Номер 9(170)  сентябрь 2024 года  

Мир науки

Евгений Беркович
О студенческих общежитиях в Цюрихе, или О некоторых неточностях в биографиях Эйнштейна
Смешную оговорку Зелига, когда две квартирных хозяйки Эйнштейна превращаются в три, повторяют потом многие биографы Эйнштейна, изучавшие его жизнь не по первичным архивным документам, а по книгам своих предшественников. Для них биографии Эйнштейна, написанные Зелигом, играют роль Священного писания, откуда они некритически черпают разнообразную информацию, в том числе и ошибки.

Лев Резник
В поисках «потерянного» магнитного монополя Перегрина-Максвелла-Кюри-Дирака
Положительный результат этого творческого труда имел бы «огромные последствия для современной физики», причем, не только для физики элементарных частиц, но и для некоторых теорий Великого Объединения, которые либо предсказывают, либо «требуют» — чтобы стать завершенной научной Теорией — присутствия этой отсутствующей (пока?) элементарной частицы, на которой давно и прочно впечатано клеймо гипотетичности.

Психологические тетради

Ицхок Адирим
Основы теории «Искусственного интеллекта» и «Естественного сознания»*
Представленная и описанная типология, основанная на методе анализа и синтеза, относительно легко формализуется и алгоритмизируется. И поэтому ее можно использовать для любого объекта или предмета, а не только для ИИ! По-прежнему важно участие человеческого мозга, например, в поиске особенностей и свойств предметов, в выборе критериев набора типов! Необходимо также точное знание предмета и определенная творческая сила! Итак, снова синергия благодаря совместной работе ИИ и ЕС!

Культура

Борис Рушайло
«Дуэль», или Фильм Хейфеца vs повесть Чехова
Лаевский обратит "глаза в душу" и под звуки очистительной грозы найдет если не смысл, то цель своей жизни в искуплении того зла, которое он содеял. И первый шаг на этом пути — спасти "несчастную, порочную женщину", в которую он превратил доверившуюся ему Надежду Федоровну.

История

Юрий Кирпичев
Синоп — пиррова победа
Можно задавить революцию польскую, венгерскую, но некоторые даже России не по зубам. И Тютчев, и Чаадаев, и Николай I не уделили должного внимания самой опасной для отсталой империи революции — промышленной, научно-технической.

Ольга Ушакова
Петр Ильинский
Петр Ильинский, Ольга Ушакова: Дневники Наташи (Натальи Борисовны) Ильинской, 1941–1942 гг.
Ночью проснулись от выстрелов. Дом дрожал. Мы так были перепуганы и не знали, что делать. Инна и Олег со страху полезли на горшок. Тетя Оля плакала, Лидия Дмитриевна тряслась. Один Александр Ефимович был спокоен и успокаивал всех.

Галерея

Игорь Мандель
Интеллектуальное искусство
Секс и эротика в целом — настолько эмоциональные вещи, что говорить об их "интеллектуальном постижении" в искусстве как-то не популярно. Однако, среди огромного количества произведений с эротической компонентой можно выделить несколько исключительно сильных работ, в которых досконально известное каждому взрослому занятие предстает с совершенно неожиданной стороны, что уже включает наш мыслительный аппарат и заставляет задуматься — а так ли там все просто.

Музыка

Марк Горенштейн
Партитура моей жизни
Как дирижёр я был очень молод, да ещё по своему воспитанию настоящий «совок», опыта как выживать в этой профессии никакого, а имея ввиду вечно сомневающийся характер, мне стало казаться, что, потеряв эту работу, уже никогда другой не случится. Как говаривала одна моя знакомая, его не надо жрать, он сам себя сожрёт.

Люди

Татьяна Булгакова
На обочине (к 95-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти Георгия Петровича Щедровицкого (23.02.1929-3.02.1994))*
Откровенно и честно написать о нем никому, даже близким и родным, которые достойно тащат на себе его необъятное наследие, не удается, даже ученикам… Мы, хоть на миг попавшие на «обочину» его остановки, просто носим этот ожег от встречи с ним, каждый — на своём сердце, и этот рубец, вроде бы, и зажил, замолк, переболел, но не от боли, а от странного восторга граничащего с полнейшим непониманием себя, рядом с ним.

