Валентина Васютинская-Маркаде

Loading

Валентина Васютинская-МаркадеВалентина Дмитриевна Маркаде [1910–1994] (в девичестве — Васютинская) родилась 22 сентября (5 октября) 1910 года в Одессе в зажиточной дворянской семье. В 1920 году семья Васютинских эмигрировала — сначала в Болгарию, в Софию, а затем в Париж. Родители отправили её учиться в русскую гимназию в Чехословакию, в город Моравска-Тршебова, Валентина окончила гимназию в 1930 году. Там она сдружилась с Аллой и Анатолием Штейгерами, ставшими впоследствии известными поэтами, скульптором Александром Головиным, а любимым преподавателем стал филолог Владимир Перемиловский.

В 1930 году Валентина Васютинская вернулась в Париж, вышла замуж за белогвардейского офицера Бориса Алимова. В конце 1930-х она сближается с Тэффи, о которой оставит воспоминания. Тэффи поощряет её литературное творчество. Однако при жизни были опубликованы лишь её повесть «Каменный ангел» (журнал «Возрождение», № 207, 1969) и рассказ «Блаженная» («Новое русское слово», Нью-Йорк, 1952).

В 1947-50 годах Валентина Васютинская учится в Школе Восточных языков у доктора Пьера Паскаля, с успехом сдаёт выпускные экзамены и получает место ассистента преподавателя русского языка в Бордо. В 1955-м оканчивает университет в Бордо, после чего переезжает обратно в Париж, где преподаёт русский язык в различных гимназиях, а затем и в Школе Восточных языков.

Именно в школе, в Бордо, она встречает главного человека своей жизни — Жана-Клода Маркаде, который был её учеником. В 1958 году они начинают жить вместе, в 1966-м — венчаются. Оба начинают заниматься исследованиями в области истории искусства, в первую очередь русского и украинского. Валентина Маркаде публикует в эмигрантских изданиях — русско- и украиноязычных — целый ряд статей по русской и украинской истории, литературе и искусству. Много внимания они уделяют с мужем творчеству Казимира Малевича. В 1969 году Валентина Дмитриевна защищает кандидатскую диссертацию по истории русского искусства, которая в дальнейшем была издана в виде монографии под названием «Le Renouveau de L’Art Pictural Russe, 1863—1914» в издательстве «L’Age d’Homme» в Лозанне. Она становится пионером по изучению русского искусства во Франции и первой декларирует то, что в истории русского искусства XX века нельзя разделять художников, живших в России и СССР, и художников-эмигрантов. Вскоре её назначают приват-доцентом в Школе восточных языков, где она преподаёт историю русского искусства. Многочисленные её публикации выходят во французских журналах.

В 1981-м Валентина Дмитриевна защищает докторскую диссертацию на тему «Вклад в изучение украинского изобразительного искусства». В 1990-м в Лозанне она выходит отдельной монографией («L’Art d’Ukraine», Éditions L’Âge d’Homme).

Обе монографии Валентины Дмитриевны ставят её в ряд первых в истории исследователей русского и украинского авангарда — наряду с Камиллой Грей, Ларисой Алексеевной Жадовой, Шарлоттой Дуглас.

Первая публикация на Портале в 2022 году.

Print Friendly, PDF & Email
Share


СТАТЬИ В ЖУРНАЛЕ "СЕМЬ ИСКУССТВ"