где физическое тесно переплетено с духовным, всему нужно своё тело. Ведь слово — это тело для мысли. Но и самому слову тоже нужно тело, причём прочное и долговечное. Возможно, пришла пора вернуться к глиняным табличкам? Или, наоборот, гравировать слова лазером на стекле?
*
Альберт Эйнштейн сказал как-то, что время нужно лишь для того, чтобы все события не происходили одновременно. Мне иногда кажется, что тот, кто «подаёт» эти события, отвлекается и вместо равномерной подачи использует одномоментную. И тогда несколько важных событий происходят в одно и то же время. Например, важный звонок, которого ты ждёшь целый день, раздаётся именно в тот момент, когда ты не можешь говорить. Два отличных предложения о работе, которых ты ждал давно, поступают одновременно, и ты мучительно выбираешь между ними.
*
Вполне возможно, что мысль, которую я считаю своей, зародилась в чьей-то голове несколько тысяч лет назад и потом дошла, доплыла, долетела до меня, прожив сотни лет в чьей-то памяти, тысячу лет — на книжных страницах, перекочевав оттуда в статейку в глянцевом журнале, прочитанную неизвестным мне спичрайтером, включившем её в текст для телеведущего, который был в свою очередь услышан каким-нибудь лидером мнений и опубликован им в Фейсбуке, где я и прочёл её, забыв через несколько дней об источнике.
*
Иногда, когда тяжело заболеешь или навалятся проблемы, подумаешь малодушно: «Ну ничего, вот умру, и проблемы будет решать кто-то другой, да и болеть ничего не будет». А потом сам себе говоришь: «Стоп. Умрёшь, переродишься, и всё сначала — болезни, проблемы… Так что лучше отдохнуть, накопить энергию и решать то, что можешь решить, в этой жизни. Или перестать считать проблемы таковыми».
*
Мы обречены на бессмертие. Потому главное — сделать его максимально приятным.
*
Всю свою жизнь, каждый день, каждый час и чуть ли не каждый миг мы что-то улучшаем. Беспрерывно что-то улучшаем. Наводя порядок в доме, причёсываясь и чистя зубы, гладя одежду и разглаживая кремом морщины, улыбаясь и принимая красивую позу для фото в Инстаграме, соблюдая диету и отказываясь от сладкого, помогая ребёнку сделать уроки, старательно выполняя рабочие задачи, передавая свой опыт тем, кто младше, упорно работая над строкой в рассказе, пытаясь добиться совершенства в приготовлении любимого блюда и выбирая самый подходящий к случаю костюм, выбивая пыль с ковра или выбегая вечером на обязательную пробежку — улучшаем.
Ох, как же хочется иногда оказаться наконец в таком месте, где не нужно уже ничего улучшать!
*
Новое для меня состояние — состояние бодрого сосредоточенного интереса без вовлечённости. Причём это не интерес стороннего наблюдателя, а интерес находящегося внутри ситуации, процесса.
*
Обстоятельства места и времени не имеют значения; важно лишь то, какое влияние оказывают они на нашу душу. Те самые «аффекты» Спинозы. Поэтому путешествие воображаемое может быть более интересным и значимым, чем путешествие реальное.
*
В духовном мире, где нет ни пространства, ни времени, значение имеют лишь мысли и чувства.
*
Уменьшается и исчезает лишь пребывающее в телесном мире. Если ты делишься с кем-то своим хлебом, одеждой или водой, у тебя их становится меньше. В духовном мире действуют совсем иные правила. Когда ты делишься с другим своей мыслью, своей идеей, у тебя она не убывает, но у другого при этом прибывает. Мир идей — мир общий в отличие от «частного» телесного мира. Ты не можешь поделиться с другими своим телом, но можешь поделиться своими мыслями, и они станут общими и будут жить вечно.
*
Буква «А» и цифра 7 не могут состариться и умереть. Так же и написанное, сочинённое тобой когда-то будет жить вечно.
