©"Семь искусств"
  декабрь 2019 года

Loading

Некоторая часть картин не вернулась из эвакуации. Сказалась неразбериха тех лет, а всего же после войны музей не досчитался более 900 картин (среди них произведения Айвазовского, Левитана, Серова, Нестерова, Верещагина и других художников), более 500 гравюр, более 1400 икон. Пропало огромное количество старинной мебели, изделий из серебра, стекла, бронзы, слоновой кости, ковров… Пропало около 120 скульптур.

Борис Кадишев

МУЗЕЙ НА СОФИЕВСКОЙ

(К 120-летию Одесского художественного музея)

Статья с таким названием впервые была напечатана в новогоднем номере русскоязычной газеты «Времена» (Нью-Йорк, 2003). Позднее выдержки из статьи печатались в нескольких номерах небольшой газеты Одесского землячества Лос-Анджелеса «Одесский маяк».

Предлагаемая работа значительно расширена. Более подробно рассказывается в ней о культурной жизни и развитии искусства в Одессе, об истории музейной коллекции на основе имеющихся теперь публикаций одесских искусствоведов и краеведов. Эта работа не является научным исследованием, хотя автор старался тщательно проверить многочисленные факты, имена, даты, сослаться на используемые в статье материалы и т.п.

В данной работе автору пришлось столкнуться с трудностями идентификации некоторых произведений искусства, т.к. последний каталог живописи, изданный более 20 лет назад, не охватывает экспонаты примерно за последние 100 лет существования музея (!), а каталог графики и скульптуры издавался в последний раз почти полвека назад… Найденные в интернете произведения искусства не всегда содержат названия, даты их создания и местонахождение.

Работа состоит из разделов, которые содержат краткие очерки о художниках, представленных в музее (около 50 очерков) и многочисленные репродукции.

При написании работы автором двигали непреходящий интерес и чувство любви к Одесскому художественному музею, а цель этой работы — популяризация его замечательного собрания.

1. История музейной коллекции

Этот дворец на Софиевской улице перед Нарышкинским спуском знают все одесситы. Он был построен в 1828 г. архитектором Ф. Боффо и принадлежал Ольге Станиславне Нарышкиной, урожденной Потоцкой. Отсюда и Нарышкинский спуск и Ольгиевская улица. Кто из нас в детстве не бывал здесь! Прежде всего, хотелось попасть в таинственный подземный грот с фонтаном из которого, по словам экскурсоводов, когда-то било вино, послушать рассказы о роскоши бывших хозяев, о контрабандистах, о подземных ходах, выходивших к морю, о волчьих ямах для непрошеных гостей…

Уже потом просыпался интерес к настоящему богатству этого дворца, к картинам. Раньше это была Картинная галерея, с 1966 г. — Художественный музей. Одесский художественный музей (ОХМ) является одним из крупнейших собраний бывшего Союза.

В каждом крупном городе любой страны есть художественный музей, поскольку искусство, которое такие музеи представляют, также необходимо людям, как театр, музыка, кино и другие виды искусства. История формирования коллекций этих музеев, как правило, непроста. Она зависит от того жили в этом городе интересные художники, крупные коллекционеры, были ли условия для создания музея. Крупные коллекции почти всегда становятся общественным достоянием. Формирование художественной коллекции тесно связано с историей искусства и любая крупная коллекция отражает эту историю. Одесса — город, где во все времена жили замечательные и самобытные художники, крупные коллекционеры, а жизнь искусства протекала бурно и имела значение для всей страны. Коллекция ОХМ отражает это, этим музей и интересен. И ещё. Нет смысла апологетизировать богатство, но без богатых людей не было бы в городе ни красивых зданий, ни хороших музеев. Не потому ли в советское время новые районы в городах, за исключением столичных, выглядели так серо и безлико, да и столичные по архитектуре отставали от мирового уровня.

Музей был открыт в 1899 г. Однако художественная жизнь в Одессе зародилась значительно раньше.

Один из самых больших и быстро развивающихся городов дореволюционной России, Одесса во второй половине XIX века превратилась в крупнейший культурный центр страны. В 1865 г в Одессе был открыт Новороссийский университет, один из трёх старейших университетов на юге Российской империи. Важным культурным центром города была и Городская публичная библиотека с коллекцией книг по истории искусств, открытая ещё в 1830 г, — вторая публичная библиотека в России. Ещё один фактор, способствующий развитию культурной жизни в городе, — большое количество периодических изданий (газет, журналов, альманахов) и первоклассных журналистов, в т.ч., и художественных критиков.

В Новороссийском университете (НУ), уже вскоре после его открытия, работало много выдающихся учёных, получивших не только всероссийскую, но и мировую известность. Выдающийся русский физиолог и психолог И.М.Сеченов проработал в НУ пять лет с 1871 по 1876 г. В 1889г он был избран президентом Первого международного конгресса психологов в Париже. Будущий лауреат Нобелевской премии (1907) И.И.Мечников, чьё имя сегодня носит Одесский университет, работал в НУ с 1871 по 1900 г. Долгие годы работал в НУ один из основоположников эволюционной эмбриологии и физиологии А.О.Ковалевский, член Петербургской АН (1890). Выдающийся физик-теоретик Н.А.Умов, преподавал в НУ в 1871–1893 гг. Задолго до А Эйнштейна (1873) он работал над доказательством знаменитой формулы всей современной физики Е = mc2, которую ввёл в науку (1871), как гипотезу, австрийский физик Г.Шрамм. Огромный вклад в развитие культуры на Юге России внёс профессор кафедры классической филологии НУ, историк и археолог Э.Р. фон Штерн. Выдающийся историк византийского и древнерусского искусства, археолог, академик Петербургской АН (1898) профессор Н.П.Кондаков работал в НУ в 1870–1888 гг. Помимо основной деятельности, на него было возложено общее заведывание Одесской рисовальной школой (ОРШ) в 1884–1888 гг. По его предложению при ОРШ было устроено общеобразовательное училище с программой для средних учебных заведений, что позволило выпускникам ОРШ поступать в Петербургскую АХ. На посту заведующего его сменил другой профессор НУ А.И.Кирпичников, историк всеобщей литературы. Одно время он был, также , попечителем публичной библиотеки.

Очень рано зародилась в Одессе театральная жизнь. Городской театр был построен уже в первые десятилетия существования города, что дало возможность выступать в Одессе различным театральным коллективам. Вначале это была итальянская опера. Находясь в ссылке в Одессе (1823–1824), А.С.Пушкин часто бывал в театре. Строки из «Евгения Онегина» напоминают об этом:

Там упоительный Россини
Европы баловень — Орфей…

В 1847 г в Городском театре выступал с концертами великий Ф.Лист. В 1850 г на представлении «Ревизора» присутствовал Н.В.Гоголь, а на премьере «Грозы» в 1860 г. — её автор А.Н.Островский. Гастролировали в театре и столичные коллективы. После пожара 1873 г, уничтожившего старый театр, в 1884-1887 гг был построен новый, который в дальнейшем получил название Одесский оперный театр. Этот театр стал одним из красивейших театров в мире. На его сцене пели Шаляпин и Карузо, , Титто Руффо и Собинов, выступала Сарра Бернар, танцевали Анна Павлова и Плисецкая. Здесь дирижировали своими произведениями великие композиторы Н.Римский-Корсаков и П.Чайковский. После восторженного приёма, оказанного ему в Одессе, как вспоминал позже Чайковский, он почувствовал, что достиг всего, чего можно было достигнуть. В 1873 г в Одессе был основан ещё один драматический театр, где также выступали выдающиеся артисты. В свой первый приезд в Одессу (1881) здесь выступала великая Сарра Бернар. Во второй раз в 1892 г. Сарра Бернар выступала во вновь построенном Городском театре.