Мемуары

Владимир Алейников
Осталось навсегда
Эрнст с Диной вручили мне подарки, устроились рядышком на тахте — и охотно присоединись к общему веселью. Подобные празднества в прежние годы никогда не были просто выпивкой. Обязательно были и задушевные беседы, и разговоры на серьёзные темы, и — чтение стихов. Поэтому Эрнст через какое-то время попросил меня почитать стихи. Гости затихли, настроились на поэзию, будто на высокие, всем тогда необходимые частоты и волны.


Из воспоминаний об ALMA MATER

Вера Сенченко
Марина Гуро
Вера Сенченко, Марина Гуро: Первая картошка, или Испытание на прочность
Поварих одолевали две беды: вечно голодные, как волки, студенты и хроническая нехватка сна. Обычно в час дня первыми прибегали грузчики — забрасывание мешков с картошкой на грузовики способствовало отменному аппетиту. За ними подтягивались остальные студенты. После обеда кухня и столовая напоминали поле после битвы: беспорядочно сдвинутые столы и стулья, опустошенные подгоревшие кастрюли, горы грязной посуды, объедки и полчища му

Поэзия

Максим Д. Шраер
Давид Шраер-Петров
Давид Шраер-Петров: Желтая звезда. Поэма. Подготовка текста и публикация Максима Д. Шраера
Это дуракаваляние,
Эта дружба второпях,
Это душеизлияние
С безучастием в глазах

Евгений Сухарев
Отцовская линия. Харьковская поэма*
Ах, моя Ганя Якiвна,
с первого самого дня
пуще кровного всякого
ты пестовала меня.

Валентин Нервин
Афористишия
По жизни выпито немало:
текила, виски, «Абсолют»…
Поэты пьют ни что попало,
а что прозаики нальют.

Валерий Черешня
«Ни о чем сказать, как обо всём»
Внутри ни шороха, ни всплеска.
Так больно думать и смотреть,
как будто навели на резкость
добро и зло, и жизнь, и смерть.

Виктор Каган
какие времена такая речь
Смеюсь, в тебе отражаясь,
в тебе отражаясь, плачу,
в плечо твоё утыкаюсь и затихая молчу,
и понимаю — вот он момент, когда что-то значу,
хоть уже смерть обнимает и хлопает по плечу.

Проза

Елена Биндер
Букинист*
И Регине Павловне, уже привыкшей к ухоженной жизни в эмиграции, вдруг безудержно захотелось туда — в ее нищее прошлое, на московскую кухню, где творилась жизнь и где навсегда осталось что-то настоящее, без чего все остальное не имеет никакого смысла.

Дмитрий Раскин
Завещание. Рассказ
У него два наследника: Галя, дочка, и сын, Костик. И кому из них что? Андрей Анатольевич вдруг понял – поровну здесь не получится. Квартира его родителей в самом центре, на красной линии. А его квартира, возникшая в результате развода с Наташей и размена их общей жилплощади, в спальном районе – панельный дом, первый этаж, и стоит вдвое дешевле, наверное.

Владимир Резник
Искусство перелистывать ноты
Сержант подошёл, постоял молча, затем обошёл маты и остановился сбоку лежащей. Взял вялую, словно бескостную руку несопротивляющейся девушки и развернул её раскрытой ладонью вверх. Затем расстегнул штаны и, достав член, вложил его в Настину ладонь.

Павел Товбин
Запах яблока
Даже деньги там пахли рыбьей чешуей, правда платили они аккуратно. Я только всё время пугалась, когда ко мне обращались: я ведь не понимаю почти ничего. Наш язык тёплый, ласковый — он течёт во рту. А в их языке слова будто острые осколки, их больно языком поворачивать. Не смогла я его выучить, как ни старалась. Каждый вечер открою учебник, который привезли из дома, и всё повторяю-повторяю.