*
Задавая себе вопрос «зачем жить», я нахожу два ответа — ради удовольствия и ради познания. Помощь другим, бескорыстная, искренняя, тоже в конце концов приносит удовлетворение, а значит, и удовольствие. Но ведь и познание приносит удовольствие. Значит, я живу ради удовольствия.
*
В жизни каждого человека наступает момент, когда жизнерадостное «хочу» заменяется унылым «надо». Момент этот часто наступает незаметно, исподволь, а потом вдруг обнаруживаешь у себя полное отсутствие интереса к жизни. К счастью, и это проходит.
*
Перед тем, как сказать что-либо, задумайся на миг — ты хочешь это сказать с добром или со злом? Если со злом, по возможности воздержись.
*
Мы живём так, как будто знаем о себе всё. И это, пожалуй, наибольшее из заблуждений.
*
Если принять то, что мы бессмертны и лишь кочуем из перерождения в перерождение, что спешки нет, потому что у нас есть вечность, и каждая душа, частичка Бога, Атман, мудра и совершенна, сам собой напрашивается вывод о том, что душа и интеллект — субстанции совершенно разные. Ведь в каждой новой жизни приходится снова и снова всему учиться — ходить, держать карандаш и вилку, грамотно писать, объясняться в любви, заботиться о здоровье… И потом вновь забывать это где-то в переходе между перерождениями.
И твой ребёнок, которого ты учишь, наставляешь, на которого периодически шумишь, которого наказываешь, в прошлой жизни всё это знал, проходил, сам на кого-то шумел и кого-то наказывал — и вот, поди ж ты, всё позабыл и начал сначала.
*
По мере углубления практики Пратьяхары медленно, с усилием уходит привычное желание радостно присоединиться к суете.
*
Если бы люди получали всё желаемое без малейших усилий и конкуренции, просто подумав об этом, общее количество желаний в мире существенно бы уменьшилось. Можно написать фантастический роман об этом. Всё изменяется силой мысли, желанием, но два взаимно противоположных желания уничтожают друг друга и не реализуется. Реализуется то, что идёт к всеобщему благу.
*
Нет ни прошлого, ни будущего, есть лишь настоящее, которое длится вечно. А в нём уже содержатся и прошлое, и будущее.
*
Чем больше в обществе странных людей, чудаков, оригиналов, тем оно здоровее.
*
Как закат сменяется рассветом, так одни дела сменяются другими. Они никогда не заканчиваются. Как невозможно с помощью сети вычерпать океан, так же бессмысленно, заканчивая одни дела, надеяться на то, что не появятся другие.
*
Прочитанная или услышанная мысль, попадающая в резонанс с вашими собственными мыслеформами, находящимися в подсознании, выполняет роль первого удара в бильярде — после точного попадания ваши мысли разлетаются, как шары, и заполняют всё ваше сознание. У меня так во время чтения Борхеса.
*
«Определяя», называя себя, мы неизбежно себя обедняем, сокращаем.
*
Мысль дня — и в конце дня созвучно с ней отозвалась фраза Григория Померанца о том, что дьявол начинается с пены на губах ангела, идущего в бой за святое и правое дело — возникла при попытке сопоставления греческой и индийской философий. Если острие греческой мысли направлено на изменение мира, то остриё индийской — на изменение себя. И в то же время индийская философская мысль вовсе не призывает к пассивности, наоборот — ведь от наших поступков зависит наша карма, так что нужно быть не просто деятельным, а правильно деятельным. А вот попытки изменения мира «к лучшему» как раз зачастую приводят к насилию одних над другими, причём причины и поводы постоянно меняются. Посадить в тюрьму за чтение «неправильной» книги, убить за причастность к конкурирующей политической силе, к другой религии — рядовое для людей дело. И не нужно как один умирать «в борьбе за это», потому что «это» постоянно меняется. «Они отдали свои жизни за то, чтобы мы могли жить в свободной и процветающей стране». А если страна не станет свободной и процветающей, несмотря на отданные за неё жизни? Я долго думал, что «страданиями душа совершенствуется», что переживший большие испытания человек ближе к Богу, мудрее, совершеннее. Но однажды понял вдруг, что эти самые испытания и страдания устраивают друг другу люди, и что в Божественный план они вовсе и не входят, и человеку для развития такие страдания вовсе не нужны.