В этом очерке невозможно обойти вниманием развитие циркового искусства в Одессе, которое имело большое влияние на культурную жизнь в городе и, в частности, на развитие художественного искусства, поскольку цирковые представления, как и театральные постановки, нуждались в художественном оформлении. Уже в начале ХIХ в Одессе работало много цирковых балаганов. Первый цирк был сооружён в 1857 г. В 60-е годы ХIХ в строились и другие цирковые сооружения, которые, однако, не дошли до нашего времени. Первый настоящий цирк был построен в Одессе в 1879 г выдающимся цирковым артистом из Германии Альбертом Саламонским (1839–1913), но дело не пошло и затраты не окупились. Саламонский уехал в Москву и уже через год построил там цирк на Цветном бульваре, который стал успешным и знаменитым. Его цирк в Одессе простоял десять лет, был разобран и на его месте к столетию основания города был построен новый, который стал одним из старейших стационарных цирков в мире. Он вмещал 2300 зрителей и его называли «железным цирком Санценбахера» по имени владельца пивного завода, который его построил. На арене цирка выступали практически все выдающиеся цирковые артисты России и гастролировали лучшие труппы Европы. Здесь часто выступал великий артист, основатель знаменитой цирковой династии Дуровых — А.Л.Дуров. Одесский цирк описан в произведениях выдающихся русских писателей А.Чехова, А.Куприна, Ю.Олеши и др. На его арене проходили соревнования по борьбе с участием И.Поддубного и И.Заикина. В течение долгих лет выступали знаменитые одесские артисты: эквилибрист Э.А.Мюльберг («Эвольдо»), клоуны братья Ширман, первый советский олимпийский чемпион по тяжёлой атлетике, силач Г.Новак и др.

Успешно развивалось изобразительное искусство, чему способствовало наличие прекрасных художников, объединенных в Одесское общество изящных искусств, созданное в 1865 г, и основанная им тогда же Одесская рисовальная школа (ОРШ), преобразованная позднее в Одесское художественное училище (ОХУ). Кроме того, действовали частные студии, проводились многочисленные выставки. Все это привело к возникновению Одесской школы живописи­, что было обусловлено влиянием на одесских художников французского искусства, в частности, импрессионизма. Одесская школа отличалась от петербургской с её академизмом и от московской с её передвижничеством.

Развитию искусства в Одессе большую помощь оказала Петербургская академия художеств. Она посылает в Одессу произведения искусства для показа на выставках. Первая такая выставка открылась в 1885 г. В 1891 г. академия приняла решение подарить городу около 400 работ русской академической живописи. Посылка произведений искусства продолжалась почти до революции 1917 г. Интересно, что многие из этих произведений ранее принадлежали Эрмитажу. Академия наук проявляла заботу и об ОРШ. В 1881 г. она назначила субсидию в 3000 р. для развития школы.

В 1890 г. было основано Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ), которое стало значительным явлением в художественной жизни России. В своих знаменитых «Письмах об искусстве» (1893-1894 гг.) И.Е. Репин писал о талантливых, с тонким чувством формы колористах из «одесской школы», как об очень интересных русских художниках, «как например Нилус, Буковецкий и др. одесситы» и противопоставлял их живопись «серой заурядной мазне Академии Художеств». «Интерес наших передвижных выставок значительно поднимается каждый год молодыми одесскими и московскими художниками», писал он.

В ТЮРХе участвовали замечательные одесские художники: К.К.Костанди, руководитель ТЮРХа, в честь которого позднее было названо вновь созданное общество, преемник ТЮРХа, Г.А. Ладыженский, П.А. Нилус, Н.Д. Кузнецов, С.Ф. Колесников, В.В. Кандинский, Т.Я. Дворников, Л.О. Пастернак (долгие годы официальный представитель ТЮРХ в Москве), П.Г. Волокидин, Ю.Р. Бершадский, С.Я. Кишиневский, скульптор Б.В. Эдуардс, Е.О.Буковецкий, А.П. Размарицын, , М.Я. Феферкорн и др.

Кроме того в ТЮРХ выставлялись художники которые получили всероссийскую мировую известность. Достаточно назвать такие имена, как И.И. Левитан, И.К. Айвазовский, И.И. Бродский, М.А. Волошин, А.Я. Головин, К.Ф. Богаевский, Е.Е. Лансере.

И.Карцов Г.Г.Маразлі

И.Карцов Г.Г.Маразлі

Таким образом, для создания художественного музея в Одессе было немало предпосылок. Велика заслуга в этом деле городского головы Григория Маразли (1831–1907), который в 1889 г. купил дворец на Софиевской улице за свои деньги и передал его городу для Музея изящных искусств. Прошло еще 10 лет напряженной работы и 25 октября 1899 г. музей был открыт.

Поначалу экспозиция музея была небольшой и состояла из произведений переданных Обществу изящных искусств Петербургской Академией художеств, а также подарков меценатов.

До революции огромное количество художественных произведений находилось в частных коллекциях. По количеству коллекционеров и произведений искусства выдающихся русских и зарубежных художников Одесса занимала одно из первых мест в Российской империи. Это было обусловлено экономическим и культурным значением города, наличием богатых художественных традиций и прекрасных художников. К сожалению, далеко не все художественные ценности, накопленные в Одессе, сохранились и попали в музеи города…

Н.Кузнецов.Портрет А.П.Руссова

Н.Кузнецов.Портрет А.П.Руссова

Самой большой коллекцией обладал А.П.Руссов (1847–1908). Он был миллионер. Своё состояние нажил, занимаясь овцеводством и земледелием во многих губерниях России. Он занимался также виноделием и торговлей вином. Его коллекция насчитывала около 1000 произведений искусства и оценивалась в 1 млн рублей. Она включала картины Айвазовского, Репина, Левитана, Шишкина, Брюллова, К. и В. Маковских, Верещагина, А. и В. Васнецовых, Бенуа,Н.Ге, Л.Пастернака, Ю. Клевера, К. Коровина, В. Кандинского, Р Судковского, художников ТЮРХа: К. Костанди, П. Нилуса, Г. Головкова, Т. Дворникова, Н Кузнецова, и др. Для размещения коллекции в начале улицы Торговой было выстроено прекрасное здание (разрушено во время второй мировой войны). После смерти А.П. Руссова ею владели его наследники.

