|
|
|
|
|
|
|
|
Номер 10(114) октябрь 2019 года
|
|
|
|
Мир науки |
Валентина Березанская
Беседы о Ландау*
Ландау вообще был не очень предан и заинтересован в искусстве. Литературу он ещё знал. Но его любовью была история. Тут он многое знал. Он читал историю, скажем, России. Он читал такие книги по истории, которые не пользовались популярностью.
|
|
Моисей Каганов
Непростая история
На протяжении всей своей научной жизни Ландау цитировал только то, что было необходимо для понимания его статей. Похоже, Ландау всегда исходил из того, что автор не обязан заниматься историей науки, а должен донести до читателя тот новый результат, который он получил. Надо признаться, что к заимствованиям Ландау относился строго.
|
|
Игорь Биленко и др.
История открытия гравитационных волн*
Для Эйнштейна существование гравитационных волн, как показывают его письма коллегам, изначально не было самоочевидно и только углубление в собственные уравнения дали ему основания для некоторой уверенности. Хотя, как мы увидим, и позднее он был готов расстаться со своим детищем.
|
|
|
Философия |
Валентин Турчин
Валерий Нозик
Владимир Балтер
Валентин Tурчин: Диалог о метасистемном переходе. Публикация и предисловие Валерия Нозика. Перевод с английского Владимира Балтера
Независимо от той роли, какую в нашей жизни играет современное искусство, классическое искусство не сияет меньше, что резко контрастирует с ситуацией в науке (кто сейчас читает оригинальные труды Галилея и Ньютона?). Что сделано в искусстве, — а я имею в виду, конечно же, искусство всех времён и народов — то сделано, и не так уж много может быть добавлено.
|
|
|
История |
Валерий Сойфер
Ленин и Сталин против интеллигенции
Но в судьбу института вмешались личные пристрастия Сталина, которому генетика представлялась лженаукой с её представлениями о стабильности генов. Такие взгляды противоречили надеждам Сталина на быстрое изменение сознания людей и возможности «лепить» новые формы организмов целенаправленно.
|
|
|
Культура |
Владимир Фрумкин
Лев Лосев
Лев Лосев: Из литературного дневника. Публикация и предисловие Владимира Фрумкина
Балансируя, чтобы сохранить власть, фашисты прилагают усилия к тому, чтобы затуманить, сделать как можно более неясным, кому же в обществе польза от нового режима. Тактика здесь одна: неустанно переключать внимание населения с экономических и политических проблем на единство нации, ее военную мощь, и в особенности на всевозможные массовые ритуалы.
|
|
|
Галерея |
Максим Франк-Каменецкий
Двуликий Тёрнер
Констебл проникся красотой Солсберецкого собора и написал множество его изображений задолго до того, как страстной любовью к этому архитектурному памятнику воспылали два героя России, что имело трагические последствия как для ряда жителей старинного города Солсбери, так и для российско-британских отношений.
|
|
|
Музыка |
Анжелика Огарева
Наш друг с Востока
Вернувшись в Ташкент в 1937 году, М. Ашрафи потеснил работавших в театре репрессированных композиторов и дирижеров театра Г. Мушеля, и А. Козловского. Его назначили руководителем и главным дирижером ташкентского театра оперы и балета. Властям и в голову не приходило, что национальный кадр и активный комсомолец ― это еще не дирижер, а ведь известно, что плохой дирижер может «разболтать» слаженный оркестр за три-четыре репетиции, чего и достиг Ашрафи.
|
|
|
Гуманитарная география |
Александр Левинтов
Дунайский регион
Красота, измеряемая на пиломатериалы, перестает быть красотой. Видеть в кроткой лани несколько килограммов шашлыка, в северном лебеде — ведро мяса, а в Куликовском поле — идеальное пространство для водохранилища — вот чему научила нас советская жизнь.