Леонид Гиршович
Жили два товарища, оба хуже
«Роды проходили под местным наркозом головы». Увы-увы, этого не скажешь. Зачала — да, под местным наркозом головы, непорочно. Нет чтоб наоборот: родить без чувств — «самой спеленати», как Мария-Дева: родив, сама же спеленала, так безболезно. Сутки мучилась! Уже околоплодные воды расступились, грозя сгубить плод, и уже хирург изготовился занести нож над чревом с намерением рассечь, как собственными силами разродилась.

Переводы

Джеймс Тейт
Виктор Райкин
Джеймс Тейт: Пятнадцать стихотворений в прозе. Предисловие и перевод с английского Виктора Райкина*
Творческий метод и стиль Тейта прошёл длинный путь от парадоксального, напряжённого верлибра ранних стихотворений до сухой, прозрачной стихопрозы его последней книги «Dome of the Hidden Pavilion», увидевшей свет уже после смерти автора. Большинство стихотворений в этой подборке взяты из этой книги.

Сцена и экран

Елена Матусевич
Поезд номер 84. Одноактная пьеса
ДАМА, ИНОСТРАННАЯ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ. Извините, это место свободно?
ДАМА. Свободно, пожалуйста. Bitte, bitte. Если вас не смущает собака. У неё, кстати, тоже есть оплаченный билет. Содрали кучу евро, можете мне поверить. Лео, подвинься, mein Schatz, не бойся даму. Дама обожает собак. Я это сразу вижу. Мне, знаете, достаточно взглянуть на человека… У меня такая интуиция ⎯ это моё орудие труда, да. Nehmen Sie, bitte, Platz.

Евгений Лейзеров
…И не кончается строка. По роману «Дар» Владимира Набокова
Что ж, мне это начинает нравиться. В наше страшное время, когда у нас попрана личность и удушена мысль, для писателя должно быть действительно большой радостью окунуться в светлую эпоху шестидесятых годов. Приветствую.

Страны и народы

Татьяна Вольтскаяx
Грузинский блокнот
Море слегка штормит. Между галькой прячется крупный серый песок, и, взметая его, волна делается грязно-серой. Я сижу на соломенной подстилке из ближней лавки и стареньком полотенце с собаками, привезенном из дома. Когда-то им вытирался маленький Ваня, потом Ваня вырос, а полотенце состарилось, больше его никто не любит, вот я и привезла его сюда, вместе с еще несколькими такими же сиротками. Зато здесь они стали для меня драгоценными: посмотришь – и вспомнишь.

Эссе

Евгений Деменок
Записки с коврика для йоги
Задавая себе вопрос «зачем жить», я нахожу два ответа — ради удовольствия и ради познания. Помощь другим, бескорыстная, искренняя, тоже в конце концов приносит удовлетворение, а значит, и удовольствие. Но ведь и познание приносит удовольствие. Значит, я живу ради удовольствия.


Печатаем с продолжением

Ольга Балла-Гертман
Дикоросль
Воздержание от действия ничуть не менее важно и человекообразующе, чем само действие, а с прибыванием возраста, чувствую я, всё важнее и важнее. Прямо-таки, я бы сказала, всё насущнее и неотменимее.

Читальный зал

Григорий Яблонский
Сон ясновидящего и Смерть Анны
Анна понимает его подлость и так это определяет: «Вы называете жестокостью то, что муж предоставляет жене свободу, давая ей честный кров именно только под условием соблюдения приличий. Это жестокость?» — спрашивает он Анну. И она вскрикивает: «Это хуже жестокости, это подлость, если уже Вы хотите знать».

Зинаида Прейгер-Долгова
Недетский детский писатель – Марина Потоцкая
Рассказы недетской детской писательницы Марины Потоцкой возвращают взрослых в детство, вызывают воспоминания и желание поделиться ими с детьми. К сожалению, такие разговоры становятся редкостью. Всегда взрослые бабушки-дедушки, мамы-папы могут вызывать любовь, уважение, восхищение или… раздражение, но настоящая близость возникает в те минуты, когда ребёнок вдруг узнаёт, что его строгий папа или дедушка прыгали со скалы в реку, а бабушка лезла через высоченный забор


* - дебют в журнале


x - признан российскими властями иностранным агентом



©"Семь искусств"