Другим известным коллекционером был граф М.М.Толстой-младший (1863–1927), который принадлежал к тому же роду, что и писатель Л.Н.Толстой. Дед этого Толстого поселился в Одессе ещё в 1847 г. Толстые занимали видное место в экономической и общественной жизни города, были меценатами и много сделали для города. Коллекцию произведений искусства собрал ещё М.М.Толстой-старший (1835–1898), большой ценитель искусств и театральный деятель. Кстати, он внёс 80% из 1,5 млн золотых рублей, ушедших на строительство знаменитого Одесского оперного театра. Его сын, М.М.Толстой-младший продолжил дело отца. Собрание картин включало произведения Гойи, Веласкеса, Рембрандта, Рубенса, Ван Эйка, Веронезе, Ватто, Поттера, Левитана, Репина и др. М.М.Толстой-мл. выстроил специальную галерею для этой коллекции. Это здание, построенное в 1899 г. с применением передовых технологий того времени, чудом уцелело в годы войны и сегодня является украшением города. Здесь находится Одесский Дом учёных. М.М. Толстой был, также, попечитель Городской публичной библиотеки и новое её здание было построено частично за его счёт. Он подарил библиотеке 40 тысяч книг на сумму свыше 100 тыс. рублей. Сегодня библиотека носит имя А.М.Горького. При всём уважении к великому писателю, было бы справедливо, всё же, если бы она носила имя графа М.М.Толстого. Кроме того, он был основателем (вместе с Я.Ю.Бардахом) одной из первых в России Станции скорой медицинской помощи. Идея создания этой станции принадлежала М.М.Толстому-старшему, а осуществили её его жена Е.Г.Толстая и сын. Они построили для станции в 1903 г. здание, а выдающийся учёный-микробиолог и домашний врач Толстых Я.Ю.Бардах возглавил станцию. Кстати, Я.Ю.Бардах был, также. крупным коллекционером произведений искусства. Он владел большой коллекцией художников ТЮРХ.

Н.Кузнецов.М.М.Толстой, младший

Н.Кузнецов.М.М.Толстой, младший

Ещё одним знаменитым коллекционером был М.В. Брайкевич (1874–1940). Выдающийся инженер-путеец, государственный и общественный деятель родился и жил в Одессе, затем (с 1920 г.) в Лондоне. Одно время был городским головой Одессы, вице-президентом Общества изящных искусств, покровительствовал ОХМ и студентам ОХУ. Он дружил со многими выдающимися художниками: А.Н.Бенуа, М.А.Врубелем, К.А.Сомовым и многих художников материально поддерживал. Уезжая в эмиграцию, оставил Новороссийскому университету более 100 картин, которые затем попали в ОХМ.

 

В первые десятилетия ХХ века культурная жизнь в Одессе бурно развивалась, особенно театральная и музыкальная жизнь. В городе действовало несколько театров, приезжали театральные коллективы из других городов Российской империи, гастролировали русские и зарубежные артисты: Ф. Шаляпин, Л.Собинов, В.Комиссаржевская, М.Савина, М.Кшесинская, Е.Гельцер, известные украинские артисты М.Кропивницкий, М.Заньковецкая, П.Саксаганский. В Одессе выступали М.Баттистини, Ди Грассо, Айседора Дункан, Макс Линдер и др. В городе давали концерты выдающиеся русские композиторы С.Рахманинов, А.Скрябин, А.Глазунов. Большим событием стало открытие в городе иллюзионов (первых кинотеатров) в 1904 г, музыкальной школы Столярского (1911), консерватории (1913), первой киностудии на юге России «Югофильм» (1915). Известный художник, писатель и журналист П.Нилус писал в журнале «Театр и кино»: «Кинематограф—это такое же чудо, как беспроволочные телеграф, телефон, как аэроплан, нарушившие старые способы общения между людьми. Он даже больше этих последних блистательных открытий, т.к. в его содержание входит искусство самостоятельное, самодовлеющее, хотя и имеющее сходственные черты со сценическим и изобразительным искусством». Технический прогресс, научные открытия (в области атомного ядра, теория относительности, психоанализ и т.п.), политические события (классовая борьба, революции, войны) оказали огромное влияние на жизнь общества в начале ХХ века. Рушилась старая картина мира. Новые открытия рождали ещё больше вопросов. Выяснилось, что мир не так уж познаваем, как это казалось раньше. Это вызвало кризис доверия к рациональному, что привело к новым представлениям о жизни и заставило художников искать соответствующие средства выражения. Не отставали от этих поисков и молодые одесские художники. Первая попытка объединения художников с новым пониманием задач искусства и средств его выражения относится уже к концу 900-х годов. Бурная художественная жизнь в городе, частые выставки, в особенности знаменитые «Салоны Издебского», в которых участвовал весь цвет европейского и российского искусства, способствовали становлению нового искусства, которое в дальнейшем получило название «Русский авангард». Но вначале молодые художники выступали совместно с художниками ТЮРХ, деятельность которого продолжалась и в ХХ веке. Однако художники ТЮРХ не смогли ответить на вызовы нового времени и в конце концов произошло размежевание: в 1917 г. было создано Общество независимых художников.

Выше уже говорилось, какое влияние оказывал Новороссийский университет на культурную жизнь Одессы, в частности на развитие искусства в городе, ещё в ХIХ в. В начале ХХ в НУ продолжал играть в развитии культуры и искусства большую роль. Историк, филолог и искусствовед, профессор М.И. Мандес сначала учился, а затем (с 1907 г.) и преподавал в НУ. Историк искусства, профессор НУ А.А. Павловский опубликовал в 1905 г. в Одессе «Курс истории древнего искусства». Историк античной культуры, театральный деятель и критик, профессор НУ Б.В.Варнеке написал около 150 работ по истории культуры. Историк европейской литературы, а также видный деятель украинской культуры, профессор НУ В.Ф.Лазурский дружил со многими одесскими художниками, в круг которых его ввёл известный в своё время писатель, поэт и художник А.М.Фёдоров, поселившийся в Одессе ещё в 1896 г. На даче в Люстдорфе у него собирались художники, учёные НУ, писатели. Здесь впервые встретились и подружились И.А.Бунин и А.И.Куприн, которых Фёдоров часто приглашал в Одессу. После первого приезда в Одессу по приглашению Фёдорова, Бунин стал часто бывать в городе, подружился с местными художниками, женился на Анне Цакни, дочери редактора одной из одесских газет. Здесь родился единственный сын Бунина, который умер в возрасте 5 лет Именно Фёдоров порекомендовал молодого В.Жаботинского для работы в газете. Зная семь европейских языков, он стал заграничным корреспондентом сразу двух одесских газет и вскоре выдвинулся в число лучших журналистов. В свою очередь, В.Е.Жаботинский привлёк к работе в журналистике своего друга К.И.Чуковского, будущего выдающего писателя и переводчика. Трудно представить себе культурную жизнь Одессы тех лет без выдающегося журналиста, театрального критика, библиотечного деятеля и эссеиста А.М.Дерибаса, внучатого племянника основателя Одессы адмирала де Рибаса. После женитьбы на А.Цакни (к тому времени она уже разошлась с Буниным) в их доме стали собираться журналисты, литераторы, художники. После образования общества им. Костанди, собрания его членов часто проходили в доме А.М.Дерибаса. Другим местом собраний художников и деятелей культуры Одессы был дом художника Е.О.Буковецкого на Княжеской улице. Здесь часто останавливался И.А.Бунин, бывая в Одессе. Именно из этого дома уезжал Бунин, навсегда покидая Россию…

Россию сотрясали политические события и войны: русско-японская война, революция 1905 года, столыпинские реформы, первая мировая война, Февральская революция, октябрьский переворот 1917 года и Гражданская война. Очень остро эти события коснулись и Одессы. Советская власть установилась в городе только в 1918 г, да и то ненадолго. Наступило время, известное в истории, как Интервенция, когда власть в Одессе менялась несколько раз в году. Так было и в 1919 г. Несмотря на это, культурная жизнь в городе продолжалась: работали театры, проходили художественные выставки, издавались журналы, в литературных кружках поэты читали свои стихи. В эти годы в Одессе жили известные писатели И.Бунин, А.Толстой, С.Юшкевич, М.Волошин, Н.Теффи и др. Выступали выдающиеся актрисы столичных театров: прима-балерина Мариинского и Большого театров В.С.Воронцова-Ленни, оперные певицы мирового класса Л.Я.Липковская и Нина Кошиц, выдающиеся драматические актрисы Е.Рощина-Инсарова и Е.Полевицкая, исполнительница цыганских романсов Н.Плевицкая. В кино снималась выдающаяся киноактриса Вера Холодная, выступала знаменитая балерина В.А. Каралли.