|
|
|
Педагогика |
Тамара Ветрова
Mост до середины реки
Не только мы формируем речь — речь так же формирует нас. В этом волшебном клубочке все не столько запутано, сколько взаимосвязано. Надо ли объяснять: чтобы "красиво" заговорить, прежде следует научиться "красиво" думать; вообще — стать, сколько хватает сил, тонким, умным, красивым человеком.
|
|
|
Люди |
Александр Левковский
Интервью с Диной Рубиной
Занятия прозой — ремесло отчаянное, проклятое, мучительное… и часто безрадостное. Вернее, есть, конечно, радость, когда роман закончен, и ты наводишь последний лоск на фразу и ставишь последний штрих в финале. Это да. Ну, и ещё момент, когда берёшь в руки только что изданную книгу… Всё остальное — тяжёлый труд, скука мучительных будней, однообразие бурлацкого расписания жизни.
|
|
Виталий Левин
Л.А. Растригин — учёный, педагог, организатор науки
После смерти Л.А. Растригина научная работа по теории и применениям случайного поиска на постсоветском пространстве фактически прекратилась. Однако, к счастью, при жизни Леонард Андреевич со своими учениками успел сделать главное — показал эффективность нового метода анализа и синтеза сложных технических и иных систем.
|
|
Наталия Слюсарева
«А жизнь чиста...»
Одна из таких сердобольных знакомых почитательниц, сварив суп, позвала как-то на ужин к себе Владимира Алейникова и Евгения Рейна. Но западло поэтам хлебать щи на скатертях в теплой комнате. Подхватили тарелки с горячим и — прочь из подъезда на улицу. К кому пойдет поэт? Конечно к своему брату — на Тверской сквер.
|
|
|
Мемуары |
Дмитрий Бобышев
ЗЫ, или POST SCRIPTUM
Сдержанно обнялись, ветераны и великаны XX века; появилось угощение, и Лён тут же за высоким столиком принял меня в Академию Русского Стиха, коей он был президентом. Вдруг стать академиком, хотя и потешным, было забавно... И ничего, что какой-то молодой классик выхватил из-под носа блюдо с пирожками, — Генделев сумел удержать бутылку с коньяком.
|
|
Печатаем с продолжением
Владимир Алейников
Слово СМОГ
Губанов слушал меня с таким напряжением страшным во всём его крепком теле и с таким вниманием острым на бледном его лице, с таким нутряным, наружу рвущимся, жгучим огнём в чернеющих непоправимо расширенными зрачками, как-то чутко и слишком пристально распахнутых на меня, из-под скомканной чёлки, глазах, что почему-то стало мне за него тревожно.
|
|
|
Поэзия |
Валерий Скобло
Из "Городских стихов 70-х"
Весь пронизанный светом
Апреля мой город хорош,
Но романтики в этом,
Я знаю теперь, ни на грош.
|
|
Аркадий Сандлер
Человек - любовь. Стихи*
человек — собранный из слов
из обрывков фраз
из обломков букв
из черноты зрачка
и из кожи, что помнит
прикосновение губ
|
|
Леонид Дынкин
Друзьям последнего призыва
В каких бы новых ни бывал местах,
я непременно поклонюсь сердечно
земле, приюту, встрече скоротечной,
и памяти о местных божествах.
|
|
Леопольд Эпштейн
Ветер в сухом тростнике
Пакуем в штабеля потерянное время:
За каждый кубометр — пять девяносто пять.
Я подсчитал вчера (возможно, и неверно),
Что пару лет ещё придётся паковать.
|
|
Печатаем с продолжением
Владимир Алейников
Отзвуки праздников
Время оно всегда непреклонно
Выдвигает как довод закат,
Не богаче бубнового звона
Посреди растрепавшихся карт.
|
|
|
Проза |
Александр Матлин
Москва, 1949
Коляга был самый старший из нас, ему уже исполнилось тринадцать. Колягу слушались, безоговорочно признавая его превосходство. ― Вали, вали, чего сидишь ― повторил он. ― Тебе там мамочка, небось, курочку приготовила. Слово «курочку» он произнёс нарочито картаво, звучало как «кухочку». Все засмеялись. Когда Коляга острил, полагалось смеяться.