*
Чем больше у тебя внутри, чем больше ты наполнен — знаниями, впечатлениями, воспоминаниями, идеями — тем сильнее, богаче, ярче внутренняя реакция даже на самое незначительное соприкосновение с внешним.
*
Все перемены, все преобразования происходят в ходе балансировки желаний и реальности.
*
Ключевой момент творчества — воображение. Те, у кого его нет, пишут потом исследования о тех, кто с помощью воображения создал новое, прежде небывалое.
*
Большинство из нас так забивают себе голову чужими мыслями, что на свои собственные времени не остаётся. Плюс робость перед интеллектуалами, приукрашающими собственные возможности… В общем, жевание кем-то уже пережёванной жвачки — процесс повсеместный.
*
Дурная информация вызывает в организме такую же интоксикацию, как испорченная еда.
*
Мы проводим жизнь в суете и сомнениях и умираем, так и не поняв, зачем жили.
*
Не нужно стремиться понравиться всем. Вполне достаточно понравиться кому-то одному. Да хотя бы себе.
*
Энергия заблуждения нужна нам для того, чтобы привести в конце концов к покою истины.
Или не привести.
*
Признание и слава зачастую подобны прожектору, выхватывающему вдруг из темноты объекты, ничем не отличающиеся от рядом стоящих и совершенно подобных.
*
Может ли в глубине существования, его основе — ну или на самом дне меня, моей сущности — лежать не драма, не метания, а радость, чистая радость? Так, чтобы в поисках себя в конце концов прийти к ней?
Вот что было бы здорово. Да какое там здорово — это было бы лучшим в жизни.
*
Любовь — это энергия, главное предназначение которой — объединять людей.
*
Когда, подводя итоги дня, я спрашиваю сам у себя — а что было главным моим переживанием сегодня, самым глубоким и честным — всегда оказывается, что это моменты полного сосредоточения, когда, уходя вглубь, ты оказываешься снаружи, когда мир познаётся через познание себя, когда «я» не ставит границы между внутренним и внешним, и я на эти счастливые мгновения, когда чувство времени исчезает, оказываюсь большим, чем я сам.
Редкая публикация. Конечно, есть эзотерическая литература (кстати, а где выход в астрал?), и писатели часто пользуются этим как художественным приемом. Но чтобы вот так, как автор (современный нам человек, а не герой художественного произведения) практиковал медитацию и описывал свои ощущения – такого я не читала. А какие глубокие поразительные мысли возникают у автора во время процесса медитации. Не могу удержаться, чтобы не привести некоторые из них:
«Уменьшается и исчезает лишь пребывающее в телесном мире. Если ты делишься с кем-то своим хлебом, одеждой или водой, у тебя их становится меньше. В духовном мире действуют совсем иные правила. Когда ты делишься с другим своей мыслью, своей идеей, у тебя она не убывает, но у другого при этом прибывает. Мир идей — мир общий в отличие от «частного» телесного мира. Ты не можешь поделиться с другими своим телом, но можешь поделиться своими мыслями, и они станут общими и будут жить вечно».
«Чем больше в обществе странных людей, чудаков, оригиналов, тем оно здоровее».
«А вот попытки изменения мира «к лучшему» как раз зачастую приводят к насилию одних над другими, причём причины и поводы постоянно меняются».
Но меня еще больше интересует это состояние с медицинской точки зрения. Оно практически не изучено. А ведь интересно, каковы физиологические механизмы этого действа, взаимовлияние физического и психического, можно ли использовать этот метод в качестве исцеления, в общем, вопросов — масса. Автору – большое спасибо.