Общество независимых инициировало создание Свободной Академии изящных искусств (1918). Советская власть была в городе большую часть 1919 г, но окончательно утвердилась в Одессе только с февраля 1920 г.

Уже в 1919 г, во время советской власти началась реквизиция художественных ценностей, принадлежащих частным лицам. Общим руководством этим делом занимался «комиссар народного просвещения» профессор университета Е.И.Щепкин, о котором так неодобрительно отзывался И.А.Бунин в своих «Окаянных днях». Непосредственно реквизициями занимались молодые революционно настроенные художники из Общества независимых под руководством А.Нюренберга. Была образована специальная экспертная комиссия, в которую входили художники С.Олесевич, С.Фазини (брат И.Ильфа), Т.Фраерман и В.Мидлер. Власть утверждала, что реквизиции подлежит имущество бежавшей буржуазии. На самом деле изымались ценности, в т.ч. предметы искусства, и у тех, кто остался в городе. Так у банкира А.О.Хаиса изъяли около 20 картин на сумму около 400 тыс. рублей. А.Нюренберг пытался реквизировать коллекцию западно-европейского искусства даже у академика живописи Н.Д.Кузнецова, оставшегося в Одессе. Все реквизированные художественные ценности свозились в особняк графа М.М.Толстого, где в августе 1920 г. был открыт 1-й Народный музей. Там экспонировалось около 300 картин, старинная мебель, вазы, ковры. Заведующим музеем был назначен Т.Б.Фраерман. На базе этого музея в 1924 г. был создан Музей западного и восточного искусста, где Т.Б.Фраерман оставался директором до конца своей жизни. Был образован, также, специальный Музейный фонд, где находились картины и другие ценности, не переданные в музеи.

Некоторые владельцы художественных ценностей пытались вывезти их за границу. Так, например, часть коллекции А. Руссова уже была погружена на пароход «Константин», но он не ушёл из порта. Два кочегара-подпольщика организовали бойкот этому мероприятию и перед самым выходом в море команда сошла на берег. При этом многие картины бесследно исчезли и среди них 20 полотен И.Левитана. Часть картин из этой коллекции всё-таки попала в ОХМ. Но сегодня в музее хранится лишь восьмая часть картин из огромного количества картин, которыми владел Руссов. В 2013 г. ОХМ организовал выставку «А.П.Руссов. Желая принести посильную пользу родному искусству..». Слова эти взяты из заявления А.П.Руссова по поводу открытия своей картинной галереи. На выставке экспонировалось 119 работ из фондов музея, которые когда-то находились в этой галерее.

М.В.Брайкевич, уезжая в эмиграцию, увёз с собой значительную часть своей коллекции, сначала в Батуми, а потом в Лондон.

Брайкевич

Брайкевич

Там эта коллекция, значительно выросшая за время жизни коллекционера в Лондоне, в конце концов, попала в музей Эшмолин в Оксфорде. Те картины, которые он подарил Новороссийскому университету, были выставлены в Институте народного образования, как в 20-е годы назывался университет. Там их видел студент этого института, а в дальнейшем выдающийся искусствовед и коллекционер, уроженец Одессы И.С.Зильберштейн (1905–1988).

Интересна судьба коллекции, которую собрал в Одессе в 1917–1918 гг. Я.А.Перемен. Он был видным деятелем сионистского движения в Одессе, открыл книжный магазин, который стал литературным клубом, организовывал художественные выставки, в основном, авангардных художников из Общества независимых, покупал их картины. В Одессе их несколько иронически называли «одесские парижане». Между прочим, некоторые из них, действительно жили и учились в Париже и были приверженцами нового французского искусства и, прежде всего, Матисса и Сезанна. Среди тех, кого называли «одесскими парижанами» были А.Нюренберг, Т.Фраерман, М.Гершенфельд, С.Олесевич, С.Фазини и др. В 1919 г. Я.Перемен уехал в Палестину. (Он предлагал уехать и многим художникам-евреям, но они остались в Одессе). Я.Перемен увёз с собой много книг и большую коллекцию картин, которая получила название «Одесские парижане». В Тель Авиве, тогда ещё молодом городе, Я.Перемен открыл библиотеку и картинную галерею, но последнее предприятие успеха не имело. Вторая попытка открыть художественную галерею в 1938 г. также была неудачной. Уже в 2010 г коллекция «Одесские парижане была куплена на аукционе Сотбис одним киевским предпринимателем. В 2014 г. в Музее современного искусства Одессы (МСИО) открылась выставка картин из этой коллекции под названием «Они вернулись!» Некоторые из «одесских парижан» представлены в ОХМ. Самым замечательным из них был, безусловно, Б.Т.Фраерман, который стал и выдающимся деятелем искусства. Прекрасный художник, ученик К.К.Костанди, успешно выставлявшийся в парижских Осенних салонах, работал также и в жюри этих салонов. Он был крупным организатором музейного дела, получившим необходимый опыт ещё в Париже, ведая закупочной политикой Люксембургского музея. Фраерман в дальнейшем стал и одним из самых успешных преподавателей, воспитавшим выдающихся художников: Е.Кибрика, О.Соколова, А.Постеля, Ю.Егорова, Д.Фрумину, Н.Шелюто, В.Стрельникова, В.Полякова, Г.Титова и др.

В начале 20-х годов, после прихода советской власти, культурная жизнь в Одессе постепенно замирает. Знаменитый журналист и летописец Старой Одессы А.М.Дерибас писал в 1923 г : «Художественная жизнь в Одессе за последнее время глубоко замёрзла». Часть творческой интеллигенции покинула город: многие уехали за границу, другие подались в Москву и Петроград. Не стало того разнообразия культурной жизни, которое было раньше. Свободно развивалось только так называемое революционное искусство, авангард. Когда советская власть только устанавливалась, её вполне устраивало авангардистское искусство. И власть и художников авангарда объединяла революционная риторика и они совместно третировали старое классическое искусство, представителями которого были в Одессе художники общества имени К.К,Костанди. Так стало называться объединение ТЮРХ после смерти её лидера. В 1929 г. состоялась 5-я и последняя выставка общества, после чего оно прекратило своё существование. Многие художники классического направления вынуждены были уехать из России. Когда же советская власть утвердилась, как власть тоталитарная, революционные устремления авангардистов её перестали устраивать, т.к. авангардисты проповедовали свободу творчества. В тоталитарном государстве, когда власть разошлась с авангардистами, классическое искусство стало устраивать её больше, при условии подчинения идеологическим нормам провозглашённого социалистического реализма, который стал настоящим «прокрустовым ложем» для искусства.

К началу 20-х годов количество экспонатов в Городском музее (затем он стал называться Народным) было небольшим, но в последующие 20 лет резко возрастает за счет поступлений из лучших дореволюционных коллекций Брайкевича, Русова, Толстого, Янопуло, из Музея изобразительных искусств им. Пушкина. С другой стороны, в годы сталинских пятилеток, когда средств у государства не хватало, большое количество картин и других предметов искусства было продано за границу.