|
|
Светлана Бойм
Наталья Стругач
Светлана Бойм: Отторжение. Публикация и предисловие Натальи Стругач*
Света добилась самостоятельно очень многого: поступила в Бостонский университет стипендиатом, защитила диссертацию, стала полным профессором Гарвардского университета, написала несколько серьёзных монографий, пьесу, роман, серию рассказов. Её книги переведены на многие языки.
|
|
Нина Воронель
Польская рапсодия (отрывок из второго тома романа «Былое и Дамы»)
То, что Гарри обнаружил в покоях кайзера, огорчило его больше, чем общий разгром и разорение. Обрывки любимых картин последнего Гогенцоллерна говорили о его низменном обывательском вкусе, обломки его кресел кричали об отсутствии у монарха даже ничтожного представления о прекрасном, осколки его зеркал отвергали малейшую надежду на его понимании мира.
|
|
Виталий Челышев
Букинист. Лирическая новелла о негодяе
Женщины не спят с машинами. Уж лучше с пьяным, но живым. Одних мы любим за красоту, других — за силу, третьих — за ум, четвёртых — за увлечённость, пятых жалко, шестые нас жалеют. А ты — робот с числовым программным управлением. И ты хочешь быть похожим на людей. Чтобы людьми пользоваться.
|
|
Владимир Резник
Квартира без номера
Выходило по рассказу, что существует в Питере такая старая, заброшенная квартира, похожая на бывшую коммуналку. Только вот открывается она не всем, не каждый может даже увидеть эту обитую чёрным, с продранным местами дерматином и вылезающими из прорех клочьями войлока дверь, а не то что войти в неё. Квартира сама решает, кого впустить. Сама определяет, заслужил ли путник отдых, достаточно ли настрадался, намучился, — достоин ли.
|
|
Леонид Гиршович
Конец света. Фрагменты романа
Голова Престо «торчала» на высоком стеклянном столике о четырех металлических ножках. От перерезанных артерий и вен, через отверстия в стекле, попарно тянулись трубки к баллонам. Одна из них толстой кишкой выходила из горла и сообщалась с большим цилиндром. И цилиндр, и баллоны были снабжены кранами, манометрами, термометрами.
|
|
|
Переводы |
Эрих Нефф, фон
Олег Кустов
Эрих фон Нефф: Осенняя мозаика. Стихи. Перевод с английского Олега Кустова*
Ночной клуб в Тихуане забит до отказа
тела наши движутся, тесно соприкасаясь,
пока оркестр исполняет танго
В воздухе витает дым сигарет
|
|
|
Сцена и экран |
Олег Кац
Катарсис. Литературный сценарий полнометражного фантастико-приключенческого фильма
Глубокая ночь. Эфиопия. Аксум. У небольшой церкви из розоватого камня, подсвеченной фонарем у входа, священнослужитель в балахоне, вооруженный калашом, висящим стволом вниз на плече, позевывая, брел по дворику. От стены отделилась фигура в черном, бесшумно подскочила сзади, закрыла жертве большим тампоном рот и нос. Монах дернулся, потом медленно сполз на землю.
|
|
|
Эссе |
Наталия Кравченко
Дом, где нас заждались (ненаписанное эссе)
Помню, как меня поразил тогда этот узелок, который собирал Давид себе в дорогу. В доме полно сумок, удобных пакетов с ручками. Откуда, из каких дебрей сознания всплыл в его смутной памяти этот старорежимный узелок? Из фильмов военной поры? Из фразы «узелок на память»? Из мультфильма про ёжика в тумане?
|
|
Печатаем с продолжением
Ольга Балла-Гертман
Дикоросль
Лучше писать, чем говорить (письмо ― лучшая разновидность речи: речь, обогащённая всеми достоинствами молчания). Лучше читать, чем писать (чтение ― лучший способ письма: вписывание в себя изначально чужого текста ― и разрастание за его счёт). Но вот лучше чтения нет всё-таки ничего.
|
|
|