Уже перед второй мировой войной музейная коллекция насчитывает около 8500 экспонатов. Во время войны лишь небольшая часть коллекции (654 произведения, в основном картины и графика) была эвакуирована в Уфу и Ташкент. Музей продолжал работать и в годы оккупации. Оккупанты беззастенчиво грабили музей, забирая лучшие картины, музейную посуду, мебель, изделия из серебра, оставляя никчемные расписки.

Некоторая часть картин не вернулась из эвакуации. Сказалась неразбериха тех лет, а всего же после войны музей не досчитался более 900 картин (среди них произведения Айвазовского, Левитана, Серова, Нестерова, Верещагина и других художников), более 500 гравюр, более 1400 икон. Пропало огромное количество старинной мебели, изделий из серебра, стекла, бронзы, слоновой кости, ковров… Пропало около 120 скульптур. Лишь несколько из них было найдено. Вот как была найдена одна из скульптур. Один советский офицер-одессит, находясь уже в Румынии, увидел скульптурную головку мальчика работы Эдуардса. «Так ведь это наш Шурка!»,— воскликнул он, вспомнив название скульптуры. Так «Шурка» был возращен в музей. Всего же потери составили 6683 музейных экспоната или около 80 % всех музейных ценностей ! Сегодня в ОХМ около 10000 экспонатов.

2. Живопись ХIХ века

Однако поспешим в залы музея. Как и в большинстве других музеев отечественного искусства, сначала мы знакомимся с произведениями иконной живописи, замечательными портретами работы Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина. Огромное полотно художника академической школы Е.К. Макарова «Воскрешение дочери Иаира» (1871) и рядом картина А.Н. Новоскольцева «Летописец» (1887). Именно таким мы представляем себе Нестора-летописца.

А.Новоскольцев. Летописец

А.Новоскольцев. Летописец

В небольшом зале разместилась коллекция из 25 картин И.К. Айвазовского (1817–1900), которая собиралась почти 100 лет. Кроме того в музее находятся две акварели и одна графическая работа И.К.Айвазовского.

Величайший художник-маринист, член пяти академий художеств «звезда первой величины не только у нас, но и в истории искусства вообще» (И.Н. Крамской) удивлял своим искусством даже собратьев по кисти. Вот такие стихи посвятил ему великий английский художник-маринист Дж. Тернер (1775–1857), посмотрев в 1842 г. в Риме картины совсем ещё молодого тогда Айвазовского:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность,
Но работа твоя очаровала меня
И восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет Гений.

Будущий великий маринист (настоящее имя Ованес или Иван Айвазян) родился в небогатой армянской семье в Феодосии (Крым). Его отец был базарным старостой и называл себя Гайвазовский, откуда и произошла фамилия художника. Айвазовский с детских лет любил рисовать и делал это, где и чем придётся. Однажды, когда ему было 11 лет, он разрисовал углём стены многих домов в городе, чем вызвал большое недовольство хозяев этих домов. Бывший тогда градоначальником Феодосии Казначеев, велел привести виновника к себе, но, посмотрев ранее его художества, вместо наказания подарил ему стопку хорошей бумаги и краски. А услышав, как мальчик играет на скрипке, ещё больше поразился его талантам. Первым его учителем ещё в Феодосии стал городской архитектор Яков Кох, который заметил художественные способности мальчика. Получив повышение по службе, Казначеев взял Айвазовского с собой в Симферополь, где определил его в гимназию. На талантливого мальчика обратила внимание жена губернатора Тавриды Наталья Нарышкина. В её домашней библиотеке юный Айвазовский много читал, делал копии картин, этюды, эскизы. Нарышкина обратилась к президенту Петербургской АХ Оленину с ходатайством о приёме молодого Айвазовского в академию, приложила его рисунки. Оленин оценил рисунки юного художника и даже показал их императору Николаю I. Вскоре Айвазовский был зачислен в АХ в класс пейзажиста Воробьёва, который также отметил его талант. Затем он стал учиться у французского мариниста Таннера, приехавшего в Петербург, но тот увидел в Айвазовском скорее не ученика, а конкурента. Ещё он учился батальной живописи у художника Зауервейда. Молодой художник и в Петербурге не расставался со своей скрипкой, прекрасно пел, чем восхищался композитор Глинка, который даже использовал некоторые его напевы в своих произведениях. Во время учёбы в АХ Айвазовский познакомился, также с А.С.Пушкином, И.А.Крыловым, В.А.Жуковским К. Брюлловым, О.Кипренским и другими выдающимися современниками.

В 1837 г. за картину «Штиль» Айвазовский получил золотую медаль и учителя АХ посчитали, что его обучение закончено. В 20 лет он стал самым молодым выпускником АХ и получил право на стажировку в Европе. Перед поездкой за границу, он несколько лет провёл на родине, в Крыму.

В 1840 г. Айвазовский приехал в Венецию, где жила его первая любовь танцовщица Мария Тальони. Он познакомился с ней ещё в Петербурге, где та была на гастролях. Айвазовский быстро стал в Италии известным художником, его картины хорошо продавались, так что скоро он стал состоятельным человеком и сделал своей возлюбленной предложение. Тальони, которая была на 13 лет старше Айвазовского, отказалась. К тому же, она не хотела бросать сцену… Художник пользовался в Италии огромным успехом. Его картину «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский и Айвазовский решил подарить ему картину. Всего он написал в Италии около 50 картин, вт.ч. «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Буря», «Остров Капри» и др., которые в 1843 г. были показаны на выставке в Париже. Он был удостоен золотой медали, а Парижская АХ избрала его своим членом. В Италии, он познакомился с Н.В.Гоголем и А.А.Ивановым, которые в это время тоже жили там. Он посетил ещё много стран и вернулся в Россию в ореоле европейской славы. Ему не было и 30 лет, когда он получил звание академика, а Адмиралтейство назначило его первым живописцем Главного морского штаба. Его обязаны были допускать во все порты и на все корабли Российской империи. В 1848 г. Айвазовский женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, но с условием, что венчание будет происходить в армянской церкви. Поселились они в родном городе художника Феодосии. С этой женой у него родились четыре дочери, но впоследствии Юлия не захотела жить в провинциальной Феодосии: ей больше нравилась столичная жизнь. Супруги стали жить отдельно, а потом разошлись. Юлия с дочерьми с 1866 г постоянно жила в Одессе, поэтому Айвазовский часто бывал там. В 1865 г. художник написал картину «Вид Одессы с моря». На картине штормящее море, чёрная туча занимает левую часть неба, а справа вдалеке Одесса, освещённая солнцем.

В составе экспедиции Айвазовский побывал во многих городах Османской империи, но больше всего ему понравился Константинополь: «Вероятно, нет ничего в мире величественней этого города, там забываются и Неаполь и Венеция», писал он. Потом он бывал в Турции ещё не раз. Турки очень ценили его, как художника. Два турецких султана наградили его орденами (в 1856 и в 1881 гг.), но после того, как в 1890 г. турки учинили армянскую резню, он выбросил свои турецкие награды в море. Во время Крымской войны Айвазовский эвакуировал свою семью из Феодосии в Харьков, а сам помчался в осаждённый Севастополь, чтобы писать морские сражения с натуры. После окончания войны он в Париже участвует в выставке, где показывает ряд картин, в т.ч. «Крымская ночь в Гурзуфе», «Малороссийское поле с хлебом при начале жатвы» и др. Айвазовского награждают орденом Почётного легиона. В 1868 г . он совершил путешествие по Кавказу и показал выставку своих произведений в Тифлиси, весь доход от которой ушёл на благотворительные цели. В 1869 г. Айвазовский в составе российской делегации побывал на открытии Суэцкого канала и написал картину на эту тему. В 1872–1873 гг. в Италии показывает выставку своих произведений. Вернувшись в Россию, пишет знаменитую картину «Радуга». Часто путешествуя, художник видел много морей, но больше всего он любил то море, на берегу которого родился и вырос. В 1881 г. он создал выдающееся произведение «Чёрное море» — суровый и величественный образ моря. Он очень любил свой родной город Феодосию и всячески способствовал его развитию: с помощью его средств был построен порт, проложен городской водопровод, проведена железная дорога Феодосия — Джанкой, были открыты картинная галерея, которой он подарил 23 своих произведения, и художественный класс. Он с увлечением занимался археологическими исследованиями в окрестностях Феодосии и в Крыму и за это был избран членом Одесского общества истории и древностей. В 1882 г. Айвазовский женился во второй раз. Несмотря на то, что он был на 40 лет старше своей молодой жены, их брак оказался удачным. Они прожили вместе 17 лет. В 1894 г. супруги совершили путешествие в Америку, где Айвазовский показал выставку своих картин. Анна Никитична Бурназян-Саркизова всю жизнь прожила в Феодосии, пережив революции, войны, немецкую оккупацию, и умерла в 1944 г.

И.Айвазовскитй .Пушкин в Одессе

И.Айвазовскитй .Пушкин в Одессе

Айвазовский за свою долгую жизнь написал около 6000 картин. Кроме марин, писал он, оказывается, и портреты, один из которых находится в нашем музее. Кстати, в 1848 г, став уже знаменитым художником, он написал портрет своего покровителя Казначеева а позднее, в Феодосии воздвиг в честь него фонтан по своему рисунку и за свой счёт. «Сухопутный», так сказать, пейзаж «Зима» (1862) в ОХМ, также, редкий мотив для художника. Две картины Айвазовского посвящены А.С.Пушкину, с которым художник познакомился на академической выставке в 1836 году. Одна из них «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» (1880), а другая «Пушкин на берегу Чёрного моря» 1897 года. Эта картина под названием «Пушкин в Одессе» была подарена автором городу. На картине рукою художника воспроизведены строки из стихотворения поэта:

Прощай свободная стихия!
Въ последнiй разъ передо мной
Ты катишь волны голубые
И плещешь гордою красой…
Одесса 1827

Известно, что стихотворение «К морю», откуда взяты эти строки, написано в 1824 году и И.К.Айвазовский, делая эту надпись по памяти, ошибся в дате. Начиная с 1846 г, при жизни художника состоялось более 120 его персональных выставок, многие из которых прошли в Одессе. В 2017 г. исполнилось 200 лет со дня рождения величайшего в истории мировой живописи мариниста и эта дата отмечается во многих странах, где знают и любят его творчество и, конечно в Одессе, с которой у художника были очень тесные связи.

Прекрасными маринистами были, также, художник и академик живописи А.П.Боголюбов и Л.Ф. Лагорио, чьи морские пейзажи являются украшением нашего музея. Здесь же запоминающаяся картина В.И. Якоби «Монастырь в Толедо»(1883). Льющийся сквозь стрельчатые окна свет, одинокий монах и голуби у его ног.

Замечательный русский художник и выдающийся преподаватель живописи П.П.Чистяков (1832–1919) ещё во время учёбы в Петербургской АХ проявил блестящие способности. Он получил за свои живописные произведения две малые и две большие серебряные медали. В 1861 году он заканчивает АХ с большой золотой медалью за выпускную работу, что давало право на стажировку за границей. После возвращения в Петербург в 1870 году, Чистяков получает звание академика и посвящает себя преподавательской деятельности. Его учениками стали многие выдающиеся русские художники и в их числе: В.М.Васнецов, М.А.Врубель, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.А.Серов, К.К.Костанди, В.Д.Поленов, Ю.М.Пэн (который, в свою очередь, был учителем М.Шагала, О.Цадкина, Э.Лисицкого) и многих других известных художников. Чистяков писал портреты, жанровые картины. В ОХМ Чистяков представлен одним из лучших своих портретов «Боярышня. Аннушка».

П.Чистяков. Боярышня Аннушка

П.Чистяков. Боярышня Аннушка

Выдающийся украинский поэт и художник Т.Г.Шевченко (1814–1861) был, как известно, крепостным, но благодаря своему таланту, прежде всего художника, обратил на себя внимание таких выдающихся русских деятелей искусства, как А.Г.Венецианов, В.А.Жуковский и К.Брюллов, которые выкупили его из крепостной зависимости в 1838 году. Т.Г.Шевченко поступил в Петербургскую АХ и учился у К.Брюллова. Он писал картины и маслом, но в основном известен, как график, за что и получил незадолго до смерти звание академика. Жизнь его сложилась тяжело и трагично. Вскоре после того как его выкупили, он тяжело заболел и спас его петербургский врач А.Д.Бланк, будущий дедушка (по матери) В.И.Ленина. Шевченко всю оставшуюся жизнь с благодарностью вспоминал своего спасителя, но знал ли он, что тот был крещеный еврей? Всего несколько лет, получив звание свободного художника, Шевченко смог пожить и поездить по Украине, которой посвятил всё своё поэтическое творчество. К этому времени относится, пожалуй, самая счастливая часть его жизни. В 1843 году он жил в семье князя Н.Репнина в имении Яготино, где к нему относились, как к равному. Дочь князя В.Н.Репнина влюбилась в Шевченко, который, сознавая своё положение, не смог ответить на её чувства. К тому же их вскоре разлучили. Вместе с Репниной Шевченко издал в 1844 году альбом офортов «Живописная Украина». Интересно, что В.Н.Репнина во второй половине 1840-х годов жила в Одессе, где у Репниных было имение. Она долго ещё переписывалась с Шевченко и помогала ему в тяжёлые периоды его жизни. В 1846 году Шевченко вступил в тайное общество «Кирилло-Мефодиевское братство». Вскоре общество это было раскрыто, члены его, в т.ч. и Шевченко, были арестованы. Шевченко на долгие десять лет (1847–1857) был отправлен в солдаты и не столько за тайное общество, сколько за поэму «Сон» (1844), в котором он в карикатурном виде вывел царя и царицу. Даже В.Г.Белинский резко осудил его за это, а уж царь! Царь лично написал резолюцию: «Под строжайший контроль, с запрещением писать и рисовать». Конечно, пером Шевченко руководила боль за Украину и ненависть к самодержавию. Но, несмотря на запрет царя, местное начальство два раза включало Шевченко в состав экспедиций в качестве художника: по Аральскому морю и в геологическую по горам Каратау. После смерти Николая I Шевченко был освобождён и стараниями друзей вернулся в Петербург, где вскоре и умер.

В нашем музее имеется несколько оригинальных офортов Шевченко, например «Судна рада» из альбома «Живописная Украина». Другие его офорты представляют собой графические копии известных картин К.Брюллова и Рембрандта.

В этом и следующем зале мы видим картины художников Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), созданного в 1870 году и сыгравшего огромную роль в развитии искусства в России. Передвижники ставили своей задачей показать свои картины не только в столичных, но и в других городах обширной страны. Отсюда и название. Идейной основой их творчества было народничество. Вдохновителем передвижников стал выдающийся критик В.В.Стасов. Их картины активно покупал для своей галереи П.М.Третьяков. Расцвет товарищества пришёлся на первое десятилетие после его создания, но просуществовало оно до 1922 года.

Бесспорным лидером передвижников был выдающийся русский художник И.Н.Крамской (1837–1887). Он вышел из самых низов народа, был мальчиком на побегушках у художника, волостным писарем, ретушёром у фотографа и, наконец, попал в Петербург. В 1857 г он поступил в Академию художеств. В 1863 г. Крамской возглавил т.н. «бунт четырнадцати», когда группа художников покинула академию в знак протеста против царивших там порядков. Художники создали сначала артель, а затем и товарищество, о котором говорилось выше. И.Н.Крамской был не только лидером, но и душой товарищества. Он ратовал за национальное русское искусство, выступал против академической рутины и считал, что художник должен быть выразителем жизни общества. Выступление передвижников против академии закончилось их победой, т.к. в конце концов, они стали её профессорами. Ими стали передвижники И.Е.Репин, И.И.Шишкин, В.Е.Маковский, А.И.Куинджи и др. И.Н. Крамской был выдающимся портретистом и создал целую галерею портретов русских писателей, деятелей искусства и науки. Он написал портреты: Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, П.М.Третьякова, Н.А.Некрасова, Д.И.Менделеева, С.П.Боткина и др., создал замечательные картины: «Неизвестная», «Неутешное горе», «Христос в пустыне» и др. На картине «Неизвестная» изображена дочь Крамского. (С.И.Юнкер-Крамская ещё при жизни отца стала известной художницей. После революции была репрессирована, находилась в ссылке в Сибири и только в 1932 г. вернулась в Ленинград, где вскоре умерла). В 1865 г. И.Н.Крамской был привлечён для участия в росписи купола Храма Христа Спасителя в Москве. Работы по внутреннему убранству собора продолжались 20 лет и, кроме Крамского, в разные годы в росписях принимали участие такие художники, как В.И.Суриков, В.П.Верещагин, Г.И.Семирадский, А.И.Корзухин, Ф.А.Бруни и др. Как известно, собор этот строился 44 года (1839–1883) и был взорван большевиками в 1931 году. В 1869г И.Н.Крамской стал академиком.

В конце своей жизни И.Н.Крамской, по свидетельству И.Е.Репина, который считал его одним из своих учителей, сильно изменился: из человека либеральных взглядов он превратился в консерватора, хотя оставался честным и справедливым до конца своих дней. Коллеги-художники товарищества уже не видели в нём лидера. Крамской это почувствовал (16 июля 1886 г. он даже писал об этом В.В.Стасову) и решил выйти из товарищества, но художники уговорили его не делать этого. Произошло примирение и, как пишет И.Е.Репин, «остаток дней своих он провёл в очень тёплых и дружеских отношениях со всеми». Дни его, однако, были уже сочтены. Он умер за работой над очередным портретом, не прожив и пятидесяти лет. В нашем музее И.Н.Крамской представлен картиной «Сельская кузница» (1874).

Картина художника Н.Н.Ге (1831–1894) «Что есть истина?» (1893) широко известна и изображает разговор Христа с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Картина отражает общий подход художника к религиозной живописи, в частности, к изображению Христа, резко отличающийся от того, который существовал в русской живописи до него. Картина имеет свою историю. В 1879 году Ге написал картину «Милосердие», которую общество не приняло, и тогда художник в 1890 году поверх неё написал картину «Что есть истина?», которая тоже не понравилась, в т.ч. и П.Третьякову. Л.Толстой написал коллекционеру резкое письмо и Третьяков, уважая мнение Толстого, купил картину. Особенность картины заключается в том, что Ге изобразил Христа, как простолюдина, и, к тому же, поместил его в тень, что явилось нарушением традиции. Известно, что Христос сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине»». Тогда Пилат спросил его: «А что есть истина?» Но Истина была перед ним и Христос не удостоил его ответом, раз Пилат сам этого не видит. Картина, представленная в ОХМ, является авторским повторением 1893 года и несколько меньше по размерам.

Н.Н.Ге (от французского Gay — фамилии деда француза) был выдающимся портретистом, историческим живописцем, писал картины на религиозные темы. Свой огромный талант он проявил, ещё учась в Академии художеств в Петербурге, получив за свои картины малую и большую золотые медали. После окончания академии жил за границей: в Германии, Франции, Швейцарии, Италии. Там написал он свою «Тайную вечерю» (1861–1863), которую И.Е.Репин считал выше всех европейских картин на эту тему, даже выше «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Картина вызвала споры в петербургском обществе, как и многие другие картины Ге на религиозные темы. Но картину купил Александр II и Ге стал действительным членом Академии художеств. Н.Н.Ге был религиозным человеком, но, как и Л.Толстой, не любил духовенство. Его главная заслуга в религиозной живописи заключается в реалистической направленности при изображении библейских сюжетов. Последние годы жизни Н.Н.Ге провёл на Украине (хутор Ивановский, Черниговская губерния) занимаясь сельским хозяйством. В нашем музее есть ещё замечательный женский портрет Н.Н.Ге.

Н. Ге . Что есть истина

Н. Ге . Что есть истина

В этом же зале мы видим картины выдающихся русских художников: В.В. Верещагина, И.Н. Прянишникова, гениального Ф.А. Васильева (2 этюда), создателя русского национального пейзажа А.К. Саврасова, Н.А. Клодта…

Выдающийся художник, воин и путешественник В.В.Верещагин (1842–1904) знаменит, прежде всего, своей батальной живописью. С 9 лет Верещагин обучался в морском кадетском корпусе, которым командовал адмирал С.С.Нахимов, брат знаменитого адмирала П.С.Нахимова. С.С.Нахимов с уважением отнёсся к увлечению живописью молодого Верещагина и покровительствовал ему. Став морским офицером и немного послужив, Верещагин вышел в отставку, чтобы полностью отдаться любимому делу.

Петербургская академия художеств, затем Парижская, служба в Туркестане художником, где он, однако, отличился, также, и в сражениях, за что получил орден. Затем путешествия по Семиречью, Западному Китаю, Киргизии, Тянь-Шаню. Побывал на вершинах Ала-Тау. Именно в Китае была создана его знаменитая антивоенная картина «Апофеоз войны». Впечатления от путешествий, участие в сражениях легли в основу его «Туркестанской серии», которую он выполнил в Мюнхене в 1871–1884 гг. Эта серия имела огромный успех в Европе и в России, но вызвала резкую оценку будущего императора Александра III. С началом русско-турецкой войны он находится в действующей армии, оставив свою мастерскую в Париже. В июне 1877 года был тяжело ранен. Затем, в 1882–1883 гг. путешествует по Индии, по России, посетил Филиппины, Кубу, США, Японию. Его жизнь трагически оборвалась во время русско-японской войны: он погиб вместе с адмиралом С.О.Макаровым на броненосце «Петропавловск» в апреле 1904 года. В нашем музее имеется пять работ В.В.Верещагина.

В.Верещагин. Голова индуса

В.Верещагин. Голова индуса

Мы входим в самый большой и красивый зал музея. Наборной паркет из ценных пород дерева, потолок с богатой лепниной, изящная фарфоровая люстра, буфет второй половины XIX в. А на стенах замечательные картины великих русских художников: А.И. Куинджи, который настолько удивил современников своими картинами, что они даже сомневались обычными ли красками он пишет; великого мастера и певца русского леса И.И. Шишкина; классика русской кисти И.Е. Репина, исторического живописца и портретиста В.И. Сурикова; тонкого пейзажиста и жанриста В.Д. Поленова; И.И. Левитана, который создал пейзаж настроения; русского импрессиониста и мастера театрально-декоративного искусства К.А. Коровина. Несколько прекрасных и очень известных портретов В.А. Серова, в частности, портрет мецената С.И. Мамонтова (1890). В нашем музее находится большая картина А.М. Васнецова «Баллада. Урал» (1897). А как прекрасна его «Ветка яблони»!

Зал ОХМ

Зал ОХМ

А.Васнецов. Ветка яблони.

А.Васнецов. Ветка яблони.

 Из перечисленных выше великих художников в советское время больше всего почестей досталось на долю И.Е.Репина, которого пытались представить чуть ли не как предшественника социалистического реализма. Его роль в русском искусстве, действительно, огромна и как замечательного художника и как преподавателя Академии художеств, у которого учились многие выдающиеся русские художники. Но И.Е.Репин ничего общего не имел с догмами соцреализма. Его идеологи, например, ссылаясь на творчество Репина, критиковали известный принцип «искусство для искусства», противопоставляя ему требование социалистической направленности искусства. На самом деле Репин резко выступал против любой. тенденциозности в искусстве, понимая её, как литературщину. Интересно, что именно в этом его упрекал К.Коровин, считая, что на него сильно влиял В.Стасов, проповедуя идейность в искусстве. В качестве примера Коровин приводит его картину «Бурлаки на Волге» (1870), которую Репин написал , якобы, на стихи Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздаётся…То бурлаки идут бичевой». Кажется, куда как убедительно! На самом деле Репина интересовали только человеческие типы бурлаков и никакой социальной подоплёки в его картине не предполагалось. А, указанные выше стихи Некрасова, он прочитал…только через два года после того, как написал бурлаков…Кстати, картина первоначально висела в бильярдной великого князя Владимира Александровича и она ему очень нравилась…

 В своей книге «Далёкое близкое» он приводит слова великого композитора Мусоргского: «мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите, какой бы сюжет вы не избрали для беседы с ними». И ещё одно его высказывание: «Художественное изображение одной красоты в материальном её значении — грубое ребячество, детский возраст искусства». Приводя эти мысли великого композитора и, вполне разделяя их, Репин пишет: «Конечно выше всего великие гениальные создания искусства, заключающие в себе глубочайшие идеи вместе с великим совершенством формы и техники». И.Е.Репин представлен в нашем музее несколькими портретами и этюдами.

Крупнейшим представителем отечественной школы художников-маринистов был Р.Г.Судковский (1850–1885), но преждевременная смерть не позволила ему развернуться во всей мощи своего таланта. Художник родился в Очакове в семье священника. Духовная деятельность была предназначена и ему самому, поэтому в 1862 г. он поступает в Одесское духовное училище, а потом в Херсонскую духовную семинарию, которая, также, находилась в Одессе, главном городе Херсонской губернии. Страсть к рисованию проявилась у него с детства и юный Судковский стал посещать Одесскую рисовальную школу, недавно открытую (1865) при Одесском обществе изящных искусств. Учился он у портретиста Р.Хайнацкого, но больше всего юный художник интересовался морскими видами и часами пропадал на живописном одесском побережье Чёрного моря. В рисовальной школе с его работами познакомился Айвазовский, который в эти годы часто бывал в Одессе, т.к. в городе жили его первая жена и дочери. Великий художник способствовал и поступлению Судковского в 1868 г. в Петербургскую АХ. Судковский пробыл в академии около четырёх лет и вынужден был прервать занятия, т.к. климат Петербурга ему не подходил: он часто болел. После возвращения на родину в 1871 г. он с увлечением пишет морские виды, совершенствуется в технике изображения водной стихии, развивает память. В 1874–1875 гг Судковский побывал за границей в Германии и Франции, где техника его живописи получила дальнейшее развитие. В 1877 году он представил на академической выставке ряд картин, за которые Академия, в порядке исключения, без необходимых экзаменов, присвоила ему звание художника 2-й степени, а два года спустя и классного художника. В дальнейшие годы Судковский пишет много картин. которые выставляются в Одессе, Москве Петербурге. Слава его, как художника, растёт. Его мастерство сравнивают с мастерством Айвазовского, а сам великий художник говорит о нём: «Это будет мой соперник, если не превзойдёт меня». В 1880 г. Судковский много путешествует. Он побывал за рубежом: в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Малой Азии. Путешествует по России: Финляндии и Кавказу, побывал на Днестре. Он выставляет свои работы на Всероссийской выставке в Москве 1882 г. В этом же году за картину «Буря близ Очакова» ему присваивается звание академика. В 1883 г Судковский женится на художнице Е.П.Бенард, которая закончила Павловский институт благородных девиц, а художественное образование получила в Финляндии. В этом же году произошло событие гораздо менее приятное: великий Куинджи обвинил Судковского в плагиате. Якобы молодой художник в своей картине «Мёртвый штиль» («Прозрачная вода») полностью повторил его картину «Ладожское озеро» (1870). На сторону Куинджи стали знаменитые художники, в т.ч. И.Е.Репин. Судковского поддержали некоторые газеты, утверждавшие, что художник из Очакова превзошёл в мастерстве Куинджи и что повтор темы (а именно это в действительности и было) не есть плагиат. Судковский в этих спорах не участвовал.

В 1884 г. у Судковских родилась дочь Маргарита, но Руфину Судковскому не суждено было наслаждаться долго ни семейной жизнью, ни отцовством. В январе 1885 г, возвращаясь в Очаков со своей выставке в Киеве, он внезапно заболел брюшным тифом и 14 февраля 1885 г. скончался. Так трагически, в расцвете творческих сил, оборвалась жизнь выдающегося художника. Остались сотни его картин в лучших музеях России, Украины, в музеях Европы. В нашем музее находятся девять произведений мастера. Интересна история, связанная с написанием одного из них, «Кораблекрушение» (1876). Возможно, картина была написана на заказ (заказчик остался неизвестным) с фотографии и изображает крушение парохода «Аксай», принадлежащего РОПиТ (Российское общество пароходства и торговли, Одесса). Капитан корабля А.А.Болтин был опытный моряк и, кстати говоря, прекрасный художник (участник 1-й выставки ТЮРХ, 1890 г.), возможно был знаком с Судковским. Картина «Кораблекрушение» повторяет только некоторые детали фотографии: положение и контуры тонущего корабля. Всё остальное — плод воображения художника. Кажется фатальным тот факт, что все корабли, которые изображал на своих полотнах Судковский, после этой картины впоследствии затонули при различных обстоятельствах. Это пароходы «Москва», «Веста», «Чихачёв»…

В Очакове есть художественный музей, носящий имя художника. На могиле Судковского установлен памятник, изготовленный по проекту его вдовы. Бюст художника выполнен одесским скульптором Б.В.Эдуардсом (очерк об этом скульпторе см. ниже). Его жена впоследствии вышла замуж за выдающегося художника Н.С.Самокиша (1860-1944), работы которого, также, имеются в нашем музее. Е.П.Самокиш-Судковская (1863–1924) была известной художницей-иллюстратором. Художницей стала и их с Р.Судковским дочь М.Р.Лагранж-Судковская (1884–1972).

(продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email